Обоснование

Выполнение процедуры

* Уложить ребенка на пеленку так, чтобы ею можно было укрыть see тело, а верхний край находился на

уровне мочки уха ________

• Прикрыть половые органы ре­бенка подгузником

Руки ребенка поднять вверх и
одним краем пеленки покрыть
грудную клетку, «ивот ребенка,
проложить его между ногами ма­
лыша

• Опустить руки ребенка и при­
жать их к туловищу, обернув дру­
гим краем пеленки

• Свернуть из пеленки валик и обернуть им шею ребенка


Мазок из носа и зева Цель:

— собрать материал для бактериологического иссле­
дования.

Оснащение:

— резиновые перчатки, маска;

—стерильные пробирки с сухими ватными тампо­
нами 2 шт.;

—штатив для пробирок;

—стерильный шпатель в лотке;

—бланк-направление в лабораторию;

— стеклограф.
Обязательное условие:

— забор материала из зева проводить натощак, до
орошения или полоскания горла.


           
 
 
   
 
   


• Зафиксировать время • В течение 20-30 минутповторно смачивать пеленку в уксусном растворе по мере ее нагревания и вновь оборачивать ею ребенка

• Обеспечение эффективности проведения процедуры

Завершение процедуры_

• Через 20-30 минут перемерить температуру тела ребенку

■ Определение эффективности

проведения процедуры

• Если мероприятия эффективны,

температура должна снизиться на

0,2-0.3аС

Провести коррекцию мероприя­тий с учетом данных повторной термометрии

• При снижении температуры че­рез 20-30 минут на 0,2-0,3°С про­води м ы е м е ро п риятия п ре краща -ются, при отсутствии положитель­ной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии


12. Зак. 42



Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




                           
   
   
 
 
   
   
   
 
   
 
 

• Максимальное скопление диф­ терийных палочек отмечается в данных участках • Обеспечение достоверности результата
 
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / ребенку цель • Обеспечение права на инфор-
и ход проведения процедуры, по- мацию, участие в процедуре
лучить согласие  
• Подготовить необходимое ос- • Обеспечение четкости выполне-
нащение ния процедуры
• Выписать направление в лабо-  
раторию  
• Вымыть и осушить руки, надеть • Обеспечение инфекционной
каску, перчатки безопасности
• Поставить на инструментальный • Создание удобства при прове-
столик необходимое оснащение дении процедуры
(расположив по правую руку)  
• Стеклографом промаркировать  
пробирки "Н" "3° (нес, зев)  
• Усадить ребенка лицом к источ- • Необходимое условие для про-
нику сеета и при необходимости ведения процедуры
зафиксировать его с помощью  
помощника:  
а) ноги ребенка помощник обхва-  
тывает своими ногами;  
б) руки и туловище фиксирует од-  
ной рукой;  
в) голову держит, положив ладонь  
другой руки на лоб ребенку  
Выполнение процедуры
• Извлечь ватный тампон из про- • Маркировка "Н" означает —ное
бирки, маркированной знаком "Н",  
взяв его правой рукой за пробку, в  
которую он вмонтирован  
• Большим пальцем левой руки • Обеспечение доступа к слизи-
приподнять кончик носа ребенка стой оболочке носовых ходов
• Осторожно ввести тампон вра- • Условие, обеспечивающее эф-
щательными движениями в один фективность проведения процеду-
носовой ход, затем в другой, плот- ры
но прикасаясь к их стенкам  
• Собрав материал, поместить • Обеспечение достоверности
тампон в пробирку, не касаясь ее результата исследования
краев  
• Попросить ребенка широко от- • Обеспечение доступа к зеву
крыть рот и шпателем нажать на  
корень языка  

Этапы

Обоснование

Выполнение процедуры

Примечание: ребенку младшего юзраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть реб­ром и провести по боковой по­верхности десен до места оконча­ния зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язык а. и резко нажать на него

Маркировка "3" означает-зев

Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком "3", взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован

Осторожно, не касвясь языка и щек, ввести тампон в полость рта

Снять, тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - мин­далина— язычок- дужка— мин­далина

Примечание: при наличии пленки
в зеве и подозрении на дифтерию
- материал собирать на границе
здоровей и пораженной ткани
• Извлечь тампон из ротовой по­
лости и поместить в пробирку, не
касаясь ее краев

Завершение процедуры

■ Обеспечение инфекционной безопасности

Вымыть и обработать антисеп­
тическим материалом руки в пер­
чатках.

• Снять маску, перчатки

• Вымыть и осу шить руки_______

• Обеспечение достоверности исследования

• Отправить материал в бакте­риологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора" при условии хранения в холодильнике)


12*



Педиатрия для фельдшера


Практикуя па педиатрии




               
   
 
   
 
   
 
 

Создание удобства при прове­дении процедуры
• Необходимое условие для про­ведения процедуры
Обеспечение доступа для про­ведения к исследованию
• Место максимальной локализа­ции менингококка - носоглотка
• Обеспечение достоверности результата

Мазок из носоглотки на мэнинвококк

Цель:

- собрать ма­
териал для бакте­
риологического
исследования.

Оснащение:

- резиновые
перчатки, маска;

- стерильные
пробирка с сухим
ватным изогну­
тым тампоном

(если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135' на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);

—штатив для пробирок;

—стерильным шпатель в лотке;

—бланк-направление в лабораториюю.
Обязательное условие:

— забор материала из носоглотки проводить нато­
щак, до орошения или полоскания горла.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / ребенку цель. и ход проведения процедуры, по­лучить согласие • Обеспечение права на инфор­мацию,участие а процедуре
• Подготовить необходимоеос­нащение • Выписать напразление а бакла-бораторию • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности

Этапы

Обоснование

Подготовна к процедуре

Поставить на инструментальный:толик необходимое оснащение.расположив по правую руку) • Стеклографом промаркировать пробирки "Н" "3" (нос, зев)

Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник обхва­
тывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует од­
ной рукой;

в) голову держит, положив ладонь
другой руки нз лоб ребенку______

Выполнение процедуры

Попросить-ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка

Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть реб­ром и провести по боковой по­верхности десен до места оконча­ния зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него

• Извлечь ватный тампон из про­
бирки, взяв его правой рукой за
пробку, в которую он вмонтирован

• Осторожно, не касаясь языка,
зубов, слизистой оболочки полости
рта, ввести тампон изогнутым кон­
цом зверк, за язычок в носоглотку

Двумя-трвмя легкими движе­
ниями собрать слизь из н осоглотки

• Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не

касаясь ее краев_______________



Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




                           
   
     
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 

Этапы
• Обеспечение инфекционной безопасности
• Обеспечение достоверности исследования • Менингококк неустойчив во внешне й сре де

Обоснование

Завершение процедуры

Вымыть и обработать антисеп­
тическим материале'/ руки в пер­
чатках

• Снять маску, перчатки

• Вымыть и осушить руки

• Немедленно отправить матери­ал в баетериолотческую лабора­торию в сопровождении направле­ния при температуре 37-38°С


Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

■ Обеспечение права на инфор­мацию, участие э процедуре

• Объяснить маме / ребенку цель
л ход проведения процедуры, по­
лучить согласие _______ ___

• Обеспечение четкости и эффек­тивности выполнения процедуры

Подготовить необходимое ос­нащение

Проверить пригодность горчич­ников (горчица не должна осы­паться с бумаги и иметь резкий специфический запах)

• Обеспечение-инфекционной безопасности _______ _____

Вымыть и осушить руки



       
 
 
   
 
 

Обеспечение более амягкого» и длительного действия горчичников
• При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается__________________
• Исключение избыточной тепло­вой нагрузки на сердце и позво­ночник
• Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки ^^
• Исключение избыточной тепло­вой нагрузки на позвоночник и сердце

Постгиовка горчичнииов детям раннего возраста Цель:

— провести рефлекторную терапию при заболевани­
ях органов дыхания.

Оснащение:

—горчичники;

—лоток с водой 40-45°С;

— лоток со стерильным растительным маслом
37-38'С;

—пеленки (тонкая и теплая);

—одеяло;

—лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:

— горчичники ставить при температуре тела не выше
38°С и на неповрежденную кожу.


Раздеть ребенка по пояс Осмотреть кожные покровы

• Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу

Выполнение процедуры

Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле • Отжать и расстелить на ровной

поверхности__________________

• Смочить горчичники в воде 40-45° С в течение 5-10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх

• Поместить горчичники горчицей
вниз в центральной части тонкой
пеленки так, чтобы на правой сто­
роне их было 2-4, на певой 1-2
(количество горчичников зависит
от размеров грудной клетки), оста­
вив сьободное пространство меж­
ду ними, для позво ночника_______

• Завернуть верхний и нижний края пеленк и над г орчичниками

• Перевернуть пеленку нижней стороной вверх

• Уложить ребенка спиной на пе­
ленку так, чтобы позвоночник рас­
полагался в свободном от горчич­
ников пространстве____________




Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
* Завернуть правый крзй пеленки вокруг грудкой клетки, затем ле­вый (горчичники не должны распо­лзаться в области сердца)  
• Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом • Обеспечение сохранения тепла
• Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи • Создание условия для обеспе­чения рефлекторного воздействия горчичников
Завершение процедуоы
' Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработаиного материа­ла ■ Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час • Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого от­дыха
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Разведение антибиотиков и введение необходимой дозы

ребенку

Цель:

— обеспечить введение ребенку назначенной врачом
дозы.

Оснащение:

—резиновые перчатки;

—флакон с антибиотиком;

—растворитель для антибиотика;

—разовый шприц с иглами;

—70% этиловый спирт;

—стерильный столик с ватными шариками, пин­
цетом;

—лоток для отработанного материала.


Обязательное условие:

- детям раннего возраста разводить антибиотики
растворителем в соотношении 1:1, то есть на каждые
100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя
(при таком разведении в 1 мл приготовленного раство­
ра всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика);

- детям старшего возраста антибиотики разводить
в соотношении 2:1, т. е. на каждые 100 000 ЕД антиби­
отика берется 0,5 мл растворителя (при таком разве­
дении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200
000 ЕД антибиотика).

Этапы Обоснование
Подготовка к проиедуре
• Объяснить маме / ребенку цепь и ход проведения процедуры, по­лучить согласие • Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
■ Подготовить необходимое ос­нащение • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование, до­за, срок годности) • Исключение ошибочного взеде-ния препаратов, введение препа­ратов с просроченным сроком год­ности
• Определить необходимое коли­чество растворителя для соответ­ствующего растворения антибио­тика При растворении в соотношении 1:1 на 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя, при разведении 2:1 - 0,5 мл


Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




                       
   
 
   
 
   
     
 
     
 
 
 

"F00 000 ЕД антибиотика, при рас­творений 2:1 -200 GСО ЕД
• Предупреждение падения мгяы во время проведения инъекции
• Вытеснение воздуха из шприца и иглы
• Обеззараживание инъекционно­го поля
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимей дозы • При разведении 1:1 в 1 мл гото­вого раствора всегда содержится ТОО 000 ЕД антибиотика • При разведении 2:1 - в 1 мл готового раствора всегда содер­жится 200 000 ЕД антибиотика
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Вскрыть упаковку шприца (сбро­сить в поток) «Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на шприце • Снять с иглы колпачок (сбросить его в лоток) * Собранный шприц поместить внутрь стерильного столика • Обеспечение инфекционной безопасности ■ Предупреждение падения иглы во время работы
■ Ватным шариком, смоченным этиловым спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком, вскрыть ее и вновь обработать спиртом (ватный ша­рик сбросить в лоток) • Обеспечение инфекционной безопасности
• Протереть шейку ампулы с рас­творителем ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском • Накрыть стерильной салфеткой и надломить (ватный шарик, сал­фетку сбросить в лоток) • Обеспечение профилактики инфицирования во время инъек­ции • Профилактика травмирования рук
• Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу от растворителя сбросить а лоток) • Проколов иглой резиновую пробку флакона, евести раствори­тель во флакон с сухим антибиоти­ком ■ Обеспечение необходимого соотношения растворения (1:1 или 2:1)
• Снять флакон с подигольного конуса и встряхнуть его • Достижение полного растворе­ния антибиотика
• Надеть иглу с флаконом на шприц • При растворении 1:1 -в 1 мл готового раствора содержится

Эталы

Обоснование

Подготовка * процедуре

» Поднять флакон вверх дном и
набрать в шприц необходимое
ко л ичест в о растзора_________

• Смять флакон вместе с игпой с

подигольного конуса

• Надеть и закрепить на шприце
иглу для инъекций, снять с нее
колпачок (сбросить его в лоток)

Подняв шпрщ иглой ЕЕерх", вы­
пустить через иглу 1-2 капли рас­
твора

• Положить шприц внутрь сте-
рипьного столика ______„_

Выполнение процедуры

■> Обработать верхяе-наружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом (ватный шарик оставить в руке)

• Ввести вакцину внутримышечно
(техника выполнения внутримы­
шечных инъекций у детей не отли­
чается от таковой у взрослого че­
ловека)

• Профилактика развития по- стинъекционнога абсцесса

• Извлечь иглу

• Обработать место инъекции
'ватным шариком, оставленным в
рукэ после обработки инъекцион­
ного ПОПЯ

• Сбросить ватный шарик и шприц
в лоток

Завершение процедуры

Снять перчатки Вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Промывание желудка

Показания:

отравление ребенка.
Оснащение:

—желудочный зонд;

—резиновый фартук 2 шт.;



Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




емкость с раствором для промывания 20-22"С;

—таз для промывных вод;

—лоток для оснащения;

—лоток для отработанного материала;

—марлевые салфетки;

—шпатель;

—стерильная емкость для промывных вод;

—бланк-направление;

—емкость с дезинфицирующим раствором, еетошь;

—резиновые перчатки.


Обязательное условие:

- раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (мо­жет вызвать спазм желудка).-

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить родственникам цель * Соблюдение права на информа-
и ход проведения процедуры цию
  • Формирование мотивации к со-
  труд ничестау
• Подготовить необходимое ос- • Обеспечение четкости выполне-
нащение ния процедуры
■ Надеть фартук • Обеспечение инфекционной
• Вымыть и осушить руки, надеть безопасности
перчатки ■ Защита одежды от загрязнения
• Обработать пеленэльный столик и промокания
дезинфицирующим раствором и  
постелить на него пеленку  
• Усадить и зафиксировать ребен- * Обязательное условие, позво-
ка на руках у помощника: ляющее выполнить процедуру у
а) ноги помощник охватывает ребенка
своими ногами;  
б) руки фиксирует одной рукой;  
в) голову -другой, положив ладонь  
на лоВ ребенку  
Примечание: ребенка младшего  
возраста можно завернуть в пе-  
ленку или простыню для лучшей  
фиксации  
• Надеть на ребенка фартук по- • Обеспечение инфекционной
верх руки фиксирующего безопасности
• Поставить таз для промывных • Защита одежды от загрязнения
вод у ног ребенка и промокания
  • Предупреждение загрязнения
  окружающей среды
Выполнение процедуры
• Измерить зондом расстояние до • Соблюдение условия для попа-
желудка (от мочки уха до кончика дания зонда в желудок
носа и до конца мечевидного отро-  
стка)  


Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
1 Смочить «слепой» конец зонда в воде • Облегчение проведения зонда в желудок
■ Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает) При необходимости использовать роторасширитель и языкодержа-тель Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка. > Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести проце-ДУРУ
■ Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы Примечание: если ао время вве­дения зонда ребенок начал зады­хаться, кашлять-немедленно извлечь зонд • Профилактика рвоты
• Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня • Создание условия для введения жидкости в зонд
• Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и на­лить в нее воду для промывания • Вода не уходит а желудок по системе сообщающихся сосудов
• Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (еода должна опуститься до устья ворон­ки) • Быстро, но плавно опустить во­ронку ниже исходного уровня и выпить содержимое желудка е таз • Промывание желудка происхо­дит по закону сообщающихся со­судов
• Повторить промывание до полу­чения «ЧИСТОЙ ВОДЫ» Примечание: а) количество воды для промыва­ния берется из расчета 1 литр на год жизни; • Достижение эффективности процедуры

Этапы j Обоснование
Выполнение процедуры
б) при промывании желудка необ­ходимо следить, чтобы количество j введенной и выделенной жидкости i были примерно равными  
j • Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через i салфетку • Предупреждение рвоты = Обеспечение инфекционной безопасности
Завершение процедуры
• Прополоскать рот ребенку • Обеспечение гигиенического комфорта
о Передать ребенка маме или положить в кроватку • Обеспечение комфортных усло­вий
• Собрать желудочное содержи­мое для исследования в стериль­ную емкость» Отправить в лабораторию в сопровождении направления • Выявление причины отравления
• Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции • Снять перчатки, вымыть и осу­шить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Постановка очистительной клизмы новорожденному

и грудному ребенку Цель:

—добиться отхождения каловых масс, газов.
Оснащение:

—резиновые перчатки и фартук;

—клеенка, пеленка;

—полотенце;

—резиновый баллончик (№ 1-6) с наконечником;

—емкость с водой комнатной температуры (20-22°С);

— вазелиновое масло;



Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




       
 
   


лоток для отработанного материала; горшок.


Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие • Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
• Подготовить необходимое ос­нащение • Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой • Выложить полотенце для под­сушивания ребенка после прове­дения процедуры • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
- Взять резиновый баллончик в правую руку и выпустить из него воздух • Избрать в баллончик воду тем­пературы 20-22"С Примечание; необходимое кол-во воды: а) новорожденному 25-30 мл; б] грудному ребенку 50-150 мл; в) 1-3 лет 150-250 мп • Вода комнатной температуры не всасывается в кишечнике, разжи­жает каповые массы и вызывает перистальтику
• Смазать наконечник вазелино­вым маслом методом полива • Облегчение введения наконеч­ника в прямую кишку • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка
Выполнение проиедуры
• Уложить ребенка на левый бок. ноги согнуть в коленных и тазо­бедренных суставах и прижать к животу Примечание: ребенка до 6 меся­цев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх • Учет анатомической особенно­сти расположения прямой и сигмо­видной кишки
•> Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафикси­ровать ребеика в данном положе­нии  
• Расположив резиновый баллон­чик наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем пра­вой руки ■ Удаление из Ваплончика возду­ха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку


Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




                       
     
 
   
 
   
 
   
 
 

Этапы
Учет анатомически изгибов прямой кишки
» Предупреждение развития не­приятных ощущений у ребенка • Предотвращение всасывания воды обратно в баллончик
Обеспечение времени для раз­жижения каловых масс и начала перистальтики

Обоснование

Выполнение процедуры

• Не разжимая Баллончик ввести наконечник осторожно, без усилий в анальное отверстие и продви­нуть его в прямую кишку, направ­ляя его сначала к лупку, а з@тем, преодолев сфинктеры, параллель­но копчику

Медленно нажимая на балпон-чик снизу, ввести воду и, не раз­жимая его, извлечь наконечник из прямой кишки (баллончик помес­тить в лоток для отработанного мат ериала)

Левой рукой сжать ягодицы ре­бенка на 3-5 минут

Уложить ребенка на спину, при­крыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию)


—резиновый баллончик (№ 1-2);

—газоотводная трубка;

—марлевая салфетка;

—емкость с лекарственным препаратом в изотони­
ческом растворе;

—вазелиновое масло;

— лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:

—ставить через 30-40 минут после очистительной
клизмы;

—лекарственный препарат вводить в изотоническом
растворе во избежание раздражения кишечника;

—перед введением лекарственный раствор подогреть
до температуры 37—38°С для лучшего всасывания;

— для обеспечения глубины введения лекарствен­
ного препарата использовать газоотводную трубку.



Завершение процедуры

• Обеспечение комфортного со­стояния после процедуры

Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотен­цем промокательными даижения-" и

Одеть

• Обеспечение инфекционной безопасности

Снять фартук, перчатки, помес­ить вдезраствор Вымыть и осушить руки


Лекарственная клизма

Цель:

- ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание. Оснащение:

—резиновые перчатки и фартук;

—клеенка, пеленка;

—полотенце;


Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / ребенку цепь • Обеспечение права на инфор-
и ход проведения процедуры, по- мацию, участие s процедуре
лучить согласие  
• Подготовить необходимое ос- • Обеспечение четкости выполне-
нащение ния процедуры
• Постелить клеенку, накрыть ее  
пеленкой  
• Выложить полотенце для под-  
сушивания ребенка после прове-  
дения процедуры  

 

Педиатрия для фельдшера

 
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Вымыть и осушить руки, надеть • Обеспечение инфекционной
фартук, перчатки безопасности
» Подогреть лекарственный пре- • Теплый лекарственный препарат
парат до ЗУ-ЗЗ^С и набрать его в быстрее всасывается в кишечнике
резиновый баллончик • Исключается возможность появ-
  ления преждевременной пери-
  стальтики в ответ на раздражение
  холодом
• Смазатс конец газоотводной • Облегчение введения наконеч-
трубки вазелиновым маслом мето- ника е прямую кишку
дом полива • Предупреждение возникновения
  неприятных ощущений у ребенка
Выполнение проиедуры
• Уложить ребенка на левый бок. • Учет анатомической особенно-
ноги согнуть е коленных и тазо- сти расположения прямой и сигмо-
бедренных суставах и прижать к видной кишки
животу  
Примечание: ребенка до В меся-  
цеэ можно уложить на спину и  
приподнять ноги вверх  
• Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и  
2 пальцами левой руки и зафикси-  
ровать ребенка з данном положе-  
нии  
• Пережав свободный конец газо- • Предупреждение возможного
отводной трубки, ввести ее осто- вытекания содержимого кишечника
рожно, без усилий в анальное от- во время введения газоотводной
верстие и продвинуть ее в прямую трубки
кишку на 2/3 се длины, направляя • Учет анатомических изгибов
сначала к лупку, а затем, преодо­лев сфинктеры, параллельно коп- прямой кишки
чику  
• Расположив резиновый баппон- • Удаление из баллончика возду-
чикс лекарственным препаратом ха и предупреждение введения
наконечником вверх, нажать на воздуха в прямую кишку
него снизу большим пальцем пра- • Учет анатомических изгибов
вой руки прямой кишки
• Не разжимая баллончкк, при-  
соединить его к газоотводной  
трубке  
= Медленно нажимая на баллон- • Предупреждение развития не-
чик снизу, ввести лекарственный приятных ощущений у ребенка
раствор и, не разжимая резиновый  

 

Практикум по педиатрии

Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
баллончик, отсоединить его от газоотводной трубки, предвари­тельно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в ло­ток для отработанного материала) • Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток для отработанного материала) • Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллончик и предупреждение его истечения из газоотводной трубки • Предохранение окружающей среды от загрязнения
• Левой рукой сжать ягодицы ре­бенка на 10 минут • Уложить ребенка на живот • Время необходимое дпя умень­шения спазма гладкой мускулату­ры кишечника и начала всасыва­ния лекарственного препарата
Завершение проиедуры
• Обработать перианальную об­ласть тампоном, смоченным вазе­линовым маслом • Одеть ребенка • Профилактика раздражения кожи • Обеспечение комфортного со­стояния
• Снять фартук, перчатки, помес­тить в дезраствор • Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Проследить, чтобы ребенок на­ходился в горизонтальном поло­жении в течение 30 минут после проведения процедуры • Достижение максимального эф­фекта

