Компетентностно-ориентированные задания

1. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникает в эпоху:

а) античности;

б) Возрождения;

в) средневековья;

г) Нового времени.

Объясните тезис К. Маркса. Почему только наука может постигнуть сущность явлений? Можно ли открыть сущность предмета в рамках ненаучного познания?

«Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (К. Маркс «Капитал»).

Какие задачи решает наука в современном обществе? В чем социальное значение науки?

«Прежде всего наука… разрабатывает технику овладения жизнью – как внешними вещами, так и поступками людей – путем расчета… Во-вторых, … наука разрабатывает правила мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними… Но на этом дело науки, к счастью, еще не кончается, – мы в состоянии содействовать вам в чем-то третьем, а именно, в обретении ясности … дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности» (М. Вебер «Наука как призвание и профессия»).

Какую роль играет интуиция в научном познании? В чем «опасность скачков ума»? Может ли интуиция завести ученого в тупик?

«Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своимметодам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных и внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строго рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» (Бройль Л. «По тропам науки»).

5. Распределите указанные методы на те, которые относятся к теоретическому уровню научного познания, эмпирическому уровню, являются общенаучными:

а) наблюдение;

б) аксиоматический;

в) эксперимент;

г) идеализация;

д) синтез;

е) моделирование;

ж) гипотетико-дедуктивный;

з) сравнение;

и) восхождение от абстрактного к конкретному;

к) абстрагирование;

л) аналогия;

м) индукция;

н) анализ;

о) формализация;

п) дедукция.

Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие эксперимента?

а) планета Марс красного цвета;

б) рентгеновские лучи можно использовать для диагностики болезней;

в) полноценное питание должно состоять из белков, жиров и углеводов;

г) воздушный шар способен летать;

д) наша Вселенная постоянно расширяется;

е) люди имеют разный порог чувствительности;

ж) у изолированного от общества ребенка не возникает сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: