В соответствии с правилами Международного союза по пассажирским и багажным вагонам для электрического отопления вагонов могут применяться переменный ток напряжением 1500 В частотой 16 2/3 или 50 Гц и постоянный ток напряжением 1500 и 3000 В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000 В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50 Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает ток без преобразования с электровоза через междувагонные электрические высоковольтные соединения и подвагонную магистраль.
При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц переменный ток в главном трансформаторе электровоза преобразуется в переменный напряжением 3000 В частотой 50 Гц. Для высоковольтного оборудования вагонов род тока значения не имеет.
Для передачи электрической энергии на отопление на каждом вагоне установлены межвагонные электрические соединения, включающие штепсель, гнездо-розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат соединительными элементами высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после открытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.
|
|
Сроки отопления состава от электровоза (подключения состава к электровозу) установлены МТиК для большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.
Проверка комплектности и исправности электрооборудования вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться за 20 дней до отопительного сезона.
В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты. Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из холостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверяют ключом отопления.
Межвагонные соединения других вагонов проверяют без разъединения. Открывают ящики с электрооборудованием и осматривают электрические аппараты. Проверяют состояние видимых заземляющих шунтов на котлах комбинированного отопления и на защитных кожухах электрических печей. Системы электрического или комбинированного отопления проверяют на функционирование аппаратов управления и сигнализации. Проводят измерение сопротивления изоляции магистрали: сопротивление одного вагона должно быть не менее 20 МОм, состава до 24 вагонов — не менее 1,2 МОм.
За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или электровозу. Во время отопления проверяют работоспособность электроотопления по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18 — 22 °С.
|
|
В пунктах оборота контролируют состояние межвагонного соединения головного вагона, осматривают электрооборудование и проверяют систему электрического или комбинированного отопления на функционирование.
Техническое обслуживание электрооборудования высокого напряжения поездов с оборотом до трех суток производят в пункте формирования через 6 суток. Электрооборудование отопительных установок вагонов в эксплуатации должно работать только в автоматическом режиме управления.
На каждом пассажирском поезде, сформированном из вагонов с высоковольтным комбинированным или электрическим отоплением, должен быть только один из ключей отопления. Для проверки устройств отопления поезда на электровозах в депо их приписки должны быть ремонтные ключи, выдача которых с электровозом под поезд запрещена.
На ключе отопления должны быть нанесены код дороги, условный номер депо и порядковый номер ключа. Для учета ключей в депо ведется книга их выдачи и получения. Запрещается лицам, обслуживающим высоковольтное отопление, и локомотивным бригадам иметь и применять другие ключи и приспособления для открывания межвагонных соединений и ящиков с аппаратурой.
Соединяет и разъединяет отопительную магистраль головного вагона и электровоза поездной электромеханик в присутствии машиниста ключом от электрических цепей управления электровозом. При этом на электровозе должны быть опущены токоприемники. После присоединения отопительной магистрали поезда к электровозу поездной электромеханик передает ключ машинисту, а после отсоединения ключ остается у поездного электромеханика.
Если в составе не больше двадцати вагонов, отопительная магистраль соединяется одним межвагонным соединением, а при большем количестве вагонов — двумя. Все операции по соединению и разъединению головного вагона с электровозом электромеханик производит в резиновых перчатках.
Соединяют и разъединяют отопительную магистраль состава поезда в межпоездном отстое от стационарного пункта отопления работники вагонного депо, допущенные к обслуживанию электрооборудования высокого напряжения, вместе с поездным электромехаником или начальником поезда.
Во время отопления состава поезда от стационарного пункта электроотопления проводники находятся в вагонах.
Запрещается подключать к электровозу на отопление больше установленного числа вагонов, указанного на кузове электровоза.
В маршруте машиниста поездной электромеханик указывает фактическое количество отапливаемых вагонов в составе поезда. На подготовленный в рейс состав пассажирского поезда должна быть дана готовность к подаче на него высокого напряжения ответственным за его подготовку работником. После присоединения отопительной магистрали состава машинист поднимает токоприемник, вставляет отопительный ключ в гнездо на пульте управления и поворачивает. На передней панели распределительного шкафа загорается сигнальная лампа, указывающая, что состав находится под напряжением 3000 В.
Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
После подключения состава к электровозу переменного тока машинист должен произвести пуск вспомогательных машин, а затем включить отопление поезда. После подключения отопительной магистрали проводники должны установить переключатель пульта управления на автоматический режим отопления. Перед отсоединением отопительной магистрали от источника энергоснабжения необходимо отключить отопительные устройства вагонов.
|
|
При наличии напряжения в составе поезда запрещается выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования и мыть полы при наличии высокого напряжения на электрических печах. Разрешается влажная протирка при выключенных печах. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается влажная уборка полов, кроме котельного отделения, без отключения электрических цепей комбинированного котла отопления.
На электрифицированных участках пути работникам поездной бригады запрещается влезать на крышу вагона для каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта на ключ и опломбирована.
При срабатывании элементов защиты отопительной системы машинисту разрешается один раз произвести включение. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение необходимо производить после выявления и устранения причины срабатывания.
В случае повреждения отопительной магистрали одного из вагонов в поезде с электрическим отоплением в оставшуюся часть рейса — более 4 ч вагон на ближайшей станции с продолжительностью остановки более 10 мин должен быть переставлен в хвост поезда и на электроотопление не подключаться.
В случае повреждения отопительной магистрали поезда с комбинированным отоплением, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводится на угольное отопление.
При разрыве поезда в пути машинист электровоза должен снять напряжение с отопительной магистрали и вместе с поездным электромехаником обеспечить отключение отопительной магистрали от электровоза.
В случае пожара бригада, обслуживающая вагоны, и машинист электровоза должны действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.