Социальная философия и социальное познание

Раздел философского знания, который изучает фундаментальные характеристики и общие закономерности развития общественного бытия, основания социальной деятельности людей, главные ценности и конечные цели жизни человека, а также особенности и методы социального познания, называется социальная философия. Социально-философские знания опираются на результаты исследования различных научных дисциплин (социология, история, культурология и др.), выступают по отношению к ним как методология исследования общественных процессов и феноменов, нацеленные на логику социального развития. Социальная философия решает три группы проблем:

1) анализ качественного своеобразия общества, взятого в соотношении с природой;

2) изучение принципов структурной организации общественных систем и источников их изменений;

3) исследование закономерностей исторического процесса и поиск его объективных оснований.

Главная цель социальной философии – разработать целостную и достоверную картину общественного бытия людей, способы решения актуальных проблем настоящего и прогнозирования будущего.

Познание общества существенно отличается от познания природы. Особенности социального познания характеризуют следующие моменты:

1. Предметом социального познания выступает мир человека, а не мир вещей как таковой. Это означает, что социальное познание имеет дело с социальными отношениями и процессами, в рамках которых люди выражают свои интересы и ценности, преследуют определенные цели, являются режиссерами и исполнителями собственной жизни. В отличие от предмета естествознания здесь тесно переплетается материальное и духовное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п.

В исследовании недопустимо как сведение социального к природному, например, объяснение социальных явлений только законами механики (механицизм) или биологии (биологизм), так и абсолютное противопоставление природного и социального. Нельзя впадать и в другие крайности – преувеличивать значимость субъективного фактора в общественных процессах (субъективизм и волюнтаризм) или отрицать роль активной деятельности масс и личности в обществе и истории (объективизм).

2. Социальное познание направлено главным образом на развитие общественных явлений, динамику общественной жизни. Поэтому ключевым принципом его исследования является историзм. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрение процесса их становления, периодизации и типологизации, связи с порождающими условиями.

3. Преимущественное внимание в социальном познании уделяется качественному измерению событий, единичному, особенному и индивидуально-неповторимому, но на основе всеобщего и закономерного в историческом процессе.

4. Социальное познание – это ценностно-смысловое постижение человеческого бытия («к чему» и «ради чего»), неразрывно связанное с миром человеческих ценностей, указывающих на социокультурную значимость тех или иных предметов и явлений действительности. Поэтому важнейшую роль в социальном познании играет процедура понимания как постижение смыслов человеческой деятельности, определенных феноменов и процессов, их места и функций в общественной системе.

5. Социальному познанию свойственна текстовая природа – связь социальной реальности с субъектом социального познания осуществляется через культурные тексты (хроники, документы, археологические источники и т.д.) и символы, выражающие в знаковой форме значение, смысл, ценность.

6. В социальном познании невозможно применить научное оборудование и приборы, их заменяет «сила абстракции», теоретическое мышление, его принципы и методы. Если в естествознании формой познания объекта выступает монолог («природа молчит»), то в социальном познании – это диалог личностей, текстов, разных культур и и исторических эпох, в ходе которого воспроизводятся смыслы мира человека.

Социально-философский анализ общества предполагает его рассмотрение в качестве целостной системы, функционирующей и развивающейся по собственным законам. Общество возникает в процессе исторической коллективной деятельности людей по производству своей жизни. Совместная деятельность приводит к образованию устойчивых и динамичных связей между людьми – общественных отношений как исторически конкретной формы этой деятельности. Именно общественные отношения связывают индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Таким образом, общество – особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации, совокупность отношений людей и социальных групп, транслируемая и воспроизводимая в процессе их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: