Заболевания, установленные Трудовым кодексом РФ

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдаётся работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание (статья

179 ТК РФ) [232].

При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (статья 182 ТК РФ) [232].

При повреждении здоровья или в случае смерти работника из-за несчастного случая на производстве либо профессионального заболе­вания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (до­ход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилита­цию или соответствующие расходы в связи со смертью работни­ка. Виды, объёмы и условия предоставления работникам гарантий и ком­пенсаций в указанных

случаях определяются федеральным законом (статья 184 ТК РФ) [232].

Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работни­ков, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по иным медицинским показаниям произ­водят транспортными средствами организации либо за её счёт (статья 223 ТК РФ) [232].

Некоторые требования нормативных документов РФ, которые необходимо выполнять при расследовании и учёте профессиональных заболеваний, приведены в [2, 136, 146, 174, 189, 203].

1.9. Государственное управление охраны труда и особенно­сти службы охраны труда в образовательных учреждениях

Под управлением охраной труда понимается процесс организован­ного воздействия на объекты управления с целью соблюдения нормативных требований безопасности. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют следующие функции:

- принимают постановления, дают разъяснения по применению нормативных правовых актов в области охраны труда;

- координируют научно-исследовательскую работу;

- координируют службу охраны труда федеральных органов испол-­

нительной власти;

- взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов федерации;

- осуществляют методическое руководство по пропаганде передо­вого опыта;

- организуют учёт потребностей в средствах индивидуальной защиты;

представляют в Правительство Российской Федерации ежегодный отчёт о состоянии и мерах охраны труда.

Главной целью управления охраной труда является совершенство­вание организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Система управления охраной труда в РФ имеет три уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ и местный. Для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создаётся межведомственная комиссия по охране труда, которую возглавляет ми­нистр труда и социального развития. В её задачи входит:

- разработка федеральной программы улучшения условий труда;

- анализ законодательных актов;

- разработка предложений по международному сотрудничеству.

Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минтруда России, является контролирующим органом, выпол­няющим следующие функции:

- контроль правильности назначения пенсий;

- взаимодействие с органами соцобеспечения;

- контроль за условиями и охраной труда.

Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экспертизы:

- экспертиза условий труда в проектах строительства новых и ре­конструируемых предприятий;

- экспертиза условий труда на рабочих местах;

- экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются

льготные пенсии и дополнительные отпуска;

- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за ра­боту в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;

- экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;

- экспертиза условий труда по предложениям предприятий и орга­низаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и допол­нительный отпуск.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный над­зор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда и выполняет следующие основные функции:

- обеспечивает организационное и методическое руководство дея­тельностью государственных инспекций труда, их нормативное и мате­риальное обеспечение;

- осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

- анализирует состояние и причины производственного травма­тизма и профзаболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилак­тике;

- готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности.




double arrow
Сейчас читают про: