4.При организациитрудэ и отдыха ограничивать физические нагрузки |
• Прл любом заболевании крови
отмечается слабость, вялость,
снижение работоспособности
• Физические нагрузки могут уси
ливать кровоизлияния, кровотече
ния, геморрагические сыпи_______
5. Оберегать детей от трзам |
6. Организовать мероприятия по профилактике присоединения простудных заболеваний, сопутствующих инфекций |
* Травма, приводящая к кровоте
чениям, кровоизлияниям, услож
няет течение заболевания
* ГТри заболеваниях крови снижа
ется иммунитет больного ребенка
* Присоединение инфекций про-
е о пирует обострение заболевания
Уход при заболеваниях сердца
Цель:
- не допустить развития выраженной клинической
картины заболевания, обострения процесса, развития
сердечной недостаточности;
— обеспечить максимальный комфорт ребенку.
Пландействий | Обоснование |
1. Информировать больного *л его родственниково заболевании | • Обеспечиваетсяправо пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения асех мероприятий ухода |
2. Организовать ребенку 4-5-разо-вое питание малыми порциями | • Переваривание п^щи требует затрат кислорода. При заболевания*; сердца отмечается его дефицит, следовательно, «дробное* питание уменьшает нагрузку на сердце • При употреблении значительного количествапищи отмечается подъемдиафрагмы, что затрудняет сердечную деятельность |
План действий | Обоснование |
3. Организовать ребенку питание, богатое калием (картофель, капуста, петрушка, курага, изюм,инжир, ананасы) Примечание: при организации ухода за больным ревматизмом организовать питание с ограничением обпигатных аллергенов | • Калий улучшает сердечную деятельность • Ревматизм является инфекци-окне-аллергическим заболеванием |
4. Обеспечить ребенку питание с ограничением жидкости, сопи | • Соль способствует задержке жидкости а организме • Задержка жидкости увеличивает кровяное давление, способствует развитию отеков, сердечной недостаточности |
5. Вострый период заболевания организовать ребенку постельный режим с последующим постепенным его расширением | • Профилактика формирования осложнений, развития сердечной недостаточности |
6. Обеспечить ребенку доступ свежего воздуха | • При нарушении работы сердца1 отмечается развитие кислородной недостаточности |
7. Создать ребенку возвышенное положение в постели | Уменьшается приток крови к езрд-цу, и, следовательно, уменьшается нагрузка на сердце |
8. При организации труда и отдыха ограничить физическуюи эмоциональную нагрузки | • При любом заболевании сердца отмечается слабость, вялость, снижение работоспособности • Физические нагрузки повышают АД и увеличивают нагрузку на сердце, требуют дополнительных затрат кислорода |
9. Организовать мероприятия по профилактике присоединения сопутствующих инфекций | • Присоединение инфекций провоцирует обострение заболевания |
10. Проводить регулярный четкий контроль ЧДЦ, пульса, АД | • Указанные показатели позволяют следить за течением заболевания |
Педиатрия для фельдшера
|
|
|
|
Уход при ОРВИ, бронхитах, пневмонии Цель: не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, обеспечить максимальный комфорт больному ребенку.
План действий | Обоснование |
1. Информироватьбольного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях | • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. При организации амбулаторного печения изолировать больного в отдельную комнату до исчезновения катаральных явлений | • Возможно заражение от больного ребенка |
3. При госпитализации ребенка I обеспечить «цикличное» заполнение палат | • Возможно развитие «перекрестной инфекции» |
4. Организовать масочный режим | • Предотвращается воздушно-капельный путь передачи инфекции |
I 5. Организовать в острый период постельный режим | • Предупреждается развитие осложнений |
6. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При заболеваниях органов дыхания отмечается недостаток кислорода |
7. Создать ребенку возвышенное положение в постели | • Уменьшается приток крови к легким, несколько опускается диафрагма, следовательно, облегчается дыхание |
8. Обеспечить в помещении, где находится ребенок, температуру 18-20°С | • Прохладный воздух способствует отхождению мокроты, углублению дыхания |
9. Ежедневно минимум 2 раза в день проводить влажную уборку, проветривание помещения | • Обеспечивается чистота воздуха • Уменьшается концентрация возбудителей |
10. Организовать ребенку двигательный режим, дренажное положение | • Улучшается отхождение мокроты, предупреждаются застойные явления |
11. Следить за гигиеной кожи и Слизистых оболочек носоглотки, глаз | • Обеспечивается выполнение кожей дыхательной функции |
Схемы базисного ухода...
План действий | Обоснование |
■ При заболеваниях органов дыхания отмечаются катаральные явления, явления конъюнктивита, которые требуют выполнения дополнительных гигиенических мероприятий | |
12. Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запороз у ребенка | • Запоры усиливают интоксикацию ■ При запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экскурсию легких |
13. При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки | • Любая нагрузка требует дополнительных затрат кислорода,что способствует развитию сммптомов дыхательной недостаточности |
14. Организовать питание малыми порциями, обильное питье | • «Дробное» кормление не вызывает нарушения экскурсии легких • Обильное питье оказывает де- зи нтокс икэ цио н ное де й ств и е |
Уход при зкссудативно-катаральном диатезе
Цель: не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, обострения процесса, обеспечить максимальный комфорт больному ребенку.
Ппан действий | Обоснование |
1. Информировать родственников о заболевании, возможных последствиях | • Обеспечивается право родственников на информацию • Родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Научить маму вести «пищевой дневник» | ■ Сего помощью можно выявить индивидуальный аллерген ребенка и в последующем устранить его |
3. Исключить возможный контакт ребенка с пищевыми и другими видами аллергенов | • При экссудативном диатезе дети склонны к аллергии |
4. Ограничить употребление ребенком соли и жидкости | • Дети пастозны, у них повышена масса тела за счет задержки жидкости в организме |
Педиатрия для фельдшера
|
|
Схемы базисного ухода...
Ппан действий | ---------------- «.-------- ----------------. Обоснование |
4. Организовать ежедневноепроведение ребенку массажа, гкмна- | СТИКИ | • При рахите отмечается гипотония мышц |
I 5. Провести мероприятия ио профилактике присоединения сопут-| стзующих заболеваний | * Рохит является неблагоприятным преморбиднымсостоянием |
Уход при спазмофилии Цель: пе допустить развития судорог у ребенка. |
Уход при гипотрофии Цель:нормализовать антропометрические показатели ребенка, не допустить развития осложнений, обеспечить максимальный комфорт ребенку. |
План действий | Обоснование |
5. Следить за строгим соблюдением гигиены кожи ислизистых оболочек ребенка | • «Шок-органом» при ЭКД являются кожа и слизистые оболочки, следовательно, они часто и значительно поражаются |
6. Обучить родственников ребенка проводить дополнительные гигиенические мероприятия при развитии кожных проявлений заболевания, порвпении гнейса | • Дополнительные мероприятия ухода обеспечивают максимальный комфорт больному ребенку, предохраняют от присоединения гнойничковых заболеваний кожи |
7. Организовать ребенку охранительный режим | • У детей повышена нервная возбудимость |
8. Провести мероприятия по профилактике присоединения инфекционных, простудных заболеваний | • Дети, страдающие ЭКД, относятся к группе часто болеющих детей в связи со значительным снижением иммунитета |
Уход при рахите
Цель: не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, присоединения сопутствующих заболеваний.
|
|
План действий Обоснование | |
1. Информировать родственников о заболевании, возможных его последствиях | • Обеспечивается право родственников на информацию • Родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Обеспечить ребенку полноценное рациональное питание с обязательным включением в рационпродуктов, богатых витаминами (особенно витамином Д), кальцием | • Рахит - это поп и гиповитаминоз с преимущественным недостатком витамина Д, в результате чего отмечается склонность к снижению кальция в организме ребенка |
3. Обеспечить длительное пребывание ребенка на свежем воздухе в «кружевной тени деревьев» | • Обеспечивается выработка витамина Д в коже ребенка под действием УФЛ • «Кружевная тень деревьев» задерживает инфракрасные лучи —> предупреждается перегревание ребенка |
Пиан действий
1. Информировать родственников о заболевании, о его связи с рахитом
2. Обеспечить ребенку питание с
позышенным содержанием каль
ция________________ _____
3. Исключить из рациона питания коровье молоко
4. Организовать охранительный режим ребенку
5. Обеспечить мероприятия по устранению рахита
Обоснование
«Обеспечивается право родственников на информацию
• Родственники понимают целе
сообразность выполнения всех
ме р оп риятий ухода________________ I
• В основе развития спазмофилии I лежит недостаток кальция
«При приеме коровьего молока нарушается процесс всасывания кальция в кишечнике
• Любой раздражитель можег
вызвать приступ судорог у больно
го спазмофилией _____
• Спазмофилия - рахитическая
тетания, то есть, «нет спазмофи
лии без рахита»_______________
Педиатрия для фельдшера
Схемы базисного ухода...
План действий | Обоснование |
1. Информировать родственников о заболевании | • Обеспечивается право родственников на информацию • Родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Организовать проведение коррекции белков, жиров, углеводов в рационе питания ребенка | • Причина гипотрофии - недоедание —> развитие у ребенка дефи* цита белков, жиров, углеводов |
3. Обеспечить ребенка дополнительным введением жидкости | • Предупреждается развитие эк-сикоза |
4. Организовать постепенное увеличение объема пищи с учетом степени гипотрофии | • У ребенка отмечается плохая «переносимость» пищи |
5. Организовать и следить за четким соблюдением ребенком режима дня | • Режим дня предусматривает регулярный прием пищи, следовательно, пища лучше усваивается • Режим дня предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, что способствует укреплению организма, повышению его защитных сил |
6. Обеспечить ребенку двигательный реж^м | • Не развиваются застойные явления в легких |
7. Провести мероприятия по профилактике присоединения сопутствующих заболеваний | • Гипотрофия является неблагоприятным прсморбидным состоянием в связи с развитием вторичного иммунодефицита |
8. Обучить родственникоз проведению массажа, гимнастики согласно возрастным комплексам | * Предупреждается развитие гипотонии мышц • Массаж, гимнастика укрепляют организм, способствуют повышению иммунитета |
Уход при скарлатине Цель:
- исключить распространение инфекции;
- организовать комфорт больному ребенку;
- предупредить развитие осложнений.
План действий | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | • Обеспечивается право пациента на информацию ■ Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Изолировать больного на 10 дней (если ребенок в возрасте до 8 лет -добавить к данному сроку изоляции 12 дней «домашнего режима») | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции • Максимально заражению скарлатиной подвержены дети до 7-8 лет |
3. Организовать масочный режим при контакте с больным | • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи инфекции |
4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз в день | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха |
5. Организовать хлорный режим | • Стрептококк устойчив во внешней среде, может долго сохраняться на предметах, что делает возможным передачу инфекции через предметы, «третье лицо» |
6. Обеспечить больному правильное питание. Пища должна быть: а) механически, химически, термически щадящей; б) богата калием; в) с ограничением соли и жидкости: г) с исключением облигатных аллергенов Помнить! Диета должна соблюдаться в течение 3 недель (не менее) | ■ Уменьшается раздражение зева («нет скарлатины без ангины) • Калий улучшает работу сердца, что предупреждает развитие миокардита • Уменьшается нагрузка на почки, сердце, следовательно, уменьшается вероятность развития нефрита, миокардита • Стрептококк аллергизирует организм и тем самым способствует развитию инфекционно-аллергических заболеваний сердца, почек • Развитие инфекционно-аллергических осложнений происходит в течение 1-3 недель от начала заболевания |
Педиатрия для фельдшера
Схемы базисного ухода...
План действий | Обоснование |
1 7. Организовать и следить за оо-J блюдением ребенком в течение острого периода постельного режима. Обеспечить его постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка | • Предупреждается развитие миокардита, нефрита |
8. Следить за гигиеной ротовой полости | • «Нет скарлатины без ангины» |
Э. При организации труда и отдыха ограничить физические и эмоциональные нагрузки | • Профилактика осложнений |
10. Контролировать диурез и характер мочи больного в течение 3 недель | • В течение 1-3 недель возможно развитие нефрита, как осложнение дифтерии |
Уход при эпидемическом паротите Цель:
- исключить распространение инфекции;
- обеспечить благоприятный исход заболевания;
- организовать максимальный комфорт больному
ребенку.
План действий | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболезании | • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Изолировать больного на Э дней | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции |
3. Организовать масочный режим при контакте с больным | • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса эпидпаротита |
4, Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз в день | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха. |
План действий Обоснование | |
5. Организовать хлорный режим | • Возбудители эпидпаротита ус- |
тойчивы во внешней среде, что | |
делает возможным передачу ин- | |
фекции через предметы, «третье | |
лицо» | |
S. Обеспечить ребенку правильное | |
питание. Пища должна быть: | |
а) механически щадящей; | • При зпидпаротите в результате |
воспаления околоушной слюнной | |
железы отмечается болезненность I | |
при жевании и глотании | |
б) легкоусвояемой, нежирной; | • Легкоусвояемая пища не нагру- |
жает поджелудочную железу, а | |
значит, предупреждается развитие | |
панкреатита | |
в) содержать кислые соки (пить их | • Предупреждаются застойные |
лучше через соломинку, так как | процессы в слюнных железах |
они раздражают воспаленный сте- | |
j нонов проток) | |
7. Тщательно ухаживать за поло- | • Заболевание сопровождается |
стью рта ребенка | снижением выделения слюны |
» При эпидпарстите воспален | |
стенопов проток (выводной проток | |
околоушной слюнной железы) | |
• Возможно развитие стоматита | |
8. Организовать и следить за со- | • Физические нагрузки увеличи- |
блюдением в течение острого пе- | вают частоту появления панкреа- |
риода постельного режима. Обес- | тита, орхита (воспаление яичка) |
печить его постепенное расшире- | |
ние по мере улучшения состояния | |
ребенка | |
9. Следить за ношением суспензо- | • Ношение суспензория при орхи- |
рия | те облегчает течение заболевания, |
предотвращает переход патологи- | |
ческого процесса на другую сторо- | |
ну |
Педиатрия для фельдшера
Схемы базисного ухода...
2S1
Уход при ветряной оспе Цель:
- исключить распространение инфекции;
- организовать максимальный комфорт больному
ребенку;
- предупредить инфицирование везикул.
План действий | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Изолировать больного до 5-го дня после последнего высыпания | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции |
3. Организовать масочный режим при контакте с больным | • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса ветряной оспы |
4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз вдень | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха. |
5. Организовать щадящее питание ребенку | • Везикулярная сыпь локализуется на слизистой полости рта |
6. Обеспечить проведение гигиенических мероприятий кожи и слизистых оболочек щадящим методом | • Преду л решается травмирование везикул, локализующихся на коже и слизистых оболочках |
7. Следить за состоянием ногтей больного ребенка | • Предупреждается инфицирование везикул в результате их расчесывания |
Уход при коклюше
Цель:
- исключить распространение инфекции;
- уменьшить число приступов спазматического
кашля;
- обеспечить максимальный комфорт больному
ребенку;
- предупредить развитие осложнений.
План действий | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Изолировать больного на 30 дней от начала заболевания | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции |
3. Организовать масочный режим при контакте с больным | • Предупреждается воздушно-капепькый механизм передачи инфекции |
4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз вдень | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха |
5. Кормить ребенка небольшими порциями, механически щадящей пищей | • Предупреждается развитие приступов спазматического кашля в результате действия дополнительных раздражителей |
6. Обеспечить охранительный режим, максимальный покой ребенку | • Предупреждаются приступы спазматического кашля |
7. Организовать сон на свежем воздухе, прохладный, влажный воздух в помещении | «Уменьшается количество приступов кашля |
8. Организовать интересный досуг ребенка | • Действенное средство предотвращения приступов кашля в результате отвлечения ребенка |
9. Провести мероприятия по профилактике присоединения инфекций, простудных заболеваний | ■ Предупреждается развитие пкевмоний, бронхитов и т. п. осложнений коклюша |
282
Педиатрия для фельдшера
Уход при кори Цель:
- исключить распространение инфекции;
- организовать максимальный комфорт больному
ребенку;
- предупредить развитие осложнений в результате
развития анергии.
Схемы базисного ухода...
Уход при краснухе Цель:
- исключить распространение инфекции;
- организовать комфорт больному ребенку;
- предупредить тератогенное действие вируса
краснухи.
Пиан действий | Обосноаз^ие |
1. Информировать больного и егородственников о заболевании | • Обеспечивается право пациента на информацию в Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода |
2. Изолировать больного до 5-годня от начала высыланий | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции |
3. Организовать масочный режим при контакте с больным | • Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса кори |
4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз вдень | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде • Обеспечивается чистота воздуха. |
5. Обеспечить охранительный режим для глаз | • Уменьшаются болевой синдром, светобоязнь, связанные с конь-юнктиаитом при кори |
6. Организовать щадящее питание | • При кори отмечаются катаральные явления, рыхлость слизистой полости рта, пятна Филатова-Коп-пика |
7. Тщательно ухаживать за слизистыми оболочками полости рта | • Профилактика развития стоматита |
8. Создать условия, предупреждающие вторичное инфицироеа-ние | • Предупреждается возникновение осложнений на фоне коревой анергии (вторичного иммунодефицита) |
План действий | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | • Обеспечивается права пациента на информацию * Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всзх мероприятий ухода |
2. Изолировать больного до 5-го дня от начала высыпаний | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции |
3. Предупредить контакт беременных с больным | • Вирус краснухи обладает тератогенным действием, то есть вызывает аномальное развитие плода |
4. Организовать масочный режим при контакте с больным | > Преду предается воздушно-капельный механизм передачи вируса краснухи |
5. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведени-I ем влажных уборок не менее 2 раз [ вдень | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде Обеспечивается чистота воздуха |
Нужен ли другой какой-либо стимул, кроме самого сознания, что ты вернул матери ребенка? Познать радость возвращенного людям здоровья, радость возвращенной жизни — великое счастье!
Е. А. Вагнер
Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности
Международно-признанная схема реанимации состоит из четырех частей. Данная схема названа «Азбука элементарной реанимации»:
«А» — проверить, есть ли дальнейшая опасность для вас или ребеика? В каждой ситуации разные опасности. Вы должны их мгновенно оценить, и убедиться, что знаете, как их избежать.
«В»— проверить воздухоносные пути (свободны ли
они?).
«С» — проверить дыхание (дышит ли ребенок?):
- ищите движения грудной клетки;
- слушайте звуки дыхания;
- чувствуйте дыхание ребенка на своем лице,
«д» — проверить циркуляцию (бьется ли сердце?):
- ищите пульс. Лучшее место, где обнаруживается
пульс у ребенка до года — плечевая артерия. Искать
на внутренней стороне конечности посередине между
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
локтем и плечом. Слегка надавить двумя пальцами в сторону кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем (рис. 45, а).
У детей старше года пульс необходимо искать на сонной артерии. Нащупайте адамово яблоко {выступ в середине гортани) при помощи двух пальцев. Переместите пальцы от адамова яблока в сторону углубления между ним и мышцами шеи. Нажмите на шею, чтобы почувствовать пульс (рис. 45, б).
1. Вдувайте воздух в рот и в кос одновременно.
2. Не забудьте, что у «грудничка» шея короче, тол
ще и более хрупкая — будьте осторожны, запрокиды
вая его голову.
3. Вдувайте не полный свой объем воздуха в ды
хательные пути младенца, так как возможен разрыв
альвеол.
Проведение искусственного дыхания ребенку до года
Рис. 45. Определение пульса у детей
Внимание:
— если вы не улавливаете дыхания — надо провес
ти «искусственное дыхание»;
- если вы не чувствуете пульса — «непрямой мас
саж сердца».
Искусственное дыхание методом «рот в рот»
В проведении искусственного дыхания методом «рот в рот» детям до года и детям постарше есть разница.
Когда вы дышите за младенца, соблюдайте три условия:
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность | * Улучшается проходимость дыхательных путей |
2. Под плечи положить валик | • Выпрямляются дыхательные пути |
3. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбо-j редок (рис. 46, а) | • Шея младенца короткая, хрупкая * Профилактика западения языка |
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел (ряс. 46, 6} | • Обеспечение проходимости дыхательных путей ______________________________ |
5. На рот и нос малышу положить салфетку (рис. 4S. е) | • Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Сделать вдох и расположить сеой рот над носом и ртом ребенка, образовав плотное соединение | = Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
7. Вдохнуть аоздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась (рис. 46, г) Примечание: чем меньше ребенок, тем меньший объем воздуха необходимо вдыхать ему в легкие | • Наполнение легких ребенка воздухом * Профилактика разрыва альвеол |
8. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша | • Обеспечение пассивного выдоха |
9. Повторять пункты 6-8 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи», или до появления трупных пятен | • Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие |
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
проведение искусственного дыхания ребенку старше года | |
Этапы | Обоснование |
Т. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность | • Улучшается проходимость дыхательных путей |
2. Под плечи положить валик | ■ Выпрямляются дыхательные пути |
3. Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок | • Профилактика западен ия языка |
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел | • Обеспечение проходимости дыхательных путей |
5. Наложить салфетку на рот ребенка | • Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Зажать ребенку нос | • Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос |
7. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение | • Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась | • Наполнение легких ребенка воздухом |
9. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша | • Обеспечение пассивного выдоха |
10. Повторять пункты 7-9 до появления Самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» | • Обеспечение пассивного поступления кислорода в ле1кие |
Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность Расположиться справа от него | ■ Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий |
2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): | • Обеспечение необходимой площади давления • Мечевидный отросток легко можно сломать |
10. Зак. 42
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
Этапы | Обоснование |
а) новорожденному - падонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша (рис. 47, а, б); б) ребенку от 1 до 12 месяцев -указательный и средний пальцы (рис. 47, е); в) ребенку 1-7 лет - проксимальную часть кисти (а не пальцы) (рис. 47, е); г) ребенку старше 7 лет-обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки» (рис. 47, д) | |
3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1,5 см у новоровденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка: в) 3-3,5 см у ребенка старшего возраста | • Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождение крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к перепомам ребер, грудины |
4. Уменьшить давление на грудную клет:<у. позволяя ей вернуться в исходное положение | • Обеспечение искусственной диастолы |
5. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, — вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5— если помощь оказывают 2 человека или2:10; 3:15-если реанимирующий один | • Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений |
6. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (провести «АЗБУКУ элементарной реанимации») | • Контроль эффективности мероприятий |
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен | • Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти |
10*
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
Гипертермия
Гипертермия — самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия — защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
- возрастает бактерицидность крови;
- повышается активность лейкоцитов;
- повышается выработка эндогенного интерферона;
- усиливается интенсивность метаболизма, который
обеспечивает укоренное поступление питательных ве
ществ к тканям.
Кроме того, что лихорадка — это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более 37°С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс — на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако далее такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем — развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства,
очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.
Классификация гипертермии
Тип гипертермии | Показатели температуры |
субфебр ильная | 37-38°С |
ум ере ни ая | 38-39"С |
высокая | ЗЭ-?1°С |
гиперпиретическая | более 41 °С |
Виды гипертермии
Вид | Механизм | Клиника |
Розовая гипертермия | Теплопродукция равна | 1. Кожные покровы |
теплоотдаче | умеренно гилереш- | |
рованы, теплые, | ||
влажные | ||
2. Общее состояние | ||
страдает незначи- | ||
тельно | ||
Белая гипертермия | Теппопродукция пре- | 1. Ощущение холода. |
вышает теплоотдачу, | озноб | |
так как происходит | 2. Бледность кожных | |
спазм перифериче- | покровов | |
ских сосудов | 3. Цианотичный отте- | |
нок ногтевых пож, губ | ||
4. Похолодание ко- | ||
нечностей |
Неотложная помощь при гипертермии
Этапы | Обоснование | Дозы |
1 ■ Уложить ребенка в постель | • Повышение температуры - признак интоксикации |
Педиатрия для фельдшера
Этапы | Обоснование | Дозы |
2. Расстегнуть стесняющую | > Облегчение экскурсии | |
одежду | легких | |
3. Обеспечить доступ све- | • При гипертермии разви- | |
жего воздуха | вается гипоксия | |
4. Определить тип гипер- | • Белая гипертермия свя- | |
термии (белая или розо- | зана со спазмом перифе- | |
вая). Если розовая - пере- | рических сосудов, который | |
вести в красную (согреть | значительно нарушает | |
ребенка, ввести но-шпу. | процесс теплоотдачи | |
или никотиновую кислоту, | ||
или папаверин, которые | ||
являются спазмолитиками) | ||
5. Провести мероприятия в | " Повышенная температу- | |
зависимости от показате- | ра не должна снижаться | |
лей температуры: | литически | |
а) З/.О-З/.б^С назначить | ||
обильное питье; | ||
б) 37,5-38,0°С провести | ||
физическое охлаждение | ||
(рис. 43, а); | ||
в) 38,О-ЗВ,5СС энтерально | ||
ввести жаропонижающие | ||
средства (панадол,пара- | ||
цетамол, аспирин, жаропо- | ||
нижающие свечи и т.д.) | ||
(рис, 43, б); | ||
г) 38,5°С и выше е/м или в/в | ||
ввести литическую смесь | ||
(рис. 43, з): | ||
- анальгин *| | 0,1 мл /год | |
- димедрол > | 0,1 мл /год | |
- папаверин J | 0,1 мл/год | |
Примечание: аспирин, | ||
цефеконовые свечи детям | ||
раннего возраста с целью | ||
понижения температуры | ||
применять не рекоменду- | ||
ется. | ||
6. Провести кисло родоте- | • При гипертермии повы- | |
рапию | шена потребность тканей в | |
кислороде | ||
7. В течение 20-30 минут | • Обеспечение выведения | |
от начала проведения | токсинов организма |
Неотложные состояния у детей
Этапы | Обоснование | Дозы |
мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка | ||
8. Через 20-30 минут по-втооить термометрию | • Контроль эффективности проведенных мероприятий | |
9. Провести коррекцию проаодимых мероприятий с учетом показателей повторной термометрии | • Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0.3°С |
Педиатрия для фельдшера
Ларингоспазм
Ларингоспазм — одна из форм явкой спазмофилии.
Спазмофилия — заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью зследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм — спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребенок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжелых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ров- | • Возможна остановка | |
ную твердую поверхность | сердца, требующая реани- | |
мационных мероприятии | ||
2. Расстегнуть стесняющую | • Облегчение экскурсии | |
одежду | легких | |
3. Обеспечить доступ све- | • Развивается кислород- | |
жего воздуха | ная недостаточность | |
4. Создать спокойную об- | • Даже незначительный | |
становку | раздражитель может спро- | |
воцировать повторный | ||
приступ | ||
5. Лицо и тело ребенка | • Рефлекторное снятие | |
взбрызнуть холодной во- | спазма | |
дой, или вызвать раздра- | ||
жение слизистой оболочки | ||
носа (пощекотать ватным |
Неотложные состояния у детей
Этапы | Обоснование | Дозы |
жгутиком, подуть в нос, | ||
поднести нашатырный | ||
спирт, или шпателем на- | ||
жать на корень языка | ||
6. Внутримышечно ввести | • Против осу дорожное дей- | 0,1 мл/год |
реланиум | ствие | |
7. Обязательно ввести | • Причина спазмофилии- | 1,0 мл /год |
внутривенно глкжонат | гипокзльциемия | |
кальция | ||
8. При отсутствии эффекта | • Обеспечение проходи- | |
провести интубацию или | мости дыхательных путей | |
трахеотомию | ||
9. При остановке сердца - | • Реанимационное меро- | |
проеести непрямой массаж | приятие | |
сердца | ||
10. После в осота но в пения | ■ В результате ларингос- | |
дыхания провести кисло- | пазм а развивается гипок- | |
родотерапию | сия |
Судороги
Судорога (convulsion) — непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение формы тела и конечностей.
Фебрильные судороги возникают при высокой температуре у младенцев и маленьких детей.
Афебрилькые судороги младенцев чаще всего возникают в результате родовой травмы или повреждения головного мозга.
Ритмичные судороги конечностей являются характерными симптомами эпилепсии.
Судороги могут быть локальными (распространяются на отдельные мышечные группы) и генерализованными (судорожный припадок).
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
Фазы судорожного припадка | |
1 фаза -тоническая | 2 фаза - клоническая |
1. Внезапная потеря контакта с | • Подергивание вначале мышц |
окружающими | лица, затем конечностей с быст- |
рой генерализацией | |
2. Блуждающий взгляд с дальней- | • Бледность кожных покровов |
шей фиксацией глазных яблок | |
вверх ив сторону | |
3. Запрокидывание головы назад | |
4. Сгибание верхних конечностей в | |
кистях и локтях, вытягивание ниж- | |
! них конечностей |
Этапы | Обоснование | Дозы |
6. Провести кислородоте-рапию | » Прогностически неблагоприятным фактором является выраженная гипоксия, на фоне которой развиваются судороги nnti к которой они могут приводить | |
7. Выявить причину судорог и постараться устранить ее | • Судорога - симптом. Пока существует причина, ее вызывающая, судороги могут повторяться | ___ -—_—- |
Неотложная помощь при судорогах
Этвпьг | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ров- | • Профилактика травм | |
ную мягаую поверхность, | ||
убрать возможные повреж- | ||
дающие предметы | ||
2. Расстегнуть стесняющую | ■ Облегчение экскурсии | |
одежду | легких | |
3. Обеспечить доступ све- | • При судорогах возраста- | |
жено воздуха | ет потребление кислорода | |
4. Между коренными зуба- | • Профилактика прикусы- | |
ми заложить узел салфетки | вай ия языка | |
или шпатель, обернутый | ||
ватой и бинтом | ||
5. Внутривенно или внут- | • Подавляют возбудимость | |
римышечно ввести препа- | цнс | |
раты: | ||
реламиум (седуксен) | 0,1 мл/год | |
или | ||
дроперидол | 0,1-0,2 | |
или | мл/кг | |
25% р-р сернокислой маг- | 0,1-0,2 | |
незии | мл /кг | |
или | ||
ГОМК | • Помимо вышеуказанного | 50-100 мг/кг |
действия, ГОМК повышает | (1 мл = | |
устойчивость мозга к гипок- | 200 мг) | |
сии |
Стенозирующий ларингит — это острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.
Механизм развития:
1. Стеноз в области голосовой щели.
2. Отек подсвязочного пространства.
3. Скопление мокроты в просеете гортани.
Клинические преявления:
- осиплость голоса;
- грубый «лающий» кашель;
- явления дыхательной недостаточности (ребенок
беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспиратор-
ная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспо
могательные мышцы: крылья носа, межреберные мыш
цы, диафрагма и др.)-
Педиатрия для фельдшера
Неотложные состояния у детей
Неотложная помощь при стенозирующем ларингите («ложном крупе»)
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка с приподнятым головным концом | • Уменьшение отека под-свяэ оч но го п рост ра н ства ■ Облегчается дыхание | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Обеспечение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
4. Создать спокойную обстановку | • Ребенок возбужден | |
5. Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на икроножные мышцы, или провести горчичные ножные ванны) | • Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отек, образование экссудата | |
6. Провести паровые ингаляции, с добавлением эу-филлина, соды, отхаркивающих трав (чередуя их) | • Тепло и эуфиллин снимают отек в области голосовой щели • Сода разжижает мокроту • Травы способствуют отхождению мокроты | |
7. Внутримышечно или внутривенно ввести лазикс | • Уменьшает отек подсвя-зочного пространства, так как обладает мочегонным действием | 1-2 мг/rail мл = 10 мг) |
8. Внутримышечно или подкожно ввести эфедрин | • Снимает спазм в области голосовой щели, так как обладает бронхолитиче-ским действием | 0,1 мл/год |
9. В тяжелых случаях -ввести преднизолон внутривенно или внутримышечно | • «Препарат отчаяния», обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием | 3-5 мг /кг (1 мл -30 мг) |
10. Провести кислородоте-рапию | • Ликвидация кислородной недостаточности |
Обморок
Обморок — проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания.
Неотложная помощь при обмороке
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ров- | • Обеспечение притока | |
н
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|