Понятие человека

Проблема человека выступает системоообразующим ядром любых философских построений. Специфика философского подхода к постижению человека заключается в рассмотрении человека как существа, направленного к совершенствованию, действующего в соответствии с представлением о совершенном способе поведения и жизни.
В XX в. интерес к проблеме человека актуализировался в связи с глобальным кризисом мирового сообщества, научно-технической революцией, возрастающей ролью человека в современных цивилизационных процессах. Философия призвана создать целостную систему всеобщих характеристик человека на основе интеграции результатов его изучения другими науками (биология, социология, медицина, психология и т.д.).

Поиски решения этой задачи осуществляются, прежде всего, в рамках философской антропологии – философского учения о человеке, охватывающего самые разные концепции в той мере, в какой представлены в них те или иные способы осмысления человека, пронизывающего собой всю историю философии. В этом значении философская антропология – раздел философского знания, который занимается разработкой универсальных моделей при-
роды человека и специальных познавательных процедур ее постижения, предполагающей их критическое прояснение и обоснование, выявлением антропологического измерения философских проблем (бытие, природа, история, наука и пр.).

В специальном смысле слова философская антропология – это философская дисциплина, сформированная в первой половине XX в. в основном в Германии (М. Шелер, К. Плесснер, А. Гелен). Идея создания философской антропологии рождается в трудах И. Канта, получает свое обоснование в работах немецкого философа В. Дильтея, который стремился построить философию на антропологическом фундаменте, рассматривая антропологию не в качестве отдельного элемента философской системы, а как самостоятельную науку о человеке и мире человека (культуре). Большое влияние на формирование философской антропологии оказала философия Э. Гуссерля, прежде всего, положение о том, что человеческое необходимо понимать только исходя из него самого, так как никакие ссылки на внешние факторы (биологические, социальные, психофизиологические) не раскрывают его специфики.

История философской мысли есть в значительной мере поиск такого определения природы человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой – раскрывало бы в будущем перспективы его развития. В исследовании человека можно выделить два основных подхода к определению того, что такое человек – описательный и субстанциональный.

Описательный подход концентрируется внимание на выделение и описание морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов (форма черепа, морфология зубов, строение нижних и верхних конечностей, прямохождение, большой объем и сложное строение головного мозга, необычайная пластичность индивидуального поведения и др.). При этом акцент делается на выявлении биологических особенностей человека, которые характеризуют его неукоренность в природе (неспециализированность его органов для какого-то конкретного чисто животного существования, обделенность инстинктами, открытость окружающему миру, эксцентричность). Как считается, они обусловили способность производить орудия труда, опредмечивать свои психические состояния (самосознание), пользоваться языком, способность мыслить и осуществлять свободный выбор, обладание традицией, наличие высших эмоций и т.д.

Субстанциональный подход нацелен на выявление главного, сущностного признака человека, отличающего его от животного и, в конечном счете, определяющего все остальные. Наиболее известные из них и широко применяемые: человек разумный, человек действующий, человек религиозный, человек символический, человек общественный. Уникальный способ бытия человека во Вселенной и противоречивость его структуры служат главным препятствием на пути выработки какого-либо общепринятого определения человека.

Выявление природы и сущности человека тесно связано с проблемой его происхождения. В современной науке является общепризнанным понимание человека как продукта биологической эволюции. Согласно выводам антропологических, этнографических и социальных теорий людей отличает от высокоорганизованных животных наличие специфической, «сверхприродной» нормативно-ценностной системы (культуры), регулирующей индивидуальное поведение. Человеческое общество – это целостность надбиологическая, которая, в отличие от естественных объединений животных особей (стая, стадо и пр.), базируется на единстве культурных норм. Благодаря культуре, человечество наряду с первичной средой обитания создало вторичную, техногенную среду. В итоге человечество представляет собой биосоциальный синтез, потому что детерминировано как генетической информацией, передающейся биологической наследственностью, так и культурной информацией, приобретаемой из поколения в поколение. Усвоение культурной информации в обществе происходит значительно быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Именно этим объясняется возрастающее ускорение общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: