Прокомментируйте высказывания философов. В чем противоречивость отношений человека с природой?

а) «Природа – сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, тот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу» (Ф. Энгельс «Диалектика природы»);

б) «Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом» (Н.Ф. Федоров «Философия общего дела»).

7. Раскройте смысл следующих философских положений, характеризующих систему отношений «природа–общество»:

а) нельзя абсолютно противопоставлять природу и общество как обособленные друг от друга сферы действительности;

б) человек всегда имеет дело с взаимосвязанными между собой историей природы и историей общества;

в) природные и социальные формы движения материи имеют качественное различие.

8. Согласны ли вы с мнением авторов высказываний? Назовите причины экологического кризиса современной цивилизации. Сформулируйте соответствующий вывод:

а) «…цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца…» (Н.Ф. Федоров «Философия общего дела»);

б) «…культура, – если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, … оставляет после себя пустыню…» (К. Маркс);

в) «Мы не можем ждать милостей у природы. Взять их у нее – наша задача» (В. Мичурин);

г) «Вера в то, что человеку подвластно все в подлунном мире, подготовила почву для равнодушной природе технологии. Мы утратили добросердечное восприятие жизни и почтение к целостности, которые являются предпосылкой для существования на условиях, диктуемых нам Землей» (Р. Эдберг «Трудный путь к воскресению»);

д) «Теперь уже производство материальных ценностей превратилось в самоцель общества потребления. Оно рассматривает природу не как более высокоразвитого или хотя бы равноправного партнера, а как совокупность мертвых и живых тел, связанных в механическую систему. Это слепок, бездушный лик, вне души, свободы, любви, жизни и сознания» (Р.К. Баландин «Природа, личность, культура»);

е) «…Веря в почти безграничные возможности и всесильность техники, человек, однако, закрывал глаза на то, что…техника лишена интеллекта, не способна к рассуждениям и не умеет ориентироваться в нужном направлении. И именно человек – ее хозяин – призванный контролировать и направлять ее развитие. По мере того как возрастало могущество современного человека, все тяжелее и заметнее становилось отсутствие в нем чувства ответственности, созвучного его новому статусу в свете. У него…хватило быстроты выкрасть огонь у богов, но не было их мастерства и мудрости, чтоб его использовать» (А. Печчеи «Человеческие качества»);

ж) «…самая насущная современная проблема в области охраны природы – это защита нашего вида от нас самих…» (Ж. Дорст «До того как умрет природа»).

9. Прокомментируйте, дополните и конкретизируйте приведенные суждения:

а) «…мир – в своем роде замкнутое пространство, и жизнь всех народов связана в один узел. Вот почему политическая мысль и политическая практика вступила в новую фазу, когда приходится брать в расчет мир в целом и действовать исходя из этого расчета. Эту фазу мы обозначим словом – фаза планирования» (Р. Гвардини «Спаситель в мире, откровении и политике»);

б) «Нужны точные ориентиры, чтобы, двигаясь по магистрали равновесного природопользования, обеспечить долговременную жизнеспособность социальных структур…» (П.Г. Олдак «Колокола тревоги. Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации»);

в) «…Самоотречение должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку» (А. Швейцер «Культура и этика»);

г) «И это общее положение универсального эволюционизма: разум, возникший на планете, не способен сделать мировой эволюционный процесс управляемым, но в его силах понять и, возможно организовать систему воздействий на природные и общественные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития или преодолеть возможные кризисы» (Н.Н. Моисеев «Универсальный эволюционизм»).

10. Ответьте на нижеприведенные вопросы:

а) что общего между понятиями «биосфера», «техносфера» и «ноосфера» и что их различает? Какова связь между ними;

б) оправданно ли разделение биологических видов на вредные и полезные для человека;

в) что такое «экологический колониализм? Каковы его формы проявления в современном мире;

г) что такое экологическое просвещение и воспитание?


Тема 5. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК
ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

1. Понятие человека.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Биологическое и социальное в человеке.

4. Человек как индивидуальный феномен.

5. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.

Основные определения темы: философская антропология, человек, природа человека, сущность человека, антропосоциогенез, биологизаторство, социологизаторство, индивид, индивидуальность, персонализм, личность, свобода, фатализм, волюнтаризм, смысл жизни, смерть, бессмертие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: