Возникновение дисциплинарно организованной науки

Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного заведения и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. В Средние века существовали многообразные варианты дисциплинарного расчленения наук. В основе одной из них лежал христианский миф о сотворении мира. И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений. Такой образ наук был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным вопросам. Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ науки: расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия, по целям, задачам, средствам различных наук и т.д.

На рубеже XIV-XV вв. (эпоха Возрождения) произошел существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе и вслед за этим к природознанию, который подорвал идеалы и нормы средневековой учености. Научные изыскания стали развертываться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они переместились в кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Италии возникли такие новые формы организации интеллектуальной жизни, как академии. Гуманисты Возрождения выступили против принудительного характера преподавания, культивируемого в Средние века, требовали от воспитания не только умственного, но и физического развития, радикально изменили содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. Они выдвинули новый идеал - образование как формирование и развитие личности в целостности ее способностей.

Однако наука как профессиональная деятельность стала формироваться в крупнейших странах Европы тольков период бурного подъема естествознания. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что достижения науки ничтожны ичто она нуждается в великом обновлении. Чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод,(индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правителей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, приобретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки вознаграждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда: одни собирают сведения о различных опытах из книг, другие ставят опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из наблюдений и опытов выводят общие законы и причины. В «Доме Соломона» проводятся общие собрания всех его членов, обсуждаются рефераты, доклады, выведенные законы и принципы, решается, какие открытия и опыты должны быть опубликованы. Для осуществления преемственности в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые.

Идея организованной, коллективной, государственной науки воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или пер вых академий) в Европе. Еще начиная с эпохи Возрождения, в разных городах Италии возникали академии по типу платоновских. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей философии, теологии, литературы, искусства.

28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании составили «Меморандум», в котором записали о желании создать «Коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания. Позднее она была названа Лондонским королевским обществом, научная программа которого предполагала развитие естествознания посредством опытов. Вслед за Лондонским королевским обществом были созданы Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой излагались основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базисом обучения, так и главным средством фиксации новых результатов исследования природы.

Перед ученым этого периода стояла весьма сложная задача. Он обязан был не просто ставить отдельные опыты, но заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали все выдающиеся мыслители этого времени - Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др. В то время считалось, что без обращения к фундаментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.

Но по мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникла как особая форма закрепления и передачи знаний - переписка между учеными. Письма служили не только средством дружеского общению, но и включали в себя результаты проводимых ими исследований, и описание того пути, которым они были получены.

Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах возникли сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации между ними стали осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появились научные журналы, через которые происходил обмен информацией. Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами в них стали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.

В конце XVIII - первой половине XIX в. в связи с увеличением объема научной информации, наряду с академическими учреждениями, начали возникать общества, объединяющие исследователей, работающих в различных областях знания (физики, биологии, химии и т.д.). Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций, породили проблему воспроизводства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной подготовке ученых, чему способствовали университеты. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.

Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки, принадлежат переднему краю науки. Существует определенная разница между передним краем науки и способами трансляции научного знания в культуру. Передний край науки организован проблемно: множество разных исследовательских групп предлагают свои методы и методики решения научной проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.

Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.

Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего - как доктрина. И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин. Для дисциплинарного образа науки характерны: трактовка знания как объективно-мыслительной структуры, ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания, изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.

В конце XVIII - начале XIX в. дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки, завершила свой долгий путь формирования именно в качестве науки в подлинном смысле этого слова. В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.

Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом. Все те исследования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последовательность научных публикаций: статьи, материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и депоненты. Более высокий уровень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения проводимых на переднем крае науки исследований. Завершающий уровень - создание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебниках и транслируются последующим поколениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: