Проанализируйте нижеприведенные суждения. Кого называют выдающейся личностью мыслители? В чем состоит роль великой личности в истории?

а) «…исторических людей следует рассматривать по отношению к тем общим моментам, которые составляют интересы, а таким образом, и страсти индивидуумов. Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и при том не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое… Всемирно-исторической личности не свойственна трезвенность, выражающаяся в желании того и другого; она не принимает многого в расчет, но всецело отдается одной цели… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель» (Г. Гегель «Философия истории»);

б) «…история носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли… ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения» (К. Маркс «Письмо Людвигу Кугельману»);

в) «Прежде всего, историческая личность есть продукт своего общества; она образуется им, проникается его общими интересами. Она представляет его органически, воплощает, сосредоточивает в себе известные его стремления, а постольку может и сознать их лучше, чем другие, и найти путь к разрешению назревших исторических задач» (С.Н. Трубецкой «О природе человеческого сознания»).

6. Оцените нижеприведенные высказывания. Какие критерии прогресса выделяют философы в своих рассуждениях? Выскажите свое мнение по данному вопросу:

а) «Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»);

б) «Однако, если единственным объектом истории является постепенная реализация правового устройства, то критерием в установлении исторического прогресса может служить только постепенное приближение к этой цели» (Ф.В. Шеллинг «Система трансцендентального идеализма»);

в) «Две проблемы лежат в основе социальной жизни, и нет ничего труднее их гармонического разрешения – проблема свободы и проблема хлеба… Людей порабощают, лишая их хлеба. Хлеб есть великий символ, и с ним связана тема социализма, тема мировая. Человек не должен стать рабом «хлеба», не должен за «хлеб» отдать свою свободу» (Н.А. Бердяев «О рабстве и свободе человека»);

г) «Когда мы хотим более или менее объективно размышлять про то, увеличивается ли вместе с прогрессом счастье, или кажется ли людям прогресс в тот же час увеличением счастья, мы должны обратиться к количеству самоубийств. Когда количество их с историческим развитием уменьшается, значит, счастье и добробыт увеличивается; когда же самоубийства растут, значит, счастье и добробыт не увеличиваются параллельно, а, наоборот, уменьшаются» (П. Сорокин «Человек Цивилизация. Общество»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: