Выполнение процедуры
* Уложить ребенка на пеленку так, чтобы ею можно было укрыть see тело, а верхний край находился на
уровне мочки уха ________
• Прикрыть половые органы ребенка подгузником
• Руки ребенка поднять вверх и
одним краем пеленки покрыть
грудную клетку, «ивот ребенка,
проложить его между ногами ма
лыша
• Опустить руки ребенка и при
жать их к туловищу, обернув дру
гим краем пеленки
• Свернуть из пеленки валик и обернуть им шею ребенка
Мазок из носа и зева Цель:
— собрать материал для бактериологического иссле
дования.
Оснащение:
— резиновые перчатки, маска;
—стерильные пробирки с сухими ватными тампо
нами 2 шт.;
—штатив для пробирок;
—стерильный шпатель в лотке;
—бланк-направление в лабораторию;
— стеклограф.
Обязательное условие:
— забор материала из зева проводить натощак, до
орошения или полоскания горла.
• Зафиксировать время • В течение 20-30 минутповторно смачивать пеленку в уксусном растворе по мере ее нагревания и вновь оборачивать ею ребенка |
• Обеспечение эффективности проведения процедуры
|
|
Завершение процедуры_
• Через 20-30 минут перемерить температуру тела ребенку |
■ Определение эффективности
проведения процедуры
• Если мероприятия эффективны,
температура должна снизиться на
0,2-0.3аС
• Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии |
• При снижении температуры через 20-30 минут на 0,2-0,3°С проводи м ы е м е ро п риятия п ре краща -ются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии
12. Зак. 42
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
• Максимальное скопление диф терийных палочек отмечается в данных участках • Обеспечение достоверности результата |
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цель | • Обеспечение права на инфор- |
и ход проведения процедуры, по- | мацию, участие в процедуре |
лучить согласие | |
• Подготовить необходимое ос- | • Обеспечение четкости выполне- |
нащение | ния процедуры |
• Выписать направление в лабо- | |
раторию | |
• Вымыть и осушить руки, надеть | • Обеспечение инфекционной |
каску, перчатки | безопасности |
• Поставить на инструментальный | • Создание удобства при прове- |
столик необходимое оснащение | дении процедуры |
(расположив по правую руку) | |
• Стеклографом промаркировать | |
пробирки "Н" "3° (нес, зев) | |
• Усадить ребенка лицом к источ- | • Необходимое условие для про- |
нику сеета и при необходимости | ведения процедуры |
зафиксировать его с помощью | |
помощника: | |
а) ноги ребенка помощник обхва- | |
тывает своими ногами; | |
б) руки и туловище фиксирует од- | |
ной рукой; | |
в) голову держит, положив ладонь | |
другой руки на лоб ребенку | |
Выполнение процедуры | |
• Извлечь ватный тампон из про- | • Маркировка "Н" означает —ное |
бирки, маркированной знаком "Н", | |
взяв его правой рукой за пробку, в | |
которую он вмонтирован | |
• Большим пальцем левой руки | • Обеспечение доступа к слизи- |
приподнять кончик носа ребенка | стой оболочке носовых ходов |
• Осторожно ввести тампон вра- | • Условие, обеспечивающее эф- |
щательными движениями в один | фективность проведения процеду- |
носовой ход, затем в другой, плот- | ры |
но прикасаясь к их стенкам | |
• Собрав материал, поместить | • Обеспечение достоверности |
тампон в пробирку, не касаясь ее | результата исследования |
краев | |
• Попросить ребенка широко от- | • Обеспечение доступа к зеву |
крыть рот и шпателем нажать на | |
корень языка |
Этапы |
Обоснование
|
|
Выполнение процедуры
Примечание: ребенку младшего юзраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язык а. и резко нажать на него
Маркировка "3" означает-зев
Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком "3", взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
Осторожно, не касвясь языка и щек, ввести тампон в полость рта
Снять, тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина— язычок- дужка— миндалина
Примечание: при наличии пленки
в зеве и подозрении на дифтерию
- материал собирать на границе
здоровей и пораженной ткани
• Извлечь тампон из ротовой по
лости и поместить в пробирку, не
касаясь ее краев
Завершение процедуры
■ Обеспечение инфекционной безопасности |
• Вымыть и обработать антисеп
тическим материалом руки в пер
чатках.
• Снять маску, перчатки
• Вымыть и осу шить руки_______
• Обеспечение достоверности исследования |
• Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора" при условии хранения в холодильнике)
12*
Педиатрия для фельдшера
Практикуя па педиатрии
Создание удобства при проведении процедуры |
• Необходимое условие для проведения процедуры |
Обеспечение доступа для проведения к исследованию |
• Место максимальной локализации менингококка - носоглотка |
• Обеспечение достоверности результата |
Мазок из носоглотки на мэнинвококк
Цель:
- собрать ма
териал для бакте
риологического
исследования.
Оснащение:
- резиновые
перчатки, маска;
- стерильные
пробирка с сухим
ватным изогну
тым тампоном
(если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135' на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);
—штатив для пробирок;
—стерильным шпатель в лотке;
—бланк-направление в лабораториюю.
Обязательное условие:
— забор материала из носоглотки проводить нато
щак, до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цель. и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию,участие а процедуре |
• Подготовить необходимоеоснащение • Выписать напразление а бакла-бораторию | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
• Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
Этапы |
Обоснование
|
|
Подготовна к процедуре
Поставить на инструментальный:толик необходимое оснащение.расположив по правую руку) • Стеклографом промаркировать пробирки "Н" "3" (нос, зев)
Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхва
тывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует од
ной рукой;
в) голову держит, положив ладонь
другой руки нз лоб ребенку______
Выполнение процедуры
Попросить-ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него
• Извлечь ватный тампон из про
бирки, взяв его правой рукой за
пробку, в которую он вмонтирован
• Осторожно, не касаясь языка,
зубов, слизистой оболочки полости
рта, ввести тампон изогнутым кон
цом зверк, за язычок в носоглотку
• Двумя-трвмя легкими движе
ниями собрать слизь из н осоглотки
• Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не
касаясь ее краев_______________
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
Этапы |
• Обеспечение инфекционной безопасности |
• Обеспечение достоверности исследования • Менингококк неустойчив во внешне й сре де |
Обоснование
Завершение процедуры
|
|
• Вымыть и обработать антисеп
тическим материале'/ руки в пер
чатках
• Снять маску, перчатки
• Вымыть и осушить руки
• Немедленно отправить материал в баетериолотческую лабораторию в сопровождении направления при температуре 37-38°С
Этапы |
Обоснование
Подготовка к процедуре
■ Обеспечение права на информацию, участие э процедуре |
• Объяснить маме / ребенку цель
л ход проведения процедуры, по
лучить согласие _______ ___
• Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах)
• Обеспечение-инфекционной безопасности _______ _____ |
Вымыть и осушить руки
Обеспечение более амягкого» и длительного действия горчичников |
• При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается__________________ |
• Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник |
• Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки ^^ |
• Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце |
Постгиовка горчичнииов детям раннего возраста Цель:
— провести рефлекторную терапию при заболевани
ях органов дыхания.
Оснащение:
—горчичники;
—лоток с водой 40-45°С;
— лоток со стерильным растительным маслом
37-38'С;
—пеленки (тонкая и теплая);
—одеяло;
—лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:
— горчичники ставить при температуре тела не выше
38°С и на неповрежденную кожу.
Раздеть ребенка по пояс Осмотреть кожные покровы |
• Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
Выполнение процедуры
Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле • Отжать и расстелить на ровной
поверхности__________________
• Смочить горчичники в воде 40-45° С в течение 5-10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх
• Поместить горчичники горчицей
вниз в центральной части тонкой
пеленки так, чтобы на правой сто
роне их было 2-4, на певой 1-2
(количество горчичников зависит
от размеров грудной клетки), оста
вив сьободное пространство меж
ду ними, для позво ночника_______
• Завернуть верхний и нижний края пеленк и над г орчичниками
• Перевернуть пеленку нижней стороной вверх
• Уложить ребенка спиной на пе
ленку так, чтобы позвоночник рас
полагался в свободном от горчич
ников пространстве____________
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
* Завернуть правый крзй пеленки вокруг грудкой клетки, затем левый (горчичники не должны расползаться в области сердца) | |
• Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом | • Обеспечение сохранения тепла |
• Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи | • Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников |
Завершение процедуоы | |
' Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработаиного материала ■ Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час | • Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха |
• Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
Разведение антибиотиков и введение необходимой дозы
ребенку
Цель:
— обеспечить введение ребенку назначенной врачом
дозы.
Оснащение:
—резиновые перчатки;
—флакон с антибиотиком;
—растворитель для антибиотика;
—разовый шприц с иглами;
—70% этиловый спирт;
—стерильный столик с ватными шариками, пин
цетом;
—лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:
- детям раннего возраста разводить антибиотики
растворителем в соотношении 1:1, то есть на каждые
100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя
(при таком разведении в 1 мл приготовленного раство
ра всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика);
- детям старшего возраста антибиотики разводить
в соотношении 2:1, т. е. на каждые 100 000 ЕД антиби
отика берется 0,5 мл растворителя (при таком разве
дении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200
000 ЕД антибиотика).
Этапы Обоснование | |
Подготовка к проиедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цепь и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
■ Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование, доза, срок годности) | • Исключение ошибочного взеде-ния препаратов, введение препаратов с просроченным сроком годности |
• Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика | • При растворении в соотношении 1:1 на 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя, при разведении 2:1 - 0,5 мл |
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
"F00 000 ЕД антибиотика, при растворений 2:1 -200 GСО ЕД |
• Предупреждение падения мгяы во время проведения инъекции |
• Вытеснение воздуха из шприца и иглы |
• Обеззараживание инъекционного поля |
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимей дозы | • При разведении 1:1 в 1 мл готового раствора всегда содержится ТОО 000 ЕД антибиотика • При разведении 2:1 - в 1 мл готового раствора всегда содержится 200 000 ЕД антибиотика |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Вскрыть упаковку шприца (сбросить в поток) «Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на шприце • Снять с иглы колпачок (сбросить его в лоток) * Собранный шприц поместить внутрь стерильного столика | • Обеспечение инфекционной безопасности ■ Предупреждение падения иглы во время работы |
■ Ватным шариком, смоченным этиловым спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком, вскрыть ее и вновь обработать спиртом (ватный шарик сбросить в лоток) | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Протереть шейку ампулы с растворителем ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском • Накрыть стерильной салфеткой и надломить (ватный шарик, салфетку сбросить в лоток) | • Обеспечение профилактики инфицирования во время инъекции • Профилактика травмирования рук |
• Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу от растворителя сбросить а лоток) • Проколов иглой резиновую пробку флакона, евести растворитель во флакон с сухим антибиотиком | ■ Обеспечение необходимого соотношения растворения (1:1 или 2:1) |
• Снять флакон с подигольного конуса и встряхнуть его | • Достижение полного растворения антибиотика |
• Надеть иглу с флаконом на шприц | • При растворении 1:1 -в 1 мл готового раствора содержится |
Эталы |
Обоснование
Подготовка * процедуре
» Поднять флакон вверх дном и
набрать в шприц необходимое
ко л ичест в о растзора_________
• Смять флакон вместе с игпой с
подигольного конуса
• Надеть и закрепить на шприце
иглу для инъекций, снять с нее
колпачок (сбросить его в лоток)
• Подняв шпрщ иглой ЕЕерх", вы
пустить через иглу 1-2 капли рас
твора
• Положить шприц внутрь сте-
рипьного столика ______„_
Выполнение процедуры
■> Обработать верхяе-наружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом (ватный шарик оставить в руке)
• Ввести вакцину внутримышечно
(техника выполнения внутримы
шечных инъекций у детей не отли
чается от таковой у взрослого че
ловека)
• Профилактика развития по- стинъекционнога абсцесса |
• Извлечь иглу
• Обработать место инъекции
'ватным шариком, оставленным в
рукэ после обработки инъекцион
ного ПОПЯ
• Сбросить ватный шарик и шприц
в лоток
Завершение процедуры
Снять перчатки Вымыть и осушить руки |
• Обеспечение инфекционной безопасности
Промывание желудка
Показания:
— отравление ребенка.
Оснащение:
—желудочный зонд;
—резиновый фартук 2 шт.;
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
— емкость с раствором для промывания 20-22"С;
—таз для промывных вод;
—лоток для оснащения;
—лоток для отработанного материала;
—марлевые салфетки;
—шпатель;
—стерильная емкость для промывных вод;
—бланк-направление;
—емкость с дезинфицирующим раствором, еетошь;
—резиновые перчатки.
Обязательное условие:
- раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка).-
Этапы | Обоснование |
Подготовка | к процедуре |
• Объяснить родственникам цель | * Соблюдение права на информа- |
и ход проведения процедуры | цию |
• Формирование мотивации к со- | |
труд ничестау | |
• Подготовить необходимое ос- | • Обеспечение четкости выполне- |
нащение | ния процедуры |
■ Надеть фартук | • Обеспечение инфекционной |
• Вымыть и осушить руки, надеть | безопасности |
перчатки | ■ Защита одежды от загрязнения |
• Обработать пеленэльный столик | и промокания |
дезинфицирующим раствором и | |
постелить на него пеленку | |
• Усадить и зафиксировать ребен- | * Обязательное условие, позво- |
ка на руках у помощника: | ляющее выполнить процедуру у |
а) ноги помощник охватывает | ребенка |
своими ногами; | |
б) руки фиксирует одной рукой; | |
в) голову -другой, положив ладонь | |
на лоВ ребенку | |
Примечание: ребенка младшего | |
возраста можно завернуть в пе- | |
ленку или простыню для лучшей | |
фиксации | |
• Надеть на ребенка фартук по- | • Обеспечение инфекционной |
верх руки фиксирующего | безопасности |
• Поставить таз для промывных | • Защита одежды от загрязнения |
вод у ног ребенка | и промокания |
• Предупреждение загрязнения | |
окружающей среды | |
Выполнение процедуры | |
• Измерить зондом расстояние до | • Соблюдение условия для попа- |
желудка (от мочки уха до кончика | дания зонда в желудок |
носа и до конца мечевидного отро- | |
стка) |
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
1 Смочить «слепой» конец зонда в воде | • Облегчение проведения зонда в желудок |
■ Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает) При необходимости использовать роторасширитель и языкодержа-тель Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка. | > Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести проце-ДУРУ |
■ Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы Примечание: если ао время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять-немедленно извлечь зонд | • Профилактика рвоты |
• Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня | • Создание условия для введения жидкости в зонд |
• Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания | • Вода не уходит а желудок по системе сообщающихся сосудов |
• Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (еода должна опуститься до устья воронки) • Быстро, но плавно опустить воронку ниже исходного уровня и выпить содержимое желудка е таз | • Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов |
• Повторить промывание до получения «ЧИСТОЙ ВОДЫ» Примечание: а) количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни; | • Достижение эффективности процедуры |
Этапы j Обоснование | |
Выполнение процедуры | |
б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество j введенной и выделенной жидкости i были примерно равными | |
j • Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через i салфетку | • Предупреждение рвоты = Обеспечение инфекционной безопасности |
Завершение процедуры | |
• Прополоскать рот ребенку | • Обеспечение гигиенического комфорта |
о Передать ребенка маме или положить в кроватку | • Обеспечение комфортных условий |
• Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость» Отправить в лабораторию в сопровождении направления | • Выявление причины отравления |
• Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции • Снять перчатки, вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
Постановка очистительной клизмы новорожденному
и грудному ребенку Цель:
—добиться отхождения каловых масс, газов.
Оснащение:
—резиновые перчатки и фартук;
—клеенка, пеленка;
—полотенце;
—резиновый баллончик (№ 1-6) с наконечником;
—емкость с водой комнатной температуры (20-22°С);
— вазелиновое масло;
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
лоток для отработанного материала; горшок.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
• Подготовить необходимое оснащение • Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой • Выложить полотенце для подсушивания ребенка после проведения процедуры | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
• Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
- Взять резиновый баллончик в правую руку и выпустить из него воздух • Избрать в баллончик воду температуры 20-22"С Примечание; необходимое кол-во воды: а) новорожденному 25-30 мл; б] грудному ребенку 50-150 мл; в) 1-3 лет 150-250 мп | • Вода комнатной температуры не всасывается в кишечнике, разжижает каповые массы и вызывает перистальтику |
• Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива | • Облегчение введения наконечника в прямую кишку • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Выполнение проиедуры | |
• Уложить ребенка на левый бок. ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | • Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки |
•> Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребеика в данном положении | |
• Расположив резиновый баллончик наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки | ■ Удаление из Ваплончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку |
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
Этапы |
• Учет анатомически изгибов прямой кишки |
» Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка • Предотвращение всасывания воды обратно в баллончик |
Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики |
Обоснование
Выполнение процедуры
• Не разжимая Баллончик ввести наконечник осторожно, без усилий в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку, направляя его сначала к лупку, а з@тем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику
Медленно нажимая на балпон-чик снизу, ввести воду и, не разжимая его, извлечь наконечник из прямой кишки (баллончик поместить в лоток для отработанного мат ериала)
Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 3-5 минут
Уложить ребенка на спину, прикрыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию)
—резиновый баллончик (№ 1-2);
—газоотводная трубка;
—марлевая салфетка;
—емкость с лекарственным препаратом в изотони
ческом растворе;
—вазелиновое масло;
— лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:
—ставить через 30-40 минут после очистительной
клизмы;
—лекарственный препарат вводить в изотоническом
растворе во избежание раздражения кишечника;
—перед введением лекарственный раствор подогреть
до температуры 37—38°С для лучшего всасывания;
— для обеспечения глубины введения лекарствен
ного препарата использовать газоотводную трубку.
Завершение процедуры
• Обеспечение комфортного состояния после процедуры |
Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотенцем промокательными даижения-" и
Одеть
• Обеспечение инфекционной безопасности |
Снять фартук, перчатки, помесить вдезраствор Вымыть и осушить руки
Лекарственная клизма
Цель:
- ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание. Оснащение:
—резиновые перчатки и фартук;
—клеенка, пеленка;
—полотенце;
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цепь | • Обеспечение права на инфор- |
и ход проведения процедуры, по- | мацию, участие s процедуре |
лучить согласие | |
• Подготовить необходимое ос- | • Обеспечение четкости выполне- |
нащение | ния процедуры |
• Постелить клеенку, накрыть ее | |
пеленкой | |
• Выложить полотенце для под- | |
сушивания ребенка после прове- | |
дения процедуры |
Педиатрия для фельдшера
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Вымыть и осушить руки, надеть | • Обеспечение инфекционной |
фартук, перчатки | безопасности |
» Подогреть лекарственный пре- | • Теплый лекарственный препарат |
парат до ЗУ-ЗЗ^С и набрать его в | быстрее всасывается в кишечнике |
резиновый баллончик | • Исключается возможность появ- |
ления преждевременной пери- | |
стальтики в ответ на раздражение | |
холодом | |
• Смазатс конец газоотводной | • Облегчение введения наконеч- |
трубки вазелиновым маслом мето- | ника е прямую кишку |
дом полива | • Предупреждение возникновения |
неприятных ощущений у ребенка | |
Выполнение проиедуры | |
• Уложить ребенка на левый бок. | • Учет анатомической особенно- |
ноги согнуть е коленных и тазо- | сти расположения прямой и сигмо- |
бедренных суставах и прижать к | видной кишки |
животу | |
Примечание: ребенка до В меся- | |
цеэ можно уложить на спину и | |
приподнять ноги вверх | |
• Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и | |
2 пальцами левой руки и зафикси- | |
ровать ребенка з данном положе- | |
нии | |
• Пережав свободный конец газо- | • Предупреждение возможного |
отводной трубки, ввести ее осто- | вытекания содержимого кишечника |
рожно, без усилий в анальное от- | во время введения газоотводной |
верстие и продвинуть ее в прямую | трубки |
кишку на 2/3 се длины, направляя | • Учет анатомических изгибов |
сначала к лупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно коп- | прямой кишки |
чику | |
• Расположив резиновый баппон- | • Удаление из баллончика возду- |
чикс лекарственным препаратом | ха и предупреждение введения |
наконечником вверх, нажать на | воздуха в прямую кишку |
него снизу большим пальцем пра- | • Учет анатомических изгибов |
вой руки | прямой кишки |
• Не разжимая баллончкк, при- | |
соединить его к газоотводной | |
трубке | |
= Медленно нажимая на баллон- | • Предупреждение развития не- |
чик снизу, ввести лекарственный | приятных ощущений у ребенка |
раствор и, не разжимая резиновый |
Практикум по педиатрии
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
баллончик, отсоединить его от газоотводной трубки, предварительно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в лоток для отработанного материала) • Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток для отработанного материала) | • Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллончик и предупреждение его истечения из газоотводной трубки • Предохранение окружающей среды от загрязнения |
• Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 минут • Уложить ребенка на живот | • Время необходимое дпя уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата |
Завершение проиедуры | |
• Обработать перианальную область тампоном, смоченным вазелиновым маслом • Одеть ребенка | • Профилактика раздражения кожи • Обеспечение комфортного состояния |
• Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор • Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Проследить, чтобы ребенок находился в горизонтальном положении в течение 30 минут после проведения процедуры | • Достижение максимального эффекта |
Фракционное желудочное зондирование
Цель:
—определить кислотность желудочного сока.
Оснащение:
—резиновые перчатки;
—стерильный желудочный зонд;
—полотенце;
374 Педиатрия для фельдшера
— капустный отвар, подогретый до 89-40°С;
—стерильный шприц в лотке;
—зажим;
—кипяченая вода;
—штатив с 10 пробирками, пронумерованными от
О до 9;
—резервная емкость для остатков желудочного со
держимого, пробного завтрака;
—часы;
—бланк-направление в клиническую лабораторию;
—лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:
—проводить процедуру утром натощак;
— приготовить капустный отвар накануне вечером
по следующему рецепту: 0,5 кг капусты + 0,5 л воды
кипятить 0,5 часа после закипания, затем настоять
0,5 часа и процедить.
Практикум по педиатрии
Этапы | Обоснование |
Подготовка | <процедуре |
• Объяснить маме 1 ребенку цепь | • Обеспечение права на инфор- |
и ход проведения процедуры, по- | мацию, участие в процедуре |
лучить согласие | |
• Подготовить необходимое ос- | • Обеспечение четкости выполне- |
нащение | ния процедуры |
• Выписать направление в клини- | |
ческую лабораторию | |
• Вымыть и осушить руки, надеть | • Обеспечение инфекционной |
перчатки | безопасности |
<• Уездить ребенка | • Определение расстояния до |
• Измерить зондом расстояние от | желудка |
мочки уха до кончика носа и от | |
кончика носа до конца мечевидно- | |
го отростка" | |
• Сделать метку на зонде | |
Выполнений | процедуры |
» Взять зонд правой рукой на рас- | |
стоянии 10- 15 см от «слепого | |
конца», а левой рукой поддержи- | |
вать его свободный конец | |
• Смочить «слепой конец» зонда | • Облегчение введения зонда |
кипяченой водой методом полива | • Предупреждение возникновения |
неприятных ощущений у ребенка | |
• Предложить ребенку открыть | |
рот и положить «слепой конец» | |
зонда по средней пинии на корень | |
языка | |
• Предложить ребенку закрыть | |
рот, глубоко дышать и делать гло- | |
тательные движения | |
• Во время глотательных движе- | • Во время глотательных движе- |
ний ввести зонд до метки | ний зонд легче продвигается в |
Примечание: если ребенок во | желудок |
время введения зонда начал каш- | |
лять, задыхаться, немедленно | |
извлечь зонд | |
• Завести зонд аа зубы указатель- | • Профилактика рвоты |
ным пальцем правой руки | |
• Попросить ребенка сжать зубы и | • Открытие рта ведет к попаданию |
не разжимать их до конца зонди- | зонда на корень языка и появле- |
рования | нию рвотного рефлекса |
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии.
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
• Уложить ребенка на живот • Дать полотенце и попросить сплевывать в него слюну в течение всего времени проведения процедуры | • Слюна имеет щелочную реакцию, а в желудке среда кислая, сПедовательно, при попадании слюны в желудок происходит реакция нейтрализации и цифры кислотности желудочного сока занижаются |
• Опустить свободный конец зонда в 0 пробирку и собрать в нее остатки желудочного содержимого Примечание: при большом его количестве - использовать дополнительную емкость | • Обеспечение достоверности результатов кислотности |
• При прекращении истечения остатков желудочного содержимого (определяется по исчезновению мутности, различных примесей] наложить зажим или завязать зонд на 15 минут • Через 15 минут снять зажим, развязать зонд, собрать желудочный сок самотеком или с помощью шприца в 1 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 2 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 3 и 4 | • Сбор 4 фракций базапьного секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем |
• Ввести в желудок через зонд с помощью шприца теплый пробный завтрак (капустный отвар] и завязать его на 15 минут Примечание: количество капустного отвара определяется по формуле N х 10. где N - число лет ребенка | • Стимуляция секреции желудочного сока • Теплый раствор лучше всасывается |
• Через 15 минут развязать зонд и собрать в пробирку 5 остатки пробного завтрака • После их истечения наложить зажим на зонд, завязать на 15 минут |
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
• Через 15 минут снять зажим, развязать зонд и собрать желудочный сок самотеком или с помощью шприца в 6 пробирку • Вновь наложить зажим, завязать зонд на 15 минут, после чего снять ого и собрать желудочный сок в пробирку 7 • Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 8 и 9 | • Сбор 4 фракций стимулированного секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем |
• Быстрым движением извлечь зонд из желудка через полотенце «Поместить зонд в лоток | • Профилактика рвоты о Механическая очистка зонда |
Завершение процедуры | |
• Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Снять перчатки • Вымыть и осушить руки | ' Обеспечение инфекционной безопасности |
• Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию с направлением ке позднее 2 часов после сбора | • Обеспечение достоверности результатов исследования |
Фракционное дуоденальное зондирование
Цель:
- определить тип дискинезии желчевыводящих пу
тей;
- обнаружить лямблии.
Оснащение:
- резиновые перчатки;
- стерильный дуоденальный зонд с оливой;
- полотенце;
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
— 33% раствор сернокислой магнезии, подогретый
до 39-40*С;
—стерильный шприц в лотке;
—кипяченая вода;
— штатив с 7 промаркированными пробирками:
А - 1 шт.;
В - 5 шт.; С - 1 шт.;
— набор резервных пробирок;
— грелка, заполненная теплой водой и обернутая по
лотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;
—емкость для сбора желудочного содержимого в
ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;
—часы;
—бумага, ручка для фиксирования времени;
—бланк-направление в клиническую лабораторию;
—лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:
—проводить процедуру утром натощак.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
■ Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в лабораторию | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Усадить ребенка • Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка • Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см | • Определение расстояния до желудка • Определение расстояния до 12-перстной кишки |
Выполнение процедуры | |
• Взять зонд правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец • Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива | • Облегчение введения зонда • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
• Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка |
3S0 |
Педиатрия для фельдшера
Этапы | Обоснование |
Выполнение процедуры | |
• Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения = Во время глотательных движений ввести зонд до первой метки Примечание: если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд | • Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок |
• Уложить ребенка на правый бон на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя • Опустить свободный конец зонда в емкость, предназначенную для сбора желудочного содержимого во время продвижения зонда • Предложить ребенку самостоятельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй метки | ' Передвижение зонда в 12-перст-ную кишку происходит под действием силы тяжести оливы и с помощью перистальтики желудка |
• Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки • Попросить ребенка сжать зубы и н<з разжимать их до конца зонди-роеания | • Профилактика рвоты ■ Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса |
• При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета) | • Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одци, когда без дополнитепьныхмероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря |
• С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20-30 мп • Зафиксировать время введения | • 33% раствор сернокислой магнезии раздражает, способствует открытию сфинктера Одци и стимулирует сокращение желчного пузыря • Время введения сернокислой магнезии - это еремя отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди |
Практикум по педиатрии
Этапы | Обоснование | |
Выполнение процедуры | ||
» Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1-2 минуты | • Создание усл
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|