Проблема антропосоциогенеза

Предыстория человечества до сих пор остается загадкой для ученых, их теории постоянно пересматриваются в свете новых открытий, поэтому научные выводы исходят в основном из гипотетических предположений. Выделение человека из животного мира было революционным скачком в эволюции природы. Философское измерение этой проблемы заключается в определении и описании этапов, главных факторов процесса возникновения человечества. Превращение животных в человека представляло собой длительный процесс одновременного становления человека и общества – антропосоциогенеза.

Процесс происхождения человека разумного (Homo sapiens) включает в себя следующие основные фазы: появление древнейшего предка людей рамапитека около 10–15 млн. лет тому назад; появление австралопитеков примерно 5 млн. лет назад; выделение среди них человека умелого 2–3 млн. лет назад; их дальнейшая эволюция в человека прямоходящего в следующие 1–1,5 млн. лет (питекантропы, синантропы и др.); появление более близких к современным людям неандертальцев, живших 200 тыс. лет назад, кроманьонцев – 40–50 тыс. лет назад. В ходе эволюции человека имели место длительные периоды сосуществования его различных исторических видов, вымирание более примитивных и отчасти их смешение с более высокоразвитыми. Последние десятилетия антропологи уделяют особое внимание соотношению эволюционного приспособления к среде и роли мутаций в появлении современного человека разумного, потомки которого в течение нескольких тысячелетий расселились по всем континентам, кроме Антарктиды. По расчетам антропологов и демографов, со времени появления кроманьонцев на Земле сменилось примерно 1600 поколений человека разумного, предположительно жило 60–70 млрд. людей.

Важную роль в понимании общего смысла антропосоциогенеза играет орудийная гипотеза Ф. Энгельса. Опираясь на эволюционную теорию английского ученого
Ч. Дарвина, он предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к новым социальным закономерностям и наоборот. Природные предпосылки (прямохождение, строение руки) стимулировали развитие трудовых навыков, а те, в свою очередь, вызывали формирование биологических органов (гортань, мозг), приводящих к реализации социальной потребности (речь, мышление). Ускорение движения от биологического к социальному и от социального к биологическому приводит к скачку: природные закономерности отодвигаются на второй план и человек начинает жить по социальным законам. Вступает в силу социальный отбор – нормативно-нравственное программирование поведения человека (культура). Ф. Энгельс отмечает комплексный характер антропосоциогенеза (язык, сознание, нравственность, религия и т.д.), утверждая определяющее значение труда – коллективной, целенаправленной предметно-материальной деятельности, регулирующей отношения человека с природой.

В настоящее время трудовая теория Ф. Энгельса признается недостаточной для понимания механизмов антропосоциогенеза, ибо не может установить причинную связь между появлением человека и трудовой деятельностью. Ряд исследователей (В. Вильчек, Л. Мэмфорд и др.) полагает, что возникновение человека – это результат его символического приспособления к природе. Опираясь на данные современной науки, они концентрируют внимание на разрыве связей человека с природой, ослаблении или утрате им инстинктов. Чтобы выжить, человек стал неосознанно копировать схему поведения животных, жить по неинстиктивной, чужой программе, т.е. трудиться. Способность подражать поведению животных изменила способ бытия человека. Люди постепенно выработали символическую систему ориентации в мире (язык, мифы, нормы, ценности и т.д.). Производство символов стимулировало и развитие технической деятельности (производство орудий труда).

Некоторые исследователи (П. Тейяр де Шарден, Л.Н. Гумилев) связывают появление человека с понятием внешнего энергетического толчка, биохимической энергии Вселенной. Другие ученые (З. Фрейд, Ю.М. Бородай) сущность социальности усматривают в нравственных нормах и отношениях, в основе которых лежит способность ограничивать свои желания и тем самым обеспечивать внутристадный мир.

Различные теории происхождения человека позволяют обрисовать общие контуры и тенденции этого процесса, выделить основные характеристики человека, применимые к любым его культурно-историческим разновидностям. Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря особым свойствам.

К универсальным, родовым характеристикам человека относятся:

1) человеческий опыт как опыт практической активности; человек сам творит мир, в котором живет благодаря умению изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ и преобразования окружающей среды;

2) знание и реализация в поведении простейших нравственно-социальных запретов и норм, которые касаются всех членов общества, несводимы к инстинкту самосохранения, имеют обязательный характер (запрет на убийство соплеменника, запрет на кровосмесительство, требование поддержания жизни любого из соплеменников);

3) обладание исторически развивающимися потребностями, чувствами и мышлением;

4) общественный способ жизнедеятельности, человеческое бытие – это совместное существование с другими людьми;

5) обладание сознанием, которое есть самосознание, специфика человека в способности рефлексии, т.е. обращение сознания на самое себя; человеческое бытие есть бытие осознанное, человек не просто есть, но определенным образом относится к своему бытию;

6) сознательно-волевой характер деятельности, определяющий способность к самопринуждению и самоконтролю, совесть и ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: