Обоснование

4.При организациитрудэ и отдыха ограничивать физические нагрузки

Прл любом заболевании крови
отмечается слабость, вялость,
снижение работоспособности

• Физические нагрузки могут уси­
ливать кровоизлияния, кровотече­
ния, геморрагические сыпи_______

5. Оберегать детей от трзам
6. Организовать мероприятия по профилактике присоединения про­студных заболеваний, сопутст­вующих инфекций

* Травма, приводящая к кровоте­
чениям,
кровоизлияниям, услож­
няет течение заболевания

* ГТри заболеваниях крови снижа­
ется
иммунитет больного ребенка

* Присоединение инфекций про-

е о пирует обострение заболевания

Уход при заболеваниях сердца

Цель:

- не допустить развития выраженной клинической
картины заболевания, обострения процесса, развития
сердечной недостаточности;

— обеспечить максимальный комфорт ребенку.

Пландействий Обоснование
1. Информировать больного его родственниково заболевании • Обеспечиваетсяправо пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения асех мероприятий ухода
2. Организовать ребенку 4-5-разо-вое питание малыми порциями • Переваривание п^щи требует затрат кислорода. При заболева­ния*; сердца отмечается его дефи­цит, следовательно, «дробное* питание уменьшает нагрузку на сердце • При употреблении значительно­го количествапищи отмечается подъемдиафрагмы, что затрудня­ет сердечную деятельность

План действий Обоснование
3. Организовать ребенку питание, богатое калием (картофель, капус­та, петрушка, курага, изюм,инжир, ананасы) Примечание: при организации ухода за больным ревматизмом организовать питание с ограниче­нием обпигатных аллергенов • Калий улучшает сердечную дея­тельность • Ревматизм является инфекци-окне-аллергическим заболеванием
4. Обеспечить ребенку питание с ограничением жидкости, сопи • Соль способствует задержке жидкости а организме • Задержка жидкости увеличивает кровяное давление, способствует развитию отеков, сердечной не­достаточности
5. Вострый период заболевания организовать ребенку постельный режим с последующим постепен­ным его расширением • Профилактика формирования осложнений, развития сердечной недостаточности
6. Обеспечить ребенку доступ све­жего воздуха • При нарушении работы сердца1 отмечается развитие кислородной недостаточности
7. Создать ребенку возвышенное положение в постели Уменьшается приток крови к езрд-цу, и, следовательно, уменьшается нагрузка на сердце
8. При организации труда и отдыха ограничить физическуюи эмоцио­нальную нагрузки • При любом заболевании сердца отмечается слабость, вялость, снижение работоспособности • Физические нагрузки повышают АД и увеличивают нагрузку на сердце, требуют дополнительных затрат кислорода
9. Организовать мероприятия по профилактике присоединения со­путствующих инфекций • Присоединение инфекций про­воцирует обострение заболевания
10. Проводить регулярный четкий контроль ЧДЦ, пульса, АД • Указанные показатели позволя­ют следить за течением заболева­ния

 

Педиатрия для фельдшера

Уход при ОРВИ, бронхитах, пневмонии Цель: не допустить развития выраженной кли­нической картины заболевания, развития осложне­ний, обеспечить максимальный комфорт больному ребенку.

План действий Обоснование
1. Информироватьбольного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. При организации амбулаторного печения изолировать больного в отдельную комнату до исчезнове­ния катаральных явлений • Возможно заражение от больно­го ребенка
3. При госпитализации ребенка I обеспечить «цикличное» заполне­ние палат • Возможно развитие «перекрест­ной инфекции»
4. Организовать масочный режим • Предотвращается воздушно-капельный путь передачи инфек­ции
I 5. Организовать в острый период постельный режим • Предупреждается развитие ос­ложнений
6. Обеспечить доступ свежего воз­духа • При заболеваниях органов ды­хания отмечается недостаток ки­слорода
7. Создать ребенку возвышенное положение в постели • Уменьшается приток крови к легким, несколько опускается диафрагма, следовательно, облег­чается дыхание
8. Обеспечить в помещении, где находится ребенок, температуру 18-20°С • Прохладный воздух способству­ет отхождению мокроты, углубле­нию дыхания
9. Ежедневно минимум 2 раза в день проводить влажную уборку, проветривание помещения • Обеспечивается чистота воздуха • Уменьшается концентрация возбудителей
10. Организовать ребенку двига­тельный режим, дренажное поло­жение • Улучшается отхождение мокро­ты, предупреждаются застойные явления
11. Следить за гигиеной кожи и Слизистых оболочек носоглотки, глаз • Обеспечивается выполнение кожей дыхательной функции


 

Схемы базисного ухода...

План действий Обоснование
  ■ При заболеваниях органов ды­хания отмечаются катаральные явления, явления конъюнктивита, которые требуют выполнения до­полнительных гигиенических ме­роприятий
12. Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запороз у ребенка • Запоры усиливают интоксикацию ■ При запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экс­курсию легких
13. При организации труда и отды­ха уменьшить нагрузки • Любая нагрузка требует допол­нительных затрат кислорода,что способствует развитию сммптомов дыхательной недостаточности
14. Организовать питание малыми порциями, обильное питье • «Дробное» кормление не вызы­вает нарушения экскурсии легких • Обильное питье оказывает де- зи нтокс икэ цио н ное де й ств и е

Уход при зкссудативно-катаральном диатезе

Цель: не допустить развития выраженной клини­ческой картины заболевания, обострения процесса, обес­печить максимальный комфорт больному ребенку.

Ппан действий Обоснование
1. Информировать родственников о заболевании, возможных по­следствиях • Обеспечивается право родст­венников на информацию • Родственники понимают целе­сообразность выполнения всех мероприятий ухода
2. Научить маму вести «пищевой дневник» ■ Сего помощью можно выявить индивидуальный аллерген ребенка и в последующем устранить его
3. Исключить возможный контакт ребенка с пищевыми и другими видами аллергенов • При экссудативном диатезе дети склонны к аллергии
4. Ограничить употребление ре­бенком соли и жидкости • Дети пастозны, у них повышена масса тела за счет задержки жид­кости в организме


Педиатрия для фельдшера


Схемы базисного ухода...




                   
   
 
 
   
 
     
   
 
 


Ппан действий ---------------- «.-------- ----------------. Обоснование
4. Организовать ежедневноепро­ведение ребенку массажа, гкмна- | СТИКИ • При рахите отмечается гипото­ния мышц
I 5. Провести мероприятия ио про­филактике присоединения сопут-| стзующих заболеваний * Рохит является неблагоприят­ным преморбиднымсостоянием
Уход при спазмофилии Цель: пе допустить развития судорог у ребенка.

Уход при гипотрофии Цель:нормализовать антропометрические показа­тели ребенка, не допустить развития осложнений, обес­печить максимальный комфорт ребенку.

План действий Обоснование
5. Следить за строгим соблюдени­ем гигиены кожи ислизистых обо­лочек ребенка • «Шок-органом» при ЭКД являют­ся кожа и слизистые оболочки, следовательно, они часто и значи­тельно поражаются
6. Обучить родственников ребенка проводить дополнительные гигие­нические мероприятия при разви­тии кожных проявлений заболева­ния, порвпении гнейса • Дополнительные мероприятия ухода обеспечивают максималь­ный комфорт больному ребенку, предохраняют от присоединения гнойничковых заболеваний кожи
7. Организовать ребенку охрани­тельный режим • У детей повышена нервная воз­будимость
8. Провести мероприятия по про­филактике присоединения инфек­ционных, простудных заболеваний • Дети, страдающие ЭКД, отно­сятся к группе часто болеющих детей в связи со значительным снижением иммунитета

Уход при рахите

Цель: не допустить развития выраженной клини­ческой картины заболевания, присоединения сопутству­ющих заболеваний.

План действий Обоснование
1. Информировать родственников о заболевании, возможных его последствиях • Обеспечивается право родст­венников на информацию • Родственники понимают целе­сообразность выполнения всех мероприятий ухода
2. Обеспечить ребенку полноцен­ное рациональное питание с обя­зательным включением в рационпродуктов, богатых витаминами (особенно витамином Д), кальцием • Рахит - это поп и гиповитаминоз с преимущественным недостатком витамина Д, в результате чего отмечается склонность к снижению кальция в организме ребенка
3. Обеспечить длительное пребы­вание ребенка на свежем воздухе в «кружевной тени деревьев» • Обеспечивается выработка ви­тамина Д в коже ребенка под дей­ствием УФЛ • «Кружевная тень деревьев» задерживает инфракрасные лучи —> предупреждается перегрева­ние ребенка

Пиан действий

1. Информировать родственников о заболевании, о его связи с рахи­том

2. Обеспечить ребенку питание с
позышенным содержанием каль­
ция________________ _____

3. Исключить из рациона питания коровье молоко

4. Организовать охранительный режим ребенку

5. Обеспечить мероприятия по устранению рахита


Обоснование

«Обеспечивается право родст­венников на информацию

Родственники понимают целе­
сообразность выполнения всех
ме р оп риятий ухода________________ I

• В основе развития спазмофилии I лежит недостаток кальция

«При приеме коровьего молока нарушается процесс всасывания кальция в кишечнике

• Любой раздражитель можег

вызвать приступ судорог у больно­
го спазмофилией _____

• Спазмофилия - рахитическая
тетания, то есть, «нет спазмофи­
лии без рахита»_______________



Педиатрия для фельдшера


Схемы базисного ухода...




           
   
 
 
   


План действий Обоснование
1. Информировать родственников о заболевании • Обеспечивается право родст­венников на информацию • Родственники понимают целе­сообразность выполнения всех мероприятий ухода
2. Организовать проведение кор­рекции белков, жиров, углеводов в рационе питания ребенка • Причина гипотрофии - недоеда­ние —> развитие у ребенка дефи* цита белков, жиров, углеводов
3. Обеспечить ребенка дополни­тельным введением жидкости • Предупреждается развитие эк-сикоза
4. Организовать постепенное уве­личение объема пищи с учетом степени гипотрофии • У ребенка отмечается плохая «переносимость» пищи
5. Организовать и следить за чет­ким соблюдением ребенком режи­ма дня • Режим дня предусматривает регулярный прием пищи, следова­тельно, пища лучше усваивается • Режим дня предусматривает чередование периодов сна и бодр­ствования, что способствует укре­плению организма, повышению его защитных сил
6. Обеспечить ребенку двигатель­ный реж^м • Не развиваются застойные яв­ления в легких
7. Провести мероприятия по про­филактике присоединения сопут­ствующих заболеваний • Гипотрофия является неблаго­приятным прсморбидным состоя­нием в связи с развитием вторич­ного иммунодефицита
8. Обучить родственникоз прове­дению массажа, гимнастики со­гласно возрастным комплексам * Предупреждается развитие гипотонии мышц • Массаж, гимнастика укрепляют организм, способствуют повыше­нию иммунитета

Уход при скарлатине Цель:

- исключить распространение инфекции;

- организовать комфорт больному ребенку;

- предупредить развитие осложнений.


План действий Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании • Обеспечивается право пациента на информацию ■ Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. Изолировать больного на 10 дней (если ребенок в возрасте до 8 лет -добавить к данному сроку изоляции 12 дней «домашне­го режима») • Обеспечивается профилактика распространения инфекции • Максимально заражению скар­латиной подвержены дети до 7-8 лет
3. Организовать масочный режим при контакте с больным • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи инфекции
4. Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени­ем влажных уборок не менее 2 раз в день • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха
5. Организовать хлорный режим • Стрептококк устойчив во внеш­ней среде, может долго сохранять­ся на предметах, что делает воз­можным передачу инфекции через предметы, «третье лицо»
6. Обеспечить больному правиль­ное питание. Пища должна быть: а) механически, химически, терми­чески щадящей; б) богата калием; в) с ограничением соли и жидкости: г) с исключением облигатных ал­лергенов Помнить! Диета должна соблю­даться в течение 3 недель (не менее) ■ Уменьшается раздражение зева («нет скарлатины без ангины) • Калий улучшает работу сердца, что предупреждает развитие мио­кардита • Уменьшается нагрузка на почки, сердце, следовательно, уменьша­ется вероятность развития нефри­та, миокардита • Стрептококк аллергизирует ор­ганизм и тем самым способствует развитию инфекционно-аллергических заболеваний серд­ца, почек • Развитие инфекционно-аллергических осложнений проис­ходит в течение 1-3 недель от начала заболевания


Педиатрия для фельдшера


Схемы базисного ухода...




План действий Обоснование
1 7. Организовать и следить за оо-J блюдением ребенком в течение острого периода постельного ре­жима. Обеспечить его постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка • Предупреждается развитие мио­кардита, нефрита
8. Следить за гигиеной ротовой полости • «Нет скарлатины без ангины»
Э. При организации труда и отдыха ограничить физические и эмоцио­нальные нагрузки • Профилактика осложнений
10. Контролировать диурез и ха­рактер мочи больного в течение 3 недель • В течение 1-3 недель возможно развитие нефрита, как осложнение дифтерии

Уход при эпидемическом паротите Цель:

- исключить распространение инфекции;

- обеспечить благоприятный исход заболевания;

- организовать максимальный комфорт больному
ребенку.

План действий Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболезании • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. Изолировать больного на Э дней • Обеспечивается профилактика распространения инфекции
3. Организовать масочный режим при контакте с больным • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса эпидпаротита
4, Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени­ем влажных уборок не менее 2 раз в день • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха.

План действий Обоснование
5. Организовать хлорный режим • Возбудители эпидпаротита ус-
  тойчивы во внешней среде, что
  делает возможным передачу ин-
  фекции через предметы, «третье
  лицо»
S. Обеспечить ребенку правильное  
питание. Пища должна быть:  
а) механически щадящей; • При зпидпаротите в результате
  воспаления околоушной слюнной
  железы отмечается болезненность I
  при жевании и глотании
б) легкоусвояемой, нежирной; • Легкоусвояемая пища не нагру-
  жает поджелудочную железу, а
  значит, предупреждается развитие
  панкреатита
в) содержать кислые соки (пить их • Предупреждаются застойные
лучше через соломинку, так как процессы в слюнных железах
они раздражают воспаленный сте-  
j нонов проток)  
7. Тщательно ухаживать за поло- • Заболевание сопровождается
стью рта ребенка снижением выделения слюны
  » При эпидпарстите воспален
  стенопов проток (выводной проток
  околоушной слюнной железы)
  • Возможно развитие стоматита
8. Организовать и следить за со- • Физические нагрузки увеличи-
блюдением в течение острого пе- вают частоту появления панкреа-
риода постельного режима. Обес- тита, орхита (воспаление яичка)
печить его постепенное расшире-  
ние по мере улучшения состояния  
ребенка  
9. Следить за ношением суспензо- • Ношение суспензория при орхи-
рия те облегчает течение заболевания,
  предотвращает переход патологи-
  ческого процесса на другую сторо-
  ну


Педиатрия для фельдшера



Схемы базисного ухода...


2S1



Уход при ветряной оспе Цель:

- исключить распространение инфекции;

- организовать максимальный комфорт больному
ребенку;

- предупредить инфицирование везикул.

План действий Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. Изолировать больного до 5-го дня после последнего высыпания • Обеспечивается профилактика распространения инфекции
3. Организовать масочный режим при контакте с больным • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса ветряной оспы
4. Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени­ем влажных уборок не менее 2 раз вдень • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха.
5. Организовать щадящее питание ребенку • Везикулярная сыпь локализует­ся на слизистой полости рта
6. Обеспечить проведение гигие­нических мероприятий кожи и сли­зистых оболочек щадящим мето­дом • Преду л решается травмирова­ние везикул, локализующихся на коже и слизистых оболочках
7. Следить за состоянием ногтей больного ребенка • Предупреждается инфицирова­ние везикул в результате их рас­чесывания

Уход при коклюше

Цель:

- исключить распространение инфекции;

- уменьшить число приступов спазматического

кашля;


- обеспечить максимальный комфорт больному
ребенку;

- предупредить развитие осложнений.

План действий Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. Изолировать больного на 30 дней от начала заболевания • Обеспечивается профилактика распространения инфекции
3. Организовать масочный режим при контакте с больным • Предупреждается воздушно-капепькый механизм передачи инфекции
4. Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени­ем влажных уборок не менее 2 раз вдень • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха
5. Кормить ребенка небольшими порциями, механически щадящей пищей • Предупреждается развитие приступов спазматического кашля в результате действия дополни­тельных раздражителей
6. Обеспечить охранительный режим, максимальный покой ре­бенку • Предупреждаются приступы спазматического кашля
7. Организовать сон на свежем воздухе, прохладный, влажный воздух в помещении «Уменьшается количество при­ступов кашля
8. Организовать интересный досуг ребенка • Действенное средство предот­вращения приступов кашля в ре­зультате отвлечения ребенка
9. Провести мероприятия по про­филактике присоединения инфек­ций, простудных заболеваний ■ Предупреждается развитие пкевмоний, бронхитов и т. п. ос­ложнений коклюша

282

Педиатрия для фельдшера

Уход при кори Цель:

- исключить распространение инфекции;

- организовать максимальный комфорт больному
ребенку;

- предупредить развитие осложнений в результате
развития анергии.


 

Схемы базисного ухода...

Уход при краснухе Цель:

- исключить распространение инфекции;

- организовать комфорт больному ребенку;

- предупредить тератогенное действие вируса
краснухи.



Пиан действий Обосноаз^ие
1. Информировать больного и егородственников о заболевании • Обеспечивается право пациента на информацию в Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода
2. Изолировать больного до 5-годня от начала высыланий • Обеспечивается профилактика распространения инфекции
3. Организовать масочный режим при контакте с больным • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса кори
4. Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени­ем влажных уборок не менее 2 раз вдень • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде • Обеспечивается чистота возду­ха.
5. Обеспечить охранительный режим для глаз • Уменьшаются болевой синдром, светобоязнь, связанные с конь-юнктиаитом при кори
6. Организовать щадящее питание • При кори отмечаются катараль­ные явления, рыхлость слизистой полости рта, пятна Филатова-Коп-пика
7. Тщательно ухаживать за слизи­стыми оболочками полости рта • Профилактика развития стома­тита
8. Создать условия, предупреж­дающие вторичное инфицироеа-ние • Предупреждается возникнове­ние осложнений на фоне коревой анергии (вторичного иммунодефи­цита)

План действий Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании • Обеспечивается права пациента на информацию * Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всзх мероприятий ухода
2. Изолировать больного до 5-го дня от начала высыпаний • Обеспечивается профилактика распространения инфекции
3. Предупредить контакт беремен­ных с больным • Вирус краснухи обладает тера­тогенным действием, то есть вы­зывает аномальное развитие пло­да
4. Организовать масочный режим при контакте с больным > Преду предается воздушно-капельный механизм передачи вируса краснухи
5. Следить за регулярным провет­риванием помещения, проведени-I ем влажных уборок не менее 2 раз [ вдень • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха

       
   
 
 


Нужен ли другой какой-либо стимул, кроме само­го сознания, что ты вернул матери ребенка? По­знать радость возвращенного людям здоровья, ра­дость возвращенной жизни — великое счастье!

Е. А. Вагнер

Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

Международно-признанная схема реанимации со­стоит из четырех частей. Данная схема названа «Аз­бука элементарной реанимации»:

«А» — проверить, есть ли дальнейшая опасность для вас или ребеика? В каждой ситуации разные опас­ности. Вы должны их мгновенно оценить, и убедиться, что знаете, как их избежать.

«В»— проверить воздухоносные пути (свободны ли

они?).

«С» — проверить дыхание (дышит ли ребенок?):

- ищите движения грудной клетки;

- слушайте звуки дыхания;

- чувствуйте дыхание ребенка на своем лице,
«д» — проверить циркуляцию (бьется ли сердце?):

- ищите пульс. Лучшее место, где обнаруживается
пульс у ребенка до года — плечевая артерия. Искать
на внутренней стороне конечности посередине между



Педиатрия для фельдшера


Неотложные состояния у детей




локтем и плечом. Слегка надавить двумя пальцами в сторону кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем (рис. 45, а).

У детей старше года пульс необходимо искать на сонной артерии. Нащупайте адамово яблоко {выступ в середине гортани) при помощи двух пальцев. Пере­местите пальцы от адамова яблока в сторону углубле­ния между ним и мышцами шеи. Нажмите на шею, чтобы почувствовать пульс (рис. 45, б).


1. Вдувайте воздух в рот и в кос одновременно.

2. Не забудьте, что у «грудничка» шея короче, тол­
ще и более хрупкая — будьте осторожны, запрокиды­
вая его голову.

3. Вдувайте не полный свой объем воздуха в ды­
хательные пути младенца, так как возможен разрыв
альвеол.

Проведение искусственного дыхания ребенку до года



Рис. 45. Определение пульса у детей

Внимание:

— если вы не улавливаете дыхания — надо провес­
ти «искусственное дыхание»;

- если вы не чувствуете пульса — «непрямой мас­
саж сердца».

Искусственное дыхание методом «рот в рот»

В проведении искусственного дыхания методом «рот в рот» детям до года и детям постарше есть разница.

Когда вы дышите за младенца, соблюдайте три ус­ловия:


Этапы Обоснование
1. Уложить ребенка спиной на ров­ную твердую поверхность * Улучшается проходимость ды­хательных путей
2. Под плечи положить валик • Выпрямляются дыхательные пути
3. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбо-j редок (рис. 46, а) • Шея младенца короткая, хрупкая * Профилактика западения языка
4. Освободить верхние дыхатель­ные пути от слизи и инородных тел (ряс. 46, 6} • Обеспечение проходимости дыхательных путей ______________________________
5. На рот и нос малышу положить салфетку (рис. 4S. е) • Обеспечение инфекционной безопасности
6. Сделать вдох и расположить сеой рот над носом и ртом ребен­ка, образовав плотное соединение = Обеспечение герметичности и эффективности проводимых меро­приятий
7. Вдохнуть аоздух в дыхательные пути малыша в количестве, доста­точном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась (рис. 46, г) Примечание: чем меньше ребе­нок, тем меньший объем воздуха необходимо вдыхать ему в легкие • Наполнение легких ребенка воздухом * Профилактика разрыва альвеол
8. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша • Обеспечение пассивного выдоха
9. Повторять пункты 6-8 до появ­ления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи», или до появления трупных пятен • Обеспечение пассивного посту­пления кислорода в легкие



Педиатрия для фельдшера


 

Неотложные состояния у детей

проведение искусственного дыхания ребенку старше года
Этапы Обоснование
Т. Уложить ребенка спиной на ров­ную твердую поверхность • Улучшается проходимость ды­хательных путей
2. Под плечи положить валик ■ Выпрямляются дыхательные пути
3. Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок • Профилактика западен ия языка
4. Освободить верхние дыхатель­ные пути от слизи и инородных тел • Обеспечение проходимости дыхательных путей
5. Наложить салфетку на рот ре­бенка • Обеспечение инфекционной безопасности
6. Зажать ребенку нос • Предупреждение выхода вды­хаемого воздуха через нос
7. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, обра­зовав плотное соединение • Обеспечение герметичности и эффективности проводимых меро­приятий
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы груд­ная клетка осторожно поднялась • Наполнение легких ребенка воздухом
9. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша • Обеспечение пассивного выдоха
10. Повторять пункты 7-9 до появ­ления Самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» • Обеспечение пассивного посту­пления кислорода в ле1кие

Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста

Этапы Обоснование
1. Уложить ребенка спиной на ров­ную твердую поверхность Расположиться справа от него ■ Условие, необходимое для дос­тижения максимального эффекта реанимационных мероприятий
2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): • Обеспечение необходимой пло­щади давления • Мечевидный отросток легко можно сломать

10. Зак. 42



Педиатрия для фельдшера


Неотложные состояния у детей



                   
   
 
   
   
 
 
   


Этапы Обоснование
а) новорожденному - падонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину ма­лыша (рис. 47, а, б); б) ребенку от 1 до 12 месяцев -указательный и средний пальцы (рис. 47, е); в) ребенку 1-7 лет - проксималь­ную часть кисти (а не пальцы) (рис. 47, е); г) ребенку старше 7 лет-обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки» (рис. 47, д)  
3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1,5 см у новоровденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка: в) 3-3,5 см у ребенка старшего возраста • Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождение крови по кругам кро­вообращения в фазу искусствен­ной систолы, сильное давление может привести к перепомам ре­бер, грудины
4. Уменьшить давление на груд­ную клет:<у. позволяя ей вернуться в исходное положение • Обеспечение искусственной диастолы
5. При проведении непрямого мас­сажа сердца в сочетании с прове­дением искусственного дыхания, — вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5— если помощь оказывают 2 челове­ка или2:10; 3:15-если реаними­рующий один • Обеспечение оптимального со­отношения ЧДД и числа сердеч­ных сокращений
6. Через минуту после начала проведения реанимационных ме­роприятий проверить, восстанови­лись ли жизненные функции (про­вести «АЗБУКУ элементарной реанимации») • Контроль эффективности меро­приятий
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до при­езда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен • Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти

10*



Педиатрия для фельдшера


Неотложные состояния у детей




Гипертермия

Гипертермия — самый частый симптом заболева­ния у детей.

В настоящее время известно, что гипертермия — защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:

- возрастает бактерицидность крови;

- повышается активность лейкоцитов;

- повышается выработка эндогенного интерферона;

- усиливается интенсивность метаболизма, который
обеспечивает укоренное поступление питательных ве­
ществ к тканям.

Кроме того, что лихорадка — это защитная реак­ция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.

Однако необходимо помнить, что, как и большин­ство неспецифических защитных реакций (боль, воспа­ление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптив­ную роль только до определенных пределов. При про­грессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кро­вообращение (на каждый градус повышения темпера­туры более 37°С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульсна 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако далее такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем — развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они от­мечаются на фоне температуры 39-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства,


очень вариабельна и зависит от индивидуальных осо­бенностей организма ребенка.

Классификация гипертермии

Тип гипертермии Показатели температуры
субфебр ильная 37-38°С
ум ере ни ая 38-39"С
высокая ЗЭ-?1°С
гиперпиретическая более 41 °С

Виды гипертермии

Вид Механизм Клиника
Розовая гипертермия Теплопродукция равна 1. Кожные покровы
  теплоотдаче умеренно гилереш-
    рованы, теплые,
    влажные
    2. Общее состояние
    страдает незначи-
    тельно
Белая гипертермия Теппопродукция пре- 1. Ощущение холода.
  вышает теплоотдачу, озноб
  так как происходит 2. Бледность кожных
  спазм перифериче- покровов
  ских сосудов 3. Цианотичный отте-
    нок ногтевых пож, губ
    4. Похолодание ко-
    нечностей

Неотложная помощь при гипертермии

Этапы Обоснование Дозы
1 ■ Уложить ребенка в по­стель • Повышение температуры - признак интоксикации  

 
 


 

Педиатрия для фельдшера

     
Этапы Обоснование Дозы
2. Расстегнуть стесняющую > Облегчение экскурсии  
одежду легких  
3. Обеспечить доступ све- • При гипертермии разви-  
жего воздуха вается гипоксия  
4. Определить тип гипер- • Белая гипертермия свя-  
термии (белая или розо- зана со спазмом перифе-  
вая). Если розовая - пере- рических сосудов, который  
вести в красную (согреть значительно нарушает  
ребенка, ввести но-шпу. процесс теплоотдачи  
или никотиновую кислоту,    
или папаверин, которые    
являются спазмолитиками)    
5. Провести мероприятия в " Повышенная температу-  
зависимости от показате- ра не должна снижаться  
лей температуры: литически  
а) З/.О-З/.б^С назначить    
обильное питье;    
б) 37,5-38,0°С провести    
физическое охлаждение  
(рис. 43, а);    
в) 38,О-ЗВ,5СС энтерально    
ввести жаропонижающие    
средства (панадол,пара-    
цетамол, аспирин, жаропо-    
нижающие свечи и т.д.)    
(рис, 43, б);    
г) 38,5°С и выше е/м или в/в    
ввести литическую смесь    
(рис. 43, з):    
- анальгин *|   0,1 мл /год
- димедрол >   0,1 мл /год
- папаверин J   0,1 мл/год
Примечание: аспирин,    
цефеконовые свечи детям    
раннего возраста с целью    
понижения температуры    
применять не рекоменду-    
ется.    
6. Провести кисло родоте- • При гипертермии повы-  
рапию шена потребность тканей в  
  кислороде  
7. В течение 20-30 минут • Обеспечение выведения  
от начала проведения токсинов организма  

 

Неотложные состояния у детей

Этапы Обоснование Дозы
мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка    
8. Через 20-30 минут по-втооить термометрию • Контроль эффективности проведенных мероприятий  
9. Провести коррекцию проаодимых мероприятий с учетом показателей по­вторной термометрии • Через 20-30 минут тем­пература должна снизиться на 0,2-0.3°С  

 
 

 

Педиатрия для фельдшера

Ларингоспазм

Ларингоспазм — одна из форм явкой спазмофилии.

Спазмофилия — заболевание детей преимуществен­но раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбу­димостью зследствие снижения уровня кальция в орга­низме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.

Ларингоспазм — спазм голосовой щели. Чаще все­го он возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Про­является звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звуч­ным вдохом «петушиный крик», после которого ребе­нок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.

При наиболее тяжелых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.

Неотложная помощь при ларингоспазме

Этапы Обоснование Дозы
1. Уложить ребенка на ров- • Возможна остановка  
ную твердую поверхность сердца, требующая реани-  
  мационных мероприятии  
2. Расстегнуть стесняющую • Облегчение экскурсии  
одежду легких  
3. Обеспечить доступ све- • Развивается кислород-  
жего воздуха ная недостаточность  
4. Создать спокойную об- • Даже незначительный  
становку раздражитель может спро-  
  воцировать повторный  
  приступ  
5. Лицо и тело ребенка • Рефлекторное снятие  
взбрызнуть холодной во- спазма  
дой, или вызвать раздра-    
жение слизистой оболочки    
носа (пощекотать ватным    

 

Неотложные состояния у детей

 
Этапы Обоснование Дозы
жгутиком, подуть в нос,    
поднести нашатырный    
спирт, или шпателем на-    
жать на корень языка    
6. Внутримышечно ввести • Против осу дорожное дей- 0,1 мл/год
реланиум ствие  
7. Обязательно ввести • Причина спазмофилии- 1,0 мл /год
внутривенно глкжонат гипокзльциемия  
кальция    
8. При отсутствии эффекта • Обеспечение проходи-  
провести интубацию или мости дыхательных путей  
трахеотомию    
9. При остановке сердца - • Реанимационное меро-  
проеести непрямой массаж приятие  
сердца    
10. После в осота но в пения ■ В результате ларингос-  
дыхания провести кисло- пазм а развивается гипок-  
родотерапию сия  

Судороги

Судорога (convulsion) — непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение формы тела и конечностей.

Фебрильные судороги возникают при высокой тем­пературе у младенцев и маленьких детей.

Афебрилькые судороги младенцев чаще всего воз­никают в результате родовой травмы или поврежде­ния головного мозга.

Ритмичные судороги конечностей являются харак­терными симптомами эпилепсии.

Судороги могут быть локальными (распространя­ются на отдельные мышечные группы) и генерализо­ванными (судорожный припадок).



Педиатрия для фельдшера


Неотложные состояния у детей




Фазы судорожного припадка
1 фаза -тоническая 2 фаза - клоническая
1. Внезапная потеря контакта с • Подергивание вначале мышц
окружающими лица, затем конечностей с быст-
  рой генерализацией
2. Блуждающий взгляд с дальней- • Бледность кожных покровов
шей фиксацией глазных яблок  
вверх ив сторону  
3. Запрокидывание головы назад  
4. Сгибание верхних конечностей в  
кистях и локтях, вытягивание ниж-  
! них конечностей  

Этапы Обоснование Дозы
6. Провести кислородоте-рапию » Прогностически неблаго­приятным фактором явля­ется выраженная гипоксия, на фоне которой развива­ются судороги nnti к кото­рой они могут приводить  
7. Выявить причину судорог и постараться устранить ее • Судорога - симптом. Пока существует причина, ее вызывающая, судороги могут повторяться ___ -—_—-

Неотложная помощь при судорогах


Этвпьг Обоснование Дозы
1. Уложить ребенка на ров- • Профилактика травм  
ную мягаую поверхность,    
убрать возможные повреж-    
дающие предметы    
2. Расстегнуть стесняющую ■ Облегчение экскурсии  
одежду легких  
3. Обеспечить доступ све- • При судорогах возраста-  
жено воздуха ет потребление кислорода  
4. Между коренными зуба- • Профилактика прикусы-  
ми заложить узел салфетки вай ия языка  
или шпатель, обернутый    
ватой и бинтом    
5. Внутривенно или внут- • Подавляют возбудимость  
римышечно ввести препа- цнс  
раты:    
реламиум (седуксен)   0,1 мл/год
или    
дроперидол   0,1-0,2
или   мл/кг
25% р-р сернокислой маг-   0,1-0,2
незии   мл /кг
или    
ГОМК • Помимо вышеуказанного 50-100 мг/кг
  действия, ГОМК повышает (1 мл =
  устойчивость мозга к гипок- 200 мг)
  сии  

Стенозирующий ларингит — это острое заболева­ние, характеризующееся нарушением проходимости ды­хательных путей в области гортани и развитием явле­ний дыхательной недостаточности.

Механизм развития:

1. Стеноз в области голосовой щели.

2. Отек подсвязочного пространства.

3. Скопление мокроты в просеете гортани.
Клинические преявления:

- осиплость голоса;

- грубый «лающий» кашель;

- явления дыхательной недостаточности (ребенок
беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспиратор-
ная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспо­
могательные мышцы: крылья носа, межреберные мыш­
цы, диафрагма и др.)-



Педиатрия для фельдшера


Неотложные состояния у детей




Неотложная помощь при стенозирующем ларингите («ложном крупе»)

Этапы Обоснование Дозы
1. Уложить ребенка с при­поднятым головным концом • Уменьшение отека под-свяэ оч но го п рост ра н ства ■ Облегчается дыхание  
2. Расстегнуть стесняющую одежду • Обеспечение экскурсии легких  
3. Обеспечить доступ све­жего воздуха • Развивается кислород­ная недостаточность  
4. Создать спокойную об­становку • Ребенок возбужден  
5. Провести отвлекающую терапию (поставить гор­чичники на икроножные мышцы, или провести гор­чичные ножные ванны) • Происходит отток крови к нижней половине тулови­ща, уменьшается отек, образование экссудата  
6. Провести паровые инга­ляции, с добавлением эу-филлина, соды, отхарки­вающих трав (чередуя их) • Тепло и эуфиллин сни­мают отек в области голо­совой щели • Сода разжижает мокроту • Травы способствуют отхождению мокроты  
7. Внутримышечно или внутривенно ввести лазикс • Уменьшает отек подсвя-зочного пространства, так как обладает мочегонным действием 1-2 мг/ra­il мл = 10 мг)
8. Внутримышечно или подкожно ввести эфедрин • Снимает спазм в области голосовой щели, так как обладает бронхолитиче-ским действием 0,1 мл/год
9. В тяжелых случаях -ввести преднизолон внут­ривенно или внутримы­шечно • «Препарат отчаяния», обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием 3-5 мг /кг (1 мл -30 мг)
10. Провести кислородоте-рапию • Ликвидация кислородной недостаточности  

Обморок

Обморок — проявление сосудистой недостаточнос­ти, которая сопровождается ишемией мозга и проявля­ется кратковременной потерей сознания.

Неотложная помощь при обмороке

Этапы Обоснование Дозы
1. Уложить ребенка на ров- • Обеспечение притока  
н

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow