Самоподкрепление

У человека, как мы уже сказали, существует вторая сигнальная система5, позволяющая кодировать огромное количество информации в движениях органов артикуляции. Это делает возможным более длительное сохранение в сознании образа ситуации, выраженного в слове и научение при больших отсрочках подкрепления.

Благодаря речи человек может воспроизводить образы ситуации по своему произволу и соответственно переживать ее. Это делает возможным научение в воображаемой ситуации, а не в реальности. Именно поэтому создастся впечатление, что человек может научиться без подкрепления. Но это не так. Отсутствует не подкрепление, а человек, от которого может исходить подкрепление и который обучает другого человека. Без подкрепления, реального или воображаемого, научение невозможно.

Иллюзия научения без подкрепления поддерживается тем, что у человека, благодаря существованию второй сигнальной системы, Я-концепции,, возможно самоподкрепление, как было сказано, удовлетворением самооценки, чувства достоинства и самоуважения.

Черты личности могут выступать как постоянные составляющие акта самоподкрепления. Любое действие, соответствующее требованиям черты личности вызывает самоуважение и усиливает чувство достоинства и, таким образом, выступает как подкрепление этого действия. Если я добр, то мои проявления доброты у меня же вызывают удовольствие, а отклонение от того, чтобы быть добрым - неудовольствие. Если я правдив, то мне приятно быть правдивым, а лгать неприятно. Удовлетворение действиями правдивости усиливает эту черту за счет самоподкрепления. Если я справедлив, то я нахожу удовольствие в справедливых поступках. Эта способность человека к самоподкреплению собственного поведения зависит от силы его самосознания или от силы "Я", которое проявляется в удовлетворенности исполненного действия.

Самоподкрепление зависит также от степени развития не только личности, но и индивидуальности, которое детерминирует поведение человека в соответствии не сколько с чертами личности, сколько в соответствии с высшими ценностями. Следование высшим ценностям создает сильное самоподкрепление и способствует развитию индивидуальности. Пример. Я справедлив и поэтому должен наказать тебя, так как ты совершила плохой поступок. Так требует моя черта личности, маня самоподкреплением выполненной справедливости. А я тебя люблю и не желаю следовать этому требованию, так как от выполненной справедливости мне самому будет больно. В соответствии с высшей ценностью, именуемой "любовь", я прощаю тебя, и получаю самоподкрепление моей индивидуальности. Однако для этого я должен быть в состоянии противостоять эмоции вызываемой отклонением от требований моей черты справедливости.

Целеустремленность, как черта характера, в сущности, представляет собой способность человека сохранять длительную включенность в ситуацию, в которой результат деятельности (подкрепление) отсрочены и предвкушение отсроченного успеха, является достаточно мощным мотивационным стимулом, чтобы продолжать деятельность, если даже она сама и не содержит в себе мотивационной поддержки. При наличии целеустремленности возможно научение без внешнего подкрепления. Всякое действие, которое приближает к цели создает переживания, подкрепляющее это действие. Чем больше целеустремленности в человеке, тем больше возможностей самоподкрепления. Достижение цели является самоподкреплением.

Самоподкрепление поддерживается действием наших потребностей, удовлетворение которых создает приятное переживание удовольствия.

Самоподкрепление открывает человеку безграничные возможности самосовершенствования придавая ему все больше независимости от одобрения и признания окружающих людей. Мы знаем гениев, которые опередили свое поколение в творчестве и в познании благодаря этой независимости от одобрения и признания людей. Им было достаточно небольшого круга почитателей или учеников для развития системы самоподкрепления. Стремление реформатора или учителя иметь учеников, единомышленников имеет своим основанием создание системы самоподкрепления. Однако при самоподкреплении развитие может идти в опасном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: