Логико-эпистемологический подход к исследованию науки

Эпистемология – это философское учение, направленное на основания знаний о реальности и логические условия их истинности. Эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы; в отличие от гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом, эпистемология устремлена к выявлению лишь своего круга проблем. Можно сказать, что она есть строгая гносеология, рассматривающая познавательный процесс с точки зрения получения реальных истинных знаний. С точки зрения стиля эпистемология понимается как разновидность логически последовательного мышления, в котором превалирующими оказываются требования приверженности к обоснованию условий истинности, стремления к поиску фундаментального словаря, объединяющего и ученых, и различные дисциплины. На логико-эпистемологический подход возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания. Вот почему эпистемология получила свою прочную связку с логикой, без которой все сконцентрированные усилия оказываются безуспешными.

Р.Рорти проводя различение гносеологии и эпистемологии, считал, что гносеология ответственна за поиск того, что вынуждает ум верить в полученные результаты. Эпистемология занимается поиском неизменных структур, внутри которых могут содержаться феномены познания, жизни и культуры, т.е. структур, установленных привилегированными репрезентациями, изучаемыми эпистемологией. Итак, поиски неизменных структур, ответственных за истинное знание, вот что движет логико-эпистемологическими взглядами на любую проблему.

Логико-эпистемологическая проблематика в философии инициируется тем, что в науке существуют отклонения от законов, многозначные варианты одного и того же результата познания, неоднозначность научного доказательства и обоснования, да и сама проблема объективности. В этих условиях возникает необходимость осмысления кардинальных оснований и условий истинности, адекватности познавательного процесса в целом. Логика и эпистемология требуют одновременно реалистического и рационалистического языка. В них важны и живая наглядность, и логически обоснованное понимание. Вектор логико-эпистемологического исследования ведет от рационального к реальному, а не наоборот.

Эпистемологи озабочены возможностью рационально осмыслить переходы от чувственного к рациональному, от эмпирического к теоретическому, от слова к вещи, используя, в том числе, и язык символической логики. Взгляд индивидуального сознания здесь не столь важен. И если для классической гносеологии характерно различение эмпирического и теоретического, то эпистемология работает с данной проблематикой с привлечением терминов «аналитическое» и «синтетическое». Р.Рорти отмечал, что именно И.Кант сделал возможным рассмотрение эпистемологии как основополагающей умозрительной дисциплины, способной к открытию «формальных» или «структурных», «грамматических», «логических» или «концептуальных» характеристик любой области человеческой жизни. При этом происходит ниспровержение субъекта познавательного процесса. Впрочем, ситуаций, когда науку не интересовал ни внутренний мир исследователя, ни его настроение и темперамент, ни его вероисповедание и национальность, но лишь процесс и логика роста научного знания, существовали всегда. Субъект научного познания выступал как полюс научной деятельности, в которой другим полюсом притяжения оказывался объект.

Когда в центр эпистемологического понимания ставится определенный стиль мышления, тем самым в эпистемологию привносится культурный контекст, а также социально-психологические измерения. С принятием такой позиции истина ставится в зависимость от стиля мышления. При этом устойчивый моральный образ мира, «канон моральной объективности», обеспечивается сферой нравственных убеждений, которая также затягивается в лоно эпистемологической проблематики, пытаясь присвоить себе функции арбитра объективности.

Установка на «особый эпистемологический статус» научного знания ко многому обязывает. Во-первых, ученый как субъект научного процесса лишается всех своих человеческих, субъективных качеств и выступает в роли этакого трансцендентного субъекта, преходящего границы своей личности и субъективности. Во-вторых, в этой установке содержатся императивы логико-эмпиристского монизма, поскольку нейтральное и истинное знание может быть одно и только одно. В-третьих, такая установка есть опровержение факта противостояния экстерналистов и интерналистов. Ведь именно экстерналисты признают огромное детерминирующее влияние социальной действительности и на выбор самого предмета исследования, который обусловлен насущными реальными потребностями, и на определение совокупности используемых средств и методов, и на констатацию того факта, что в современной большой науке действуют госзаказы и госпрограммы, определяющие статус и направление исследований научных коллективов. В-четвертых, подобная установка явно противоречит факту существования в науке конкурирующих и несоизмеримых научных теорий, что, тем не менее, наблюдается во всех областях знания.

Виды эпистемологии XX в. включают в себя следующие модели эпистемологии: эволюционную, генетическую, натурализованную, гипотетико-дедуктивную, кумулятивистскую, антропологическую, историко-эволюционную и др. Эволюционная эпистемология исследует развитие познавательного процесса по аналогии с эволюцией живой природы и видит в нем ее реальный момент. Она занята определением иерархии познавательных процессов на различных уровнях и объяснением свойств и механизмов развития человеческого познания в эволюционном ключе. Термин «эволюционная эпистемология» ввел Д.Сэмпбелл. Ее разработкой активно занимались К.Поппер и Ст.Тулмин. Причем Поппер был уверен, что эпистемологию, или, иначе говоря, логику научного исследования необходимо отождествить с теорией научного метода.

Предметом генетической эпистемологии также является процесс познания, однако здесь он истолковывается как функция онтогенетического развития, обеспечивающая переход от менее продвинутой стадии к более продвинутой. Основным внутренним механизмом развития, на который указывает генетическая эпистемология, выступает конструктивная генерализация и рефлексивная абстракция. Родоначальник генетической эпистемологии Ж.Пиаже выделил четыре основных стадии в когнитивном развитии, для которых характерна строгая последовательность формирования: сенсорная (до 2 лет), интуитивная (до 7 лет), конкретно-операциональная (до 12 лет) и формально-операциональная (до 15 лет).

Натурализованная эпистемология, предложенная У.Куайном, рассматривается как часть эмпирической психологии, т.е. часть естественной науки. Она изучает все естественные явления как физические объекты. Эти объекты могут быть экспериментально контролируемы на входе (при восприятии мира и получении информации) и на выходе, когда субъект сообщает о своем описании трехмерного универсума. Сердцевиной эпистемологической проблемы, по Куайну, оказывается изучение отношений между бедным входом и богатым выходом. Куайн, выступая с программой натурализованной эпистемологии, призывал перенести эпистемологические исследования из кабинетов философов на площадки научных лабораторий.

Описание моделей эпистемологии можно продолжить и далее, где приверженцем историко-эволюционной эпистемологии будет Т.Кун, антропологической - М.Полани с его концепцией личностного знания, тематической - Дж.Холтон. Однако стоит обратить внимание на вывод Э.Агацци, который уверен, что эпистемология XX столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и строгости здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной относительностью и опровержимостью научного знания как такового. Такая позиция препятствует полному доверию к абсолютности научных данных. Неабсолютность данных означает, что им нельзя приписывать полную или, скорее, определенную достоверность. Поэтому многие современные эпистемологи исходят из инструментального предназначения науки, а именно сводят научные теории к инструментам, обеспечивающим эффективную координацию наших действий, надежный прогноз и планирование.




double arrow
Сейчас читают про: