Вагонные депо в полном составе подразделений проектируют в процессе строительства новых железных дорог. На действующих дорогах имеется вагонное хозяйство, поэтому обычно планируется ввод новых или реконструкция существующих отдельных объектов:
главного производственного корпуса депо; ремонтно-экипировочных пассажирских депо; пунктов технического обслуживания вагонов; пунктов экипировки рефрижераторного подвижного состава; помещений отдельных производственных участков и отделений.
Как правило, используют типовые проекты зданий и сооружений, при этом производится привязка будущего объекта к выделенному земельному участку: ориентация на местности, проектирование и подключение коммуникаций, учет экологических требований (очистка воды, утилизация и захоронение отходов и т.д.). Проектирование, привязку типовых проектов и разработку реконструкции осуществляют проектные организации по заданиям железных дорог.
В состав задания включают основные данные будущего (реконструируемого) предприятия: наименование (депо, ПТО и т.д.), основание для проектирования, место строительства, номенклатура (название) продукции, годовая программа (объем выпускаемой продукции), типы и вид ремонта ремонтируемых или обслуживаемых вагонов, специализация и кооперирование с другими предприятиями, источники снабжения энергоресурсами: электроэнергией, теплом, газом, а также водой, объем сброса сточных вод и требования к их очистке, стоимость строительства, эффективность капвложений.
Проектирование новых депо или крупных подразделений депо осуществляют в два этапа (стадии): первый — разработка технического проекта с расчетом сметы расходов; второй — рабочая техническая документация.
Технический проект состоит из следующих частей: общей, технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, организационной и сметной.
Рабочая документация состоит из рабочих чертежей, смет, заказных спецификаций и задания на разработку нестандартного оборудования.
Выполненный проект согласовывают с заказчиком (дорогой) и подрядчиком (строительной организацией). Для организации строительства или реконструкции депо вносят в титульный список объектов капитального строительства для финансирования.
Работа над проектом начинается с составления генерального плана или внесения изменений в существующий план. Под генеральным планом понимают план территории депо, ориентированный по сторонам света, с обозначением рельефа и формы площадки, с размещением всех существующих и проектируемых зданий, сооружений и коммуникаций, включая рельсовые дороги и примыкание к железнодорожной станции, а также зеленых насаждений и ограждений (заборов).
Чертеж генерального плана выполняют в масштабе 1:500 или 1:1000 в условных графических изображениях и обозначениях по ГОСТ 21.108-78.
В процессе разработки генерального плана депо предусматривают следующие основные требования:
- взаимное расположение производственных зданий и помещений в зданиях и объединение их в блоки должно обеспечивать поточность производства и кратчайшие пути транспортировки объектов производства;
- размещение зданий и сооружений по отношению к сторонам света и направлению преобладающего ветра должно соответствовать их лучшему естественному освещению и аэрации;
- должна быть обеспечена наименьшая протяженность энергетических коммуникаций;
- должны строго выполняться правила и нормы пожарной безопасности, санитарно-технических условий, охраны окружающей среды;
- необходимо максимально использовать территорию депо под застройку (коэффициент плотности застройки не менее 0,4, коэффициент использования площади равен 0,7 — 0,8);
- должна быть обеспечена удобная подача вагонов в ремонт и уборка после ремонта без пересечения главных путей и без угловых потоков;
- следует предусмотреть возможность реконструкции депо в будущем за счет увеличения площади застройки.
Разработка проекта начинается с выполнения технологической схемы производства (технологической части), на основании которой составляются план главного корпуса и общий план основного производства. Размеры и площади производственных помещений принимают в соответствии с нормами технологического проектирования депо на заданную программу ремонта и технического обслуживания вагонов. Помещения подразделений основного производства: вагоносборочный, тележечный, колесно-роликовый, Ремонтно-комплектовочный — размещают в главном корпусе депо в соответствии с разработанной ранее технологической схемой производства. Предусматриваются производственные площадки для складирования и хранения материалов, запасных частей, металлолома, стружки, а также колесный парк. На территории депо должны быть автомобильные дороги шириной: для одностороннего движения — 4,5 м и для двухстороннего — 6 м, а также пешеходные дорожки шириной 0,75 м. Путевое развитие депо должно обеспечивать возможность маневровых работ по подаче и уборке отремонтированных вагонов. На территории депо может быть котельная или теплопункт, трансформаторная подстанция энергоснабжения, компрессорная, а также устройства для очистки сточных вод производства. Схема генерального плана депо приведена на рисунке - 3.40.
Рисунок - 3.40. Схема генерального плана депо для ремонта грузовых вагонов: железнодорожные пути: 6 - хранения колесных пар; 10 - ремонтные; 11 - трак-ционные; 13 - парка станции;
дороги: 3 - шоссейная; 7 - автомобильные внутренние;
здания: 1 - склад лесоматериала; 2 - гараж; 4 - административный корпус; 5 - водоочистные сооружения; 8 - котельная; 9 - трансформаторная подстанция; 12 - столовая; 14 - склад горючесмазочных материалов; 15 - механизированный участок по разделке вагонов в металлолом; 16 - кладовая запчастей; 17 -главный производственный корпус
Генеральный план, план главного производственного корпуса депо, планы помещений производственных участков с размещением в них оборудования должны разрабатывать специалисты-проектировщики, хорошо знающие технологию ремонта, технического обслуживания вагонов и организацию вагоноремонтного производства. В процессе разработки технологической части технического проекта и затем рабочей документации следует также учитывать требования строительных норм и правил (СНиП).