Фракционное желудочное зондирование

Цель:

—определить кислотность желудочного сока.
Оснащение:

—резиновые перчатки;

—стерильный желудочный зонд;

—полотенце;


374 Педиатрия для фельдшера

капустный отвар, подогретый до 89-40°С;

—стерильный шприц в лотке;

—зажим;

—кипяченая вода;

—штатив с 10 пробирками, пронумерованными от
О до 9;

—резервная емкость для остатков желудочного со­
держимого, пробного завтрака;

—часы;

—бланк-направление в клиническую лабораторию;

—лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:

—проводить процедуру утром натощак;

— приготовить капустный отвар накануне вечером
по следующему рецепту: 0,5 кг капусты + 0,5 л воды
кипятить 0,5 часа после закипания, затем настоять
0,5 часа и процедить.


 

Практикум по педиатрии

Этапы Обоснование
Подготовка <процедуре
• Объяснить маме 1 ребенку цепь Обеспечение права на инфор-
и ход проведения процедуры, по- мацию, участие в процедуре
лучить согласие  
• Подготовить необходимое ос- • Обеспечение четкости выполне-
нащение ния процедуры
• Выписать направление в клини-  
ческую лабораторию  
• Вымыть и осушить руки, надеть • Обеспечение инфекционной
перчатки безопасности
<• Уездить ребенка • Определение расстояния до
• Измерить зондом расстояние от желудка
мочки уха до кончика носа и от  
кончика носа до конца мечевидно-  
го отростка"  
• Сделать метку на зонде  
Выполнений процедуры
» Взять зонд правой рукой на рас-  
стоянии 10- 15 см от «слепого  
конца», а левой рукой поддержи-  
вать его свободный конец  
• Смочить «слепой конец» зонда • Облегчение введения зонда
кипяченой водой методом полива • Предупреждение возникновения
  неприятных ощущений у ребенка
• Предложить ребенку открыть  
рот и положить «слепой конец»  
зонда по средней пинии на корень  
языка  
• Предложить ребенку закрыть  
рот, глубоко дышать и делать гло-  
тательные движения  
• Во время глотательных движе- • Во время глотательных движе-
ний ввести зонд до метки ний зонд легче продвигается в
Примечание: если ребенок во желудок
время введения зонда начал каш-  
лять, задыхаться, немедленно  
извлечь зонд  
• Завести зонд аа зубы указатель- • Профилактика рвоты
ным пальцем правой руки  
• Попросить ребенка сжать зубы и • Открытие рта ведет к попаданию
не разжимать их до конца зонди- зонда на корень языка и появле-
рования нию рвотного рефлекса


Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии.




Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
• Уложить ребенка на живот • Дать полотенце и попросить сплевывать в него слюну в течение всего времени проведения проце­дуры • Слюна имеет щелочную реак­цию, а в желудке среда кислая, сПедовательно, при попадании слюны в желудок происходит ре­акция нейтрализации и цифры кислотности желудочного сока занижаются
• Опустить свободный конец зон­да в 0 пробирку и собрать в нее остатки желудочного содержимого Примечание: при большом его количестве - использовать допол­нительную емкость • Обеспечение достоверности результатов кислотности
• При прекращении истечения остатков желудочного содержимо­го (определяется по исчезновению мутности, различных примесей] наложить зажим или завязать зонд на 15 минут • Через 15 минут снять зажим, развязать зонд, собрать желудоч­ный сок самотеком или с помощью шприца в 1 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 2 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 3 и 4 • Сбор 4 фракций базапьного секрета за 1 час с целью опреде­ления дебит-часа соляной кислоты в нем
• Ввести в желудок через зонд с помощью шприца теплый пробный завтрак (капустный отвар] и завя­зать его на 15 минут Примечание: количество капуст­ного отвара определяется по фор­муле N х 10. где N - число лет ребенка • Стимуляция секреции желудоч­ного сока • Теплый раствор лучше всасыва­ется
• Через 15 минут развязать зонд и собрать в пробирку 5 остатки пробного завтрака • После их истечения наложить зажим на зонд, завязать на 15 минут  

Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
Через 15 минут снять зажим, развязать зонд и собрать желу­дочный сок самотеком или с по­мощью шприца в 6 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять ого и собрать желудочный сок в пробирку 7 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 8 и 9 • Сбор 4 фракций стимулирован­ного секрета за 1 час с целью оп­ределения дебит-часа соляной кислоты в нем
• Быстрым движением извлечь зонд из желудка через полотенце «Поместить зонд в лоток • Профилактика рвоты о Механическая очистка зонда
Завершение процедуры
• Весь использованный инстру­ментарий подвергнуть дезинфек­ции • Обеспечение инфекционной безопасности
• Снять перчатки • Вымыть и осушить руки ' Обеспечение инфекционной безопасности
• Организовать транспортирова­ние полученного материала (в биксе) в лабораторию с направле­нием ке позднее 2 часов после сбора • Обеспечение достоверности результатов исследования

Фракционное дуоденальное зондирование

Цель:

- определить тип дискинезии желчевыводящих пу­
тей;

- обнаружить лямблии.
Оснащение:

- резиновые перчатки;

- стерильный дуоденальный зонд с оливой;

- полотенце;



Педиатрия для фельдшера


Практикум по педиатрии




33% раствор сернокислой магнезии, подогретый
до 39-40*С;

—стерильный шприц в лотке;

—кипяченая вода;

— штатив с 7 промаркированными пробирками:
А - 1 шт.;

В - 5 шт.; С - 1 шт.;

— набор резервных пробирок;

— грелка, заполненная теплой водой и обернутая по­
лотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;


—емкость для сбора желудочного содержимого в
ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;

—часы;

—бумага, ручка для фиксирования времени;

—бланк-направление в клиническую лабораторию;

—лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:

—проводить процедуру утром натощак.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, по­лучить согласие • Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
■ Подготовить необходимое ос­нащение • Выписать направление в лабо­раторию • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Усадить ребенка • Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидно­го отростка • Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца ме­чевидного отростка до пупка + 2 см • Определение расстояния до желудка • Определение расстояния до 12-перстной кишки
Выполнение процедуры
• Взять зонд правой рукой на рас­стоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддержи­вать его свободный конец • Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива • Облегчение введения зонда • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка
• Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка  

3S0

Педиатрия для фельдшера

 
Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
• Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать гло­тательные движения = Во время глотательных движе­ний ввести зонд до первой метки Примечание: если ребенок во время введения зонда начал каш­лять, задыхаться, немедленно извлечь зонд • Во время глотательных движе­ний зонд легче продвигается в желудок
• Уложить ребенка на правый бон на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя • Опустить свободный конец зон­да в емкость, предназначенную для сбора желудочного содержи­мого во время продвижения зонда • Предложить ребенку самостоя­тельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до вто­рой метки ' Передвижение зонда в 12-перст-ную кишку происходит под дейст­вием силы тяжести оливы и с по­мощью перистальтики желудка
• Завести зонд за зубы указатель­ным пальцем правой руки • Попросить ребенка сжать зубы и н<з разжимать их до конца зонди-роеания • Профилактика рвоты ■ Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появле­нию рвотного рефлекса
• При появлении в емкости секре­та светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета) • Изменение цвета порции А про­исходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одци, когда без дополнитепьныхмероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря
• С помощью шприца ввести че­рез зонд теплый раствор серно­кислой магнезии в количестве 20-30 мп • Зафиксировать время введения • 33% раствор сернокислой маг­незии раздражает, способствует открытию сфинктера Одци и сти­мулирует сокращение желчного пузыря • Время введения сернокислой магнезии - это еремя отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди

 

Практикум по педиатрии

Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
» Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1-2 минуты • Создание усл

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow