Различают следующие основные цели реконструкции депо:
- увеличение производственной мощности;
- ввод новых подразделений депо в связи с появлением вагонов новых типов и с существенным изменением конструкции вагонов;
- переход на поточную форму организации ремонта вагонов;
- переход на новый вид продукции;
- улучшение условий труда.
Реконструкция существующих депо выполнялась в течение последних 35-40 лет, в связи с постепенной заменой двухосных вагонов четырехосными, с оборудованием вагонов автосцепкой и роликовыми подшипниками, а также в связи с появлением тележек новых типов.
Используют многочисленные варианты реконструкции в зависимости от местных условий (рисунок - 3.41): строительство нового здания вагоносборочного участка (ВСУ), по новым нормам (рисунок - 3.41, а, г); удлинение существующего здания ВСУ или строительство здания участка подготовки вагонов (рисунок - 3.41, б, в).
В первом случае здание старого ВСУ используют для увеличения производственной площади основных участков: тележечного и колесно-роликового. Увеличение производственной площади депо за счет ввода участков ремонта тележек, букс с роликовыми подшипниками и автосцепного оборудования было необходимо во всех случаях при переходе на четырехосные вагоны, оборудовании вагонов автосцепкой и роликовыми подшипниками. До сих пор остается часть депо постройки 1933—1935 гг. с ВСУ, выполненными по старым нормам (ширина помещения на два пути 15м), хотя высота зданий увеличена и установлены мостовые краны с подкрановыми путями на металлических колонках. Проблема реконструкции старых депо окончательно не решена, и необходимы типовые решения, т.к. в депо, построенных по старым нормам, невозможно использовать современные технологии и не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности.
Рисунок - 3.41. Варианты реконструкции депо, построенных по старым нормам: 1 — вагоносборочный участок в здании, построенном при реконструкции; 2 — здание вагоносборочного участка до реконструкции; 3 — помещения производственных участков ремонта узлов до реконструкции; 4 — дополнительные помещения участков ремонта узлов, введенные при реконструкции; 5 — здание участка подготовки вагонов к ремонту
Рефрижераторные и контейнерные депо часто размещены в приспособленных помещениях. Большинство вагоноколесных мастерских, находящихся в старых зданиях, не соответствует современным требованиям. Во многих депо в результате многократной реконструкции в разное время и без общего плана получились сложные и запутанные схемы размещения подразделений. Нуждается в уточнении схема размещения депо на дорогах, т.к. существенно изменились хозяйственные связи и соответствующие им вагонопотоки.