Электрическим и комбинированным отоплением

В соответствии с правилами Международного союза по пасса­жирским и багажным вагонам для электрического отопления ваго­нов могут применяться переменный ток напряжением 1500 В часто­той 16 2/3 или 50 Гц и постоянный ток напряжением 1500 и 3000 В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000 В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50 Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает ток без преобразования с электровоза через междувагонные элект­рические высоковольтные соединения и подвагонную магистраль.

При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц переменный ток в главном трансформаторе электровоза пре­образуется в переменный напряжением 3000 В частотой 50 Гц. Для высоковольтного оборудования вагонов род тока значения не имеет.

Для передачи электрической энергии на отопление на каждом вагоне установлены межвагонные электрические соединения, вклю­чающие штепсель, гнездо-розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат соединительными элемента­ми высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после открытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.

Сроки отопления состава от электровоза (подключения соста­ва к электровозу) установлены МТиК для большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.

Проверка комплектности и исправности электрооборудова­ния вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться за 20 дней до отопительного сезона.

В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты. Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из хо­лостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверя­ют ключом отопления.

Межвагонные соединения других вагонов проверяют без разъединения. Открывают ящики с электрооборудованием и ос­матривают электрические аппараты. Проверяют состояние види­мых заземляющих шунтов на котлах комбинированного отопле­ния и на защитных кожухах электрических печей. Системы элект­рического или комбинированного отопления проверяют на функ­ционирование аппаратов управления и сигнализации. Проводят измерение сопротивления изоляции магистрали: сопротивление одного вагона должно быть не менее 20 МОм, состава до 24 ваго­нов — не менее 1,2 МОм.

За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или элек­тровозу. Во время отопления проверяют работоспособность элек­троотопления по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18 — 22 °С.

В пунктах оборота контролируют состояние межвагонного со­единения головного вагона, осматривают электрооборудование и проверяют систему электрического или комбинированного ото­пления на функционирование.

Техническое обслуживание электрооборудования высокого напряжения поездов с оборотом до трех суток производят в пункте формирования через 6 суток. Электрооборудование отопительных установок вагонов в эксплуатации должно работать только в авто­матическом режиме управления.

На каждом пассажирском поезде, сформированном из вагонов с высоковольтным комбинированным или электрическим отопле­нием, должен быть только один из клю­чей отопления. Для проверки устройств отопления поезда на электро­возах в депо их приписки должны быть ремонтные ключи, выдача которых с электровозом под поезд запрещена.

На ключе отопления должны быть нанесены код дороги, условный номер депо и порядковый номер ключа. Для учета ключей в депо ведется книга их выдачи и получения. Запре­щается лицам, обслуживающим высоковольтное отопление, и ло­комотивным бригадам иметь и применять другие ключи и приспо­собления для открывания межвагонных соединений и ящиков с аппаратурой.

Соединяет и разъединяет отопительную магистраль головного вагона и электровоза поездной электромеханик в присутствии машиниста ключом от электрических цепей управления электро­возом. При этом на электровозе должны быть опущены токопри­емники. После присоединения отопительной магистрали поезда к электровозу поездной электромеханик передает ключ машинис­ту, а после отсоединения ключ остается у поездного электроме­ханика.

Если в составе не больше двадцати вагонов, отопительная ма­гистраль соединяется одним межвагонным соединением, а при большем количестве вагонов — двумя. Все операции по соедине­нию и разъединению головного вагона с электровозом электроме­ханик производит в резиновых перчатках.

Соединяют и разъединяют отопительную магистраль состава поезда в межпоездном отстое от стационарного пункта отопления работники вагонного депо, допущенные к обслуживанию электро­оборудования высокого напряжения, вместе с поездным электро­механиком или начальником поезда.

Во время отопления состава поезда от стационарного пункта электроотопления проводники находятся в вагонах.

Запрещается подключать к электровозу на отопление больше установленного числа вагонов, указанного на кузове электровоза.

В маршруте машиниста поездной электромеханик указывает фактическое количество отапливаемых вагонов в составе поезда. На подготовленный в рейс состав пассажирского поезда должна быть дана готовность к подаче на него высокого напряжения от­ветственным за его подготовку работником. После присоединения отопительной магистрали состава машинист поднимает токопри­емник, вставляет отопительный ключ в гнездо на пульте управле­ния и поворачивает. На передней панели распределительного шка­фа загорается сигнальная лампа, указывающая, что состав нахо­дится под напряжением 3000 В.

Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.

После подключения состава к электровозу переменного тока машинист должен произвести пуск вспомогательных машин, а за­тем включить отопление поезда. После подключения отопительной магистрали проводники должны установить переключатель пульта управления на автоматический режим отопления. Перед отсоеди­нением отопительной магистрали от источника энергоснабжения необходимо отключить отопительные устройства вагонов.

При наличии напряжения в составе поезда запрещается выпол­нять работы по техническому обслуживанию электрооборудования и мыть полы при наличии высокого напряжения на электрических печах. Разрешается влажная протирка при выключенных печах. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается влажная уборка полов, кроме котельного отделения, без отключения элект­рических цепей комбинированного котла отопления.

На электрифицированных участках пути работникам поездной бригады запрещается влезать на крышу вагона для каких-либо ра­бот. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта на ключ и опломбирована.

При срабатывании элементов защиты отопительной системы машинисту разрешается один раз произвести включение. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение необ­ходимо производить после выявления и устранения причины сра­батывания.

В случае повреждения отопительной магистрали одного из ва­гонов в поезде с электрическим отоплением в оставшуюся часть рейса — более 4 ч вагон на ближайшей станции с продолжительно­стью остановки более 10 мин должен быть переставлен в хвост по­езда и на электроотопление не подключаться.

В случае повреждения отопительной магистрали поезда с ком­бинированным отоплением, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводится на угольное отопление.

При разрыве поезда в пути машинист электровоза должен снять напряжение с отопительной магистрали и вместе с поезд­ным электромехаником обеспечить отключение отопительной ма­гистрали от электровоза.

В случае пожара бригада, обслуживающая вагоны, и машинист электровоза должны действовать согласно Инструкции по обеспе­чению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомо­тивах и моторвагонном подвижном составе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: