Введение

УО «Белорусский государственный педагогический

Университет имени Максима Танка»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое пособие для студентов

филологических факультетов педагогических вузов

Автор-составитель:

кандидат филологических наук, доцент

Жиганова Елена Павловна

Минск - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………............... 2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ……………………….…………………………………………………...........8

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ ………………………...…………………..11

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XIII – XIV вв.) ……………………………………………………………………………….....53

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА БОРЬБЫ РУССКОГО НАРОДА С МОНГОЛО-ТАТАРАМИ И НАЧАЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ………………………………………….. ………………………66

ЛИТЕРАТУРА XVI ВЕКА………………..……………………………………….82

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА ……………. ……………………………………….. 93

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …………………………………………………………………………………….. 146

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...153

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ……………..156

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..158

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусская литература как культурный феномен – явление достаточно позднее. В течение многих столетий единственной формой словесного искусства восточных славян было устное народное творчество. И только после принятия христианства в X веке появляются первые из дошедших до нас произведений русской письменности, имеющие литературное значение. С этого времени и начинается история древней русской литературы.

Однако изучение данного периода литературы в силу множества причин затруднено. Так, изучая древнерусские памятники, мы входим в мир иных, средневековых представлений о литературе, об авторстве; знакомимся с произведениями, созданными в большинстве своем безвестными писателями и перерабатывавшимися безвестными читателями; с произведениями, распространявшимися многие столетия путем переписки от руки и не имевшими устойчивого текста; возникавшими по конкретному поводу, но читавшимися в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Однако в деле изучения русского литературного наследия именно древней русской литературе принадлежит значительное место, которое определяется прежде всего тем, что она была начальным этапом развития великой русской литературы, приобретшей мировое значение.

Древнерусскую литературу характеризуют высокая идейность, ее живая связь с насущными вопросами общественной жизни. Эта литература по своей направленности была в основном публицистична и злободневна, так как принимала непосредственное участие в идейной и политической борьбе своего времени.

Однако необходимо иметь в виду, что русская литература возникла не сразу. Специфика литературы как художественного творчества определилась постепенно, в течение ряда столетий. Она возникла отнюдь не в результате переноса к нам произведений византийской и болгарской литератур, отнюдь не по причинам механическим и случайным, отнюдь не как результат появления на Руси христианской образованности и не как простое продолжение переводной литературы. Она родилась из внутренних потребностей классового, феодального общества древней Руси. Появление ее было подготовлено развитием русского языка, развитием устного творчества, оно нашло себе «техническую» базу в создании русской письменности и было облегчено культурным общением с другими странами, и в первую очередь с Византией и Болгарией. Культурное общение с другими странами лишь дополнило и расширило этот процесс развития, играя в нем не основную, а лишь второстепенную роль.

Периодизация древнерусской литературы. Процесс развития русской литературы X – XVII вв. совершался в очень своеобразных условиях: он охватывал всю письменность в целом и близко следовал за развитием исторических событий. Поэтому периодизация истории древней русской литературы не может строиться по литературным признакам, как это происходило в XVIII – XXI вв. Эта периодизация полностью совпадает с исторической, так же как совпадает с ней и периодизация истории искусства Древней Руси. Вся русская литература от своего начала (первого произведения – «Речи философа» конца X века) и до конца XVI века отличается чертами своеобразного средневекового историзма. Она в основном посвящена историческим темам, а ее действующие лица в той или иной степени – исторические. Литература развивается неуклонно и постоянно, она отнюдь не является косной и застойной. Но многие из ее памятников не могут быть датированы, еще большее количество безымянно (анонимно или псевдонимно), а это крайне затрудняет исследование историко-литературного процесса.

С конца XVI века появляются литературные памятники, созданные в демократических слоях, и прямой историзм литературы отходит на второй план. С начала XVII века литература в основном отделяется от деловой письменности, возникают новые жанры, вымирают некоторые традиционные формы.

При периодизации литературного процесса необходимо учитывать круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период; характер идей, тем, образов, отразившихся в литературе; ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода (таковыми для древнерусской литературы являются: символизм, историзм, ритуальность (этикетность) и дидактизм).В зависимости от жанра, времени создания произведения, степени талантливости его автора эти принципы получали различное соотношение и стилистическое выражение. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения цельности ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и христианской символики.

В литературоведении установилась традиция выделять в развитии древней русской литературы три основных периода, которые, в свою очередь, дробятся на более мелкие:

литература древнерусского государства XI – XIII вв. или, как часто ее условно именуют, литература Киевской Руси;

литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (XIII – первая половина XV века);

литература периода создания Русского централизованного государства (вторая половина XV – XVII вв.).

В первый период происходит зарождение, формирование и развитие литературы, которая послужила основой в развитии литератур трех братских славянских народов – русского, украинского и белорусского. В этот же период создаются основные жанры светской и церковной литератур: летопись, воинская, историческая повести, житие, дидактическая и торжественная проповедь, хождение, апокрифы. В этот период письменность проникнута патриотическим гражданским пафосом, пафосом любви к «великой русской земле», публицистическим призывом к правящим верхам блюсти ее единство, резким осуждением княжеских усобиц. Широкое использование устного народного поэтического творчества придает ряду произведений небывалый эпический размах и героическое звучание.

Во второй период развитие литературы и культуры приобретает областной характер. В XIV – XV вв. на северо-востоке Руси происходит формирование великорусской народности, и в этот период можно уже говорить о зарождении литературы великорусской народности и формировании ее отдельных черт в литературе Московского княжества, Новгородской земли, Тверского, Смоленского и Муромо-Рязанского княжеств. Нашествие татар и установление монголо-татарского ига резко затормозило дальнейшее развитие литературы и культуры. Но формирование централизованного русского государства, собирание русских земель вокруг Москвы привело к появлению нового риторико-панегирического стиля в литературе, в котором особое внимание было сосредоточено на внутренних переживаниях человека, стремлении передать его психологическое состояние и дать психологическую мотивировку его поступков.

В третий период, в связи с созданием централизованного Русского государства, происходит процесс слияния областных культур в единую общерусскую культуру. Этот процесс завершается в середине XVI столетия. В XVII веке начинает постепенно дифференцироваться собственно художественная литература – литература формирующейся русской нации. Дифференциация художественной литературы связана с процессом так называемого обмирщения (секуляризации) культуры и литературы, с процессом освобождения от пут церковной идеологии и дальнейшей ее демократизации. Этому способствовало усиление роли посадского торгово-ремесленного населения городов в общественно-политической жизни страны. В литературу вновь широкой волной начинает проникать устное поэтическое творчество.

В данном пособии освещаются следующие этапы развития древнерусской литературы:

- литература периода расцвета Киевской Руси (XI – XII вв.);

- литература периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII – XIV вв.);

- литература периода объединения и духовно-культурного возрождения

северо-восточной Руси (вторая половина XIV – первая половина XV вв.);

- литература периода образования единого Русского государства (вторая половина XV – XVI вв.);

- литература централизованного государства (XVI в.);

- литература переходного периода (от древнерусской к литературе нового типа) (XVII в.).

Богатая и сложная литература Древней Руси имела рукописный характер, поэтому на сегодняшний день мы знаем ее далеко не полно. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели русской земли» и некоторые другие дошли до нас в единственных списках. По случайным упоминаниям мы знаем также, что существовало, например, «Житие Антония Печерского», до нас не дошедшее, что существовали не дошедшие до нас летописи: «Летописец великий русский» (он упоминался в так называемом «Тверском сборнике»), различные хронографы и другие памятники. Книги гибли во время нашествий половцев, во время страшного разгрома русских городов ордами Батыя, в период набегов золотоордынских ханов и «крымчаков». Характерные события разыгрались при нашествии на Москву хана Тохтамыша в 1382 году. Жители Москвы, «загородья» (пригородов) и окрестных сел снесли книги в московские каменные церкви, где думали уберечь их от пожаров и разграбления. Книг было так много, что они были навалены до самых сводов, но татары разбили церковные двери, разграбили и уничтожили все, что в церквах было, книги же «все без вести сътвориша». Много книг погибло в начале XVII века в результате польско-шведской интервенции. Истребляли книги и постоянные пожары. В 1124 году пожар уничтожил почти весь Киев: ««Бысть пожар велик Кыеве городе, яко погоревшю ему мало не всему по два дни по Подолью и по Горе, яко церквий единех изгоре близь 6 сот» (Лаврентьевская летопись под 1124 годом). В 1134 году пожар истребил Торговую сторону Новгорода (Новгородская Первая летопись под 1134 годом). В 1185 году во Владимире Залесском в пожаре сгорел «мало не весь город и церквий 32» в том числе и Собор Успения. В 1777 году пожар в Киеве истребил библиотеку.

Книги гибли также от небрежения хранителей рукописных собраний – особенно в XVIII – XIX вв. Характерен случай с митрополитом Евгением Болохвитиновым, который однажды, направляясь в Юрьев монастырь под Новгородом, встретил по дороге воз с монастырскими книгами, предназначенными к уничтожению. Евгений вернул воз в монастырь, приступил к разбору книг и нашел там ценнейшие рукописи, в числе которых была рукопись XI века. Книги страдали также от специального подбора монастырских библиотек и менявшихся литературных вкусов, сказывавшихся на работе переписчиков, перерабатывавших старые произведения в официальном церковном духе, или вовсе не удостаивавших переписке произведения, которые они не понимали. Так не дошла до нас светская повесть «О мужестве Александра Невского», а дошла лишь позднейшая переделка этой повести в церковное житие. Не дошли произведения Кирилла Туровского, наиболее тесно связанные с политической жизнью второй половины XII века, а дошли те из его произведений, которые отличались наиболее отвлеченным, «общецерковным» характером. Неудивительно, что мы представляем древнерусскую литературу в большей степени церковной, чем она была на самом деле. Наши представления о древней русской литературе, особенно ее начального периода, искажены усилиями многих поколений хранителей церковных и монастырских библиотек, усилиями переписчиков, переделывавших на свой лад старые произведения, общими условиями бытования этих памятников. Вот почему так трудно построить подлинную историю древней русской литературы, историю, которая не была бы простым перечислением, пересказом и описанием сохранившегося до нашего времени состава древних памятников, а восстановила бы подлинную картину ее развития.

Еще одна проблема, затрудняющая изучение древнерусской литературы, - это проблема авторства и датировки памятников. Средством распространения произведений древней литературы была почти исключительно рукопись, книгопечатание, возникшее на Руси лишь в середине XVI века и ставшее вообще фактом огромного культурного значения, обслуживало преимущественно литературу богослужебную не только в XVI веке, но и почти на всем протяжении XVII века. Рукописная же традиция древней литературы способствовала изменчивости памятников, часто эволюционировавших в своем идейном наполнении, композиционном и стилистическом оформлении в зависимости от исторической обстановки и социальной среды, в которую попадал тот или иной текст.

Понятие литературной собственности и авторской монополии также отсутствовало в Древней Руси. Переписчик того или иного произведения становился часто и его редактором, он приспособлял текст к потребностям и вкусам своего времени, своей среды. Поэтому история древней русской литературы должна иметь в виду не только историю памятников, но и ее редакций. Свободное распоряжение авторским текстом было естественным, так как автор не считал нужным указывать свое имя, а подчас произведения русских писателей для придания им большего авторитета подписывались именами популярных византийских писателей. Отсюда анонимность и псевдонимность древнерусских памятников, что также приводит к усложнению построения ее истории. Своеобразная трудность изучения истории литературы этого периода обуславливается еще и тем, что если даже тот или иной памятник может определенно быть связан с именем конкретного автора, то мы, в большинстве случаев, ничего, кроме имени автора, о нем не знаем. Другими словами, при изучении истории древней русской литературы выпадает то существенно важное подспорье, которым мы располагаем в новой литературе, – знакомство с биографией писателя и с обстоятельствами его творчества, с его мировоззрением.

Сложно обстоит дело с хронологическим приурочением памятников, поскольку старейшие памятники дошли до нас не в автографах, а в списках, при этом в основном позднейших. Часто при их датировке ученые прибегают к косвенным историческим данным, извлекаемым из самих памятников на основании языкового анализа списка, если он сохранил архаические черты оригинала. Памятники не датировались в основном потому, что они создавались «по горячим следам событий» и исследователи подчас дату устанавливают по летописям, где события зафиксированы с указанием даты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: