1. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникает в эпоху:
а) античности;
б) Возрождения;
в) средневековья;
г) Нового времени.
Объясните тезис К. Маркса. Почему только наука может постигнуть сущность явлений? Можно ли открыть сущность предмета в рамках ненаучного познания?
«Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (К. Маркс «Капитал»).
Какие задачи решает наука в современном обществе? В чем социальное значение науки?
«Прежде всего наука… разрабатывает технику овладения жизнью – как внешними вещами, так и поступками людей – путем расчета… Во-вторых, … наука разрабатывает правила мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними… Но на этом дело науки, к счастью, еще не кончается, – мы в состоянии содействовать вам в чем-то третьем, а именно, в обретении ясности … дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности» (М. Вебер «Наука как призвание и профессия»).
|
|
Какую роль играет интуиция в научном познании? В чем «опасность скачков ума»? Может ли интуиция завести ученого в тупик?
«Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своимметодам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных и внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строго рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» (Бройль Л. «По тропам науки»).
5. Распределите указанные методы на те, которые относятся к теоретическому уровню научного познания, эмпирическому уровню, являются общенаучными:
а) наблюдение;
б) аксиоматический;
в) эксперимент;
г) идеализация;
д) синтез;
е) моделирование;
ж) гипотетико-дедуктивный;
з) сравнение;
и) восхождение от абстрактного к конкретному;
к) абстрагирование;
л) аналогия;
м) индукция;
н) анализ;
о) формализация;
п) дедукция.
Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие эксперимента?
а) планета Марс красного цвета;
б) рентгеновские лучи можно использовать для диагностики болезней;
в) полноценное питание должно состоять из белков, жиров и углеводов;
г) воздушный шар способен летать;
д) наша Вселенная постоянно расширяется;
е) люди имеют разный порог чувствительности;
ж) у изолированного от общества ребенка не возникает сознания.