Пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО) размещают на технических станциях (сортировочных и участковых), где производится смена локомотива, а также на станциях, предшествующих затяжным спускам, где предусмотрена остановка поездов по техническим причинам (по перечню, устанавливаемому начальником дороги). Основной задачей ПКТО является выявление и устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, а на станциях перед затяжными спусками — полное опробование тормозов с выдержкой в заторможенном состоянии. В состав ПКТО включают путь или тупик, оборудованный для производства текущего ремонта вагонов (ТР-2).
Схема технического оснащения ПКТО приведена на рисунке - 3.11.
Некоторые ПКТО размещены на станциях, где имеется вагонное депо, поэтому их схема построена с учетом наличия на станции вагонного депо. ПКТО обычно оснащены диагностическими устройствами ДИСК— БКВЦ.
Посты опробования тормозов (ПОТ) размещены на участках обращения локомотивов длиной более 600 км на одной из станций, где производится смена локомотивных бригад, но нет ПТО. Назначение — полное опробование тормозов от локомотива и выдача справки о тормозах ф. ВУ-45. Производится также контрольный осмотр вагонов.
Схема технического оснащения ПОТ аналогична схеме ГТКТО.
Контрольные посты (КП) предназначены для выявления в движущихся поездах неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения поездов. Контрольные посты размещены на промежуточных станциях грузонапряженных участков через 25—35 км и оснащены аппаратурой ДИСК — БКВЦ. После перевода вагонов на роликовые подшипники роль, назначение и практика использования КП существенно изменились. Большинство КП работает в режиме ожидания редких событий, выявляя единичные случаи появления опасных дефектов в течение года. Поэтому наблюдается тенденция объединения контрольных постов в автоматизированные системы, используя возможности подсистемы ДИСК-Ц (системы РИСК-Т, АСК ПС, Инфотекст).
Рисунок - 3.11. Схема технического оснащения пункта контрольно-технического обслуживания вагонов:
1 - стеллажи для запасных частей; 2 - здание ПТО (служебно-бытовые помещения); 3 - домкраты; 4 - козловой кран; 5 - путь для хранения колесных пар; 6 - тупик для ТР-2; 7 - колонки переговорно-оповестительной связи; 8 - прожекторы; 9 - помещение для обогрева и отдыха бригад
В этих системах аппаратура КП соединена с центральным постом на узловой сортировочной станции, а на станциях размещения КП нет работников вагонного хозяйства.
Пункты технической передачи вагонов (ПТП) размещают на станциях примыкания подъездных путей крупных промышленных предприятий. Основное их назначение — контроль за техническим состоянием вагонов после погрузки и выгрузки для обеспечения сохранности вагонного парка. По объему работы ПТП подразделяют на четыре категории: 1-я — передача более 1000 вагонов в сутки; 2-я - от 500 до 1000; 3-я - от 300 до 500; 4-я - от 50 до 300.