Исследование восприятия индивидом группы

ТЕМА 7

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВАЗИМОЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

ЧАСТЬ I

ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ГРУППЕ

Цель: исследовать предпочтение индивидом различных норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений.

Данная методика, предложенная О.Н. Комиссаровой, позволяет выделить два типа нормативных отношений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных ожиданий которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.

Данную методику можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе. Применяя дополнительно другие методики можно ответить на вопрос: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий, почему это происходит, и что можно изменить в поведении индивидов.

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений срок существования группы — не меньше 1 года;

2. группа должна иметь известный опыт совместной деятельности;

3. опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально.

Материалы: опросный лист.

Инструкция: "Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то ставьте знак "+", если нет, то "—В отдельных случаях допускается знак "минус—плюс", если Вы не уверены в ответе".

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

1. Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы

2. Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

3. Всё спортсмены стремятся к известности.

4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

5. Я не считаю себя человеком бескорыстным.

6. Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет

7. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих

8. Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

9. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

10. Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

11. Для того чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело

12. На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.

13. Самое страшное для человека—чувство одиночества.

14. Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.

15. Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя получить оценку со стороны.

16. Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает,

17. Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.

18. Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работает с симпатичными ему людьми.

19. Япомогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

20. Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

21. Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.

22. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

23. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

24. Я стараюсь спланировать свой будущий день.

25. Хороший руководитель—прежде всего специалист в своей области.

26. Для большинства работа в группе—еще одна возможность пообщаться с новыми людьми.

27. Япредпочитаