При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдаётся работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание (статья
179 ТК РФ) [232].
При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (статья 182 ТК РФ) [232].
При повреждении здоровья или в случае смерти работника из-за несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию или соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объёмы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных
случаях определяются федеральным законом (статья 184 ТК РФ) [232].
Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по иным медицинским показаниям производят транспортными средствами организации либо за её счёт (статья 223 ТК РФ) [232].
Некоторые требования нормативных документов РФ, которые необходимо выполнять при расследовании и учёте профессиональных заболеваний, приведены в [2, 136, 146, 174, 189, 203].
1.9. Государственное управление охраны труда и особенности службы охраны труда в образовательных учреждениях
Под управлением охраной труда понимается процесс организованного воздействия на объекты управления с целью соблюдения нормативных требований безопасности. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют следующие функции:
- принимают постановления, дают разъяснения по применению нормативных правовых актов в области охраны труда;
- координируют научно-исследовательскую работу;
- координируют службу охраны труда федеральных органов испол-
нительной власти;
- взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов федерации;
- осуществляют методическое руководство по пропаганде передового опыта;
- организуют учёт потребностей в средствах индивидуальной защиты;
представляют в Правительство Российской Федерации ежегодный отчёт о состоянии и мерах охраны труда.
Главной целью управления охраной труда является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.
Система управления охраной труда в РФ имеет три уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ и местный. Для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создаётся межведомственная комиссия по охране труда, которую возглавляет министр труда и социального развития. В её задачи входит:
- разработка федеральной программы улучшения условий труда;
- анализ законодательных актов;
- разработка предложений по международному сотрудничеству.
Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минтруда России, является контролирующим органом, выполняющим следующие функции:
- контроль правильности назначения пенсий;
- взаимодействие с органами соцобеспечения;
- контроль за условиями и охраной труда.
Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экспертизы:
- экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;
- экспертиза условий труда на рабочих местах;
- экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются
льготные пенсии и дополнительные отпуска;
- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;
- экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;
- экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск.
Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда и выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;
- осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- анализирует состояние и причины производственного травматизма и профзаболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;
- готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности.






