Выполнение процедуры
• Надето на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед
Надеть подгузник. Для зтого:
а) уложить ребенка на пеленки так
чтобы широкое основание подгуз
ника приходилось на область по
ясницы;
б) провести нижний угол подгузни
ка между ножками малыша;
О обернуть боковые концы подгузника вокруг тепа
Примечание: подгузник можно заменить памперсом
Завернуть ребенка в тонкую пеленку абез ручек»:
а) расположите ребенка на тонкой
пеленке так, чтобы верхний ее
край был на уровне «подмышек»;
б) один край пеленки провести
между ножек;
в) другим краем - обернуть малы
ша;
■) подвернуть нижний край пелен-;и, оставив пространство для сво-)одного движения ножек и обер-уть им туловище ребенка;;) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди
• Запеленать ребенка в теплую пепенку «с ручками» при необходимости:
а) расположить ребенка на флане
левой пеленке так, чтобы ее верх
ний край располагался на уровне
козелка;
б) одним краем пеленки зафикси-
резать плечо соответствующей
стороны, переднюю часть тулови
ща и подмышечную область дру
гой стороны;
Этапы
в) другим краем пеленки накрыть и
зафиксировать второе плечо:
г) подвернуть нижний край пепенки
так, чтобы оставалось свободное
пространство для-.движения ножек
ребенка;
|
| Уложить ребенка в кроватку |
д) зафиксировать пепенку на уров
не середины плеч (выше понтевых
суставов), «замочек» расположить
спереди
! • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезрастэором
• Снять перчатки, вымыть и осу-I шить руки
Обоснование
■ Реализация метода свободного пеленания
Фиксация ручек ребенка Обеспечение комфортных- усло-
• Обеспечение безопасности ребенка
■ Обеспечение инфекционной безопасности
Педиатрии для фельдшера
Практикум по педиатрии
—
набор для пеленания, приготовленный на пеле-
нальном столике;
—резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательное условие:
— при обработке пупочной ранки обязательно рас
тягивать ее края (даже при образовавшейся корочке).
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка к процедуре | |
| • Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры | • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
| ■ Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
| • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Уложить ребенка на пеленаль-ном столе | • Наиболее удобное положение ребенка |
| Выполнение процедуры | |
| • Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки | «Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке |
| • Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить папочку в лоток) | • Достижение механического очищения пупочной ранки |
| • Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) • Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью | • Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта • Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку |
| Этапы | Обоснование. |
| ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в поток) | |
| • Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором пермамганата калия или спиртовым раствором бриллиантовой зелени с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток] | • Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта • «Крепкий»раствор пермангана-та калия может вызвать ожог кожи |
| Завершение процедуры | |
| • Запеленать ребенка и положить в кроватку | • Обеспечение безопасности ребенка |
| • Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором ■ Снять перчатки, вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
Применение грелск для согревания новорожденного
Цель:
- обеспечить нормальную температуру тела недоношенного новорожденного.

Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии.
33 7й
Оснащение:
— резиновые грелки 3 шт.;
- зода температуры 60-70°С;
- пеленки 8 шт.;
— одеяло или теплая пеленка.
| Этапы | Обоснование | |
| Завершение процедуры! | ||
| • Вып^ль из грелок воду | • Обеспечение инфекционной | |
| • Обработать их нзружную по- | безопасности j | |
| верхность дезинфицирующим рас- | ||
| 1 вором | ||
| • Вымыть | я просушить руки | L——=——--- __--------------------- J |
Этапы
Обоснование
Подготовка к процедуре
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| Выполнение процедуры |
' Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры
• Подготовить необходимое оснащение
• Заполнить грелку горячей водой температуры 60-70° С на 1/2 или 2/3 объема
• Вытеснить воздух из грелки, нажав на нее рукой, плотно закрыть пробкой
• Опрокинуть грелку горловиной вниз и убедиться в ее герметичности
Аналогичным способом приготовить еще 2 грелки
Обернуть каждую грелку пеленкой, сложенной в 4 слоя
» Уложить грелки на расстоянии примерно 10 см от ребенка, завернутого в пеленки:
а) одну на уровне стоп;
б) две другие - вдоль туловища с
обеих сторон
• Накрыть ребенка одеялом (температура воздуха под одеялом допжна быть 28-30°С)
• Смечу воды б грелках проводить по мере ее остывания обязательно поочередно
• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
• Обеспечение четкости выполнз- чия процедуры
• Сухое тепло усиливает кровообращение, способствует corpesa-нию
• Обеспечение безопасности пациента
Предупреждение ожога кожи
Ребенка необходимо обложить грелками с трех сторон
Предупреждение местного перегревания, ожога кожи
• Обеспечение равномерного согревания тела ребенка
Создание «тепловой зоны»
• Предупреждение резкого перепада температуры окружающей ребенка среды
Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью '■-
Цель:
- обеспечить инфекционную безопасность во время
кормления грудью;
- создать ребенку комфортное состояние во время
кормлиния. Оснащение:
- косынка, маска;
- мыло, полотенце;
- пеленка;
- стерильная посуда для сцеживания грудного
молока;
- скамеечка под ногу матери;
- набор для пеленания;
- стерильное растительное масло;
- ватные жгутики.
Обязательные условия:
- кормить ребенка в спокойной обстановке, в спо
койном расслабленном состоянии;
- после кормления 2-3 минуты подержать ребенка
в вертикальном положепии, после чего положить на
правый бок (или голову повернуть на бок);
- обучить мать правилам подготовки ее и ребенка
к кормлению, правилам кормления грудью.
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
|
| Этапы |
Обоснование
Подготовка матери к кормлению
| • Обеспечение права матери на информацию и осознанное ее обу чение • Профилактика инфицирования ребенка во время кормления |
• Объясните маме необходимость и смысл ее подготовки к кормлению:
а) надеть косынку, марлевую мас
ку;
б) помыть руки с мылом;
в) обмыть грудь теплой водой и
осушить, полотенцем;
| ■ Обеспечение максимального комфорта во время кормления «Предупреждение утомления отдельных мышечных групп • Обеспечение инфекционной безопасности Посла кормления грудное молоко должно быть обязательно сцежено адо последней капли» |
г) удобно сесть на кресло или стул
с подлокотниками, поставить под
ногу (со стороны молочной желе
зы, из которой планируется кор
мить ребенка) скамеечку;
д) положить на колени чистую пе
ленку для ребенка;
е) расположить в пределах дося
гаемости баночку для сцеживания
грудного молока
Подготовка ребенка к трмпеник.
| • Создание комфортных условий для кормления |
•
Перепеленать ребенка
• При необходимости прочистить
НОСОВЫВ ХОДЫ______
Правила кормлении грудью
| • Перед кормлением необходимо сцедить неск олько капель молока |
• Первые капли молока могут | быть инфицирован ы
| • При сосании ребенок должен захватывать не только сосок, нон ореолу (околососковый кружок) |
Предупреждение аэрофаги и (заглатывания воздуха)
• Профилактика мацерации сос- ков и образования трещин
| Предупреждение нарушения акта сосания |
• Молочная железа матери не должна закрывать носовые ходы ребенка
| • Обеспечение времени для образования молока |
При каждом пор млении лрикла-] дывать ребенка (по возможности) ' только к о д ной груди
| • Следить, чтобы во время кормления ребенок активно сосал грудь (если ребенок заснул - будить его) |
За время кормления ребенок должен высосать необходимое ему количество молока и удовлетво- рить сосательный ре флекс
| • Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут |
• Большую часть необходимой дозы малыш высасывает
| Этапы | Обоснование |
| Правила кормления грудью | |
| за 5-10 минут, в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания | |
| • После кормления сцедить молоко «до последней капли» и обязательно обмыть грудь теплей водой и осушить | • Профилактика гипогалактми • Профилактика образования трещин, мацерации сосков, развития мастита |
Контрольное кормпенив
Цель:
— определить среднее количество молока, получае
мого ребенком при кормлении грудью.
Оснащение:
—набор для пеленания с памперсом;
—набор для подготовки матери к кормлению;
—чашечные весы;
■

| - дезинфицирующий раствор, естошь; - бумага, ручка. Обязательное условие: - в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как в различное время суток у матери разное количе ство молока. |
| Подготовка к процед уре |
| Выполнение процедуры |
Этапы
• Объяснить маме / родственни
кам цепь и ход проведения проце
дуры '
• Подготовить необходимое ос-мащение
° Вымыть и осушить руки, надеть перчзтки
• Надеть на ребенка памперс и запеленать
• Подготовить мать к кормлению
грудью
• Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе
• Взвесить ребенка и зафиксиро- вать полученную м ассу
Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут
Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления)
| Обоснование |
Педиатрия для фельдшера
• Обеспечение прзза на информацию
■ Обеспечение четкости выполне ния процеду ры
Обеспечение инфекционной
безопасности
• При использовании памперса исключаются погрешности в полу денных данны х
• Исключение инфицирования
ребенка во время кормления
• Создание комфортных условий
для проведения ко рм ления
• Регистрация исходного веса ребенка
• Достаточное время для всасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения соса- тельного ре флекса
• Определение количества высосанного ребенком молока
| Практикум, по педиатрии | |
| Этапы Обоснование | |
| Завершение процедуры | |
| • Передать ребенка маме или положить в кроватку | • Обеспечение безопасности ребенка |
| • Протереть весы дезраствором • Снять перчатки, вымыть иосушить руки. | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методой) | • Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка |
| • Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству | • Оценивается степень процесса лактацииу матери • Решается вопрос с дальнейшем вцце вскармливания малыша |
Кормление ребенка из рожка
Цель:
—обеспечить полноценное питание ребенку.
Оснащение:
—косынка, марлевая маска;
—мерная бутылочка (рожок);
—стерильная соска;
—необходимое количество на одно кормление мо
лочной смеси (или другой пищи) температурой 36-37°С;
—толстая игяа для прокалывания соски;
—емкости с 3% раствором соды для кипячения со
сок и бутылочек.
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка к процедуре | |
| • Объяснить маме/родственникам цель иход проведения процедуры | ■ Обеспечение правильного ежедневного кормления ребенка |
| • Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
я для фельдшера
ррактикум по педиатрии
![]() | |||
![]() | |||
|
| Этапы Обоснование | |
| Подготовка к процедуре | |
| • Вымыть и осушить руки • Надеть косынку, маску «Подготовить ребенка к кормлению | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной мопоччой смеси (или другой пмщи) | • Профилактика инфекционных заболеваний ЖКТ |
| • Если соска новая, проколоть в ней отверстие раскаленной толстой иглой | «При наличии большого отверстия в соске увеличивается вероятность попадания большого количества воздуха в желудок во время кормления, при узком отверстии в соске - малыш будет быстро уставать |
| • Надеть соску на бутылочку • Проверить скорость истечения смеси и ее температуру, капнув на тыльную поверхность своего пуче-запястного сустава | • Жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями • Теплый раствор не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки |
| Выполнение процедуры | |
| • Расположить ребенка на руках с возвышенным головным концом | • Профилактика аспирации |
| • Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью | • Предупреждение заглатывания воздуха (аэрофагии) |
| Завершение процедуры | |
| • Подержать ребенка в вертикальном положении 2-5 минут | • Удаление воздуха, попавшего в жепудок в процессе кормления |
| • Положить ребенка в кроватку на бок (или голову повернуть на бок) | • Профилактика аспирации при возможном срыгиванли |
| • Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок под проточной водой, а затем прокипятить а 3% содовом растворе 15 минут • Спить из бутылочки воду и хранить ее в закрыто* емкости | • Обеспечение инфекционной безопасности |
![]() | ||||
![]() | ||||
![]() |
| Обоснование |
| • Смещение термометра искажает результат измерения |
| Оценка полученных данных |
| » Обеспечение права на инфор мацию _____ ____ |
| • Документирование результатов термометрии |
| • Подготовка термометра к после' дующему измерению |
| • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Подготовка к последующему использованию |
Педиатрия для фельдшера Прак тикуй по педиатрии
Этапы
Измерение температуры тела в пахозой складке
| Выполнение процедуры |
| • Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедрен ном суставе) или руку (плечо при- ж ать к грудной к летке)_________ |
и в подмышечной области Цель:
| • Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания ^^ |
| Завершение процедуры |
| • Сообщить маме / ребенку ре- зультат терм о метрии |
| Зафиксировать температуру в температурном листе Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2"С; б) точку, фиксирующую темпера туру, необходимо ставить в цен тре, а не по краям клеточки |
| • Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик спустился в р езервуар |
| ■ Полностью погрузить термометр в поток с дезрастеором (длитель ность дезинфекции зависит от исполь зуемого дезрзствора)______ |
| • Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой • Поместить термометр в футляр |
| I |
—определить температуру тела ребенка.
Оснащение:
—медицинский термометр;
—часы;
—марлевые салфетки 2 шт.;
—лоток с дезраствором;
—температурный лист, ручка.
| ЭтапыОбоснование | |
| Подготовка к процедуре | |
| • Объяснить маме / ребенку цепь и ход проведения процедуры | • Обеспечение права на информацию,участие в процедуре |
| • Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
| » Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35"С | • Обеспечение достоверности результата измерения |
| • Осмотреть паховую (подмышечную) область | • Исключение повреждений кожи |
| Выполнение процедуры | |
| ■ Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии | • Влага охлаждает ртуть |
| • Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем | • Обеспечение условий для получения достоверного результата |
|
Фельдшера
Практикум по педиатрии
| • Профилактика обморожения кожи |
| » Предупреждение местного обморожения |
| • Улучшение теплоотдачи • Предупреждение местного об морожения |
| • Исключение вероятности возникновения патологических состояний, связанных с длительным местным спазмом сосудов |
| Определение эффективности проведения процедуры • Если мероприятия эффективны, температура должна снизиться на 0,2-0, З^С ____ |
| • При снижении температуры через 20-30 минут на 0.2-0,3°С проводимые мероприятия прекращаются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии |
Физическое охлаждение с помощью льда
Цель
—добиться снижения температуры.
Оснащение:
—пузырь для льда;
—кусковой лед;
—деревянный молоток;
—вода 14-1б°С;
—пеленки 3-4 шт.;
—флаконы со льдом;
—часы.
Обязательное условие:
— при проведении гипотермии необходимо осуще
ствлять контроль температуры через 20—30 минут и
проводить коррекцию мероприятий с учетом данных
повторной термометрии.
| Этапы Обоснование | |
| Подготовка к процедуре | |
| • Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
| • Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
| • Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| • Поместить кусковой лед в пеленку • Разбить его на мелкие части (размером 1-2 см) деревянным молотком | • Измельченный лед более равномерно распределяется в пузыре |
| • Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема | • Тающий лед поддерживает температуру воды 10-12°С |
| • Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности | о Обеспечение свободного пространства для воды, образующейся во время таяния льда |
| • Плотно закрыть пузырь крышкой и перепернуть пробкой вниз | • Обеспечение и проверка герметичности |
| Этапы |
Обоснование
Подготовка к процедуре
• Завернуть пузырь в сухую пе
ленку _______________
Выполнение процедуры
•
Приложить пузырь со льдом к
голове ребенка на расстоянии
2-3 си
• Проверить расстояние между
пузырем и головой ребенка, рас
положив между ними ребро ладони
(оно должно свободно проходить)
• Флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки}
• Зафиксировать время
Примечание: длительность про
цедуры не более 20-30 минут. При
необходимости ее повторения
перерыв должен составлять не
менее 10-15 минут
• По мере таяния льда сливать
воду из пузыря и под клад ывать в
него новые кусочки льда, менять
фл а то н ы_______________
Завершение процедуры
• Через 20-30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тепа ребенку
• Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии
| Физическое охлаждение с помощью спирта Цель: —добиться снижения температуры. Оснащение: —флакон с этиловым спиртом 70%; —ватные шарики; —вода 14-16'С; —часы; —почкообразный лоток. Обязательное условие: — при проведении гипотермии необходимо осуще ствлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии. |
|
I led ид т Р&я^ дл я фельдшера [Трактикум по педиатрии
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка к процедуре | |
| • Раздеть ребенка | • Необходимое условие для про- |
| ведения процедуры | |
| • Осмотреть кожные покровы ре- | «Не должно быть повреждений |
| бенка | кожи |
| Выполнение процедуры | |
| • Ватным тампоном, смоченным в | • Обеспечение теплоотдачи |
| этиловом спирте, протереть места, | |
| где крупные сосуды близко распо- | |
| ложены к поверхности тела: | |
| а) височную область; | |
| б) область сонных зртерий; | |
| в) подмышечную область; | |
| г) локтевые, подколенные и в по- | |
| следнюю очередь паховые складки | |
| • Сбросить тампон в лоток для | • Предупреждениезагрязнения |
| отработанного материала | окружающей среды. |
| • Повторять протирание складок | • Обеспечение эффективности |
| каждые 10-15 минут | процедуры за счет увеличения |
| теплоотдачи | |
| Завершение процедуры | |
| • Через 20-30 минут перемерить | • Определение эффективности |
| температуру тела ребенку | проведения процедуры |
| • Если мероприятия эффективны, | |
| температура должна снизиться на | |
| 0.2-0,3°С | |
| ■ Провести коррекцию мероприя- | • При снижении температуры че- |
| тии с учетом данных повторной | рез 20-30 минут на 0,2-0,3°С про- |
| термометрии | водимые мероприятия прекраща- |
| ются, при отсутствии положитель- | |
| ной динамики или при повышении | |
| температуры необходимо перейти | |
| на следующий этап гипотермии |
Уксусное обертывание при гипертермии
Цель:
- добиться снижения температуры.
Педиатрия для фельдшера
Практикум по педиатрии
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
|
Оснащение:
—резиновые перчатки;
—уксус столовый;
—вода комнатной температуры;
—емкость для приготовления уксусного раствора;
—тонкая пеленка;
—подгузник;
—салфетка;
—часы.
Обязательное условие:
— при проведении гипотермии необходимо осуще
ствлять контроль температуры через 20-30 минут и
проводить коррекцию мероприятий с учетом данных
повторной термометрии.
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка к процедуре | |
| • Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
| • Подготовить необходимое оснащение | ■ Обеспечение четкости выполнения процедуры |
| • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
| «Развести в емкости уксус с водой в соотношении 1:1 | • Профилактика химического ожога кожи |
| • Раздеть ребенка | • Необходимое условие для проведения процедуры |
| • Осмотреть кожные покровы ребенка | • Не должно быть повреждений кожи |
| Выполнение процедуры | |
| • Свернуть тонкую пеленку в веде гармошки • Смочить ее в уксусном растворе | • Обеспечение лучшего смачивания пеленки и удобства при выполнении процедуры |
| • Отжать пеленку и разложить на ровной поверхности | • Обеспечение условия для эффективности процедуры |
Педиатрия для фельдшера
Практикум, по педи атрии
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
| • Защита промежности от раздражения |
| • Достижение максимальной площади непосредственного контакта холодной пеленки с кожей ребенка, что способствует усилению теплоотдачи |
| • Предупреждение раздражающего действия пароа уксуса на дыхательные пути |
| Этапы |

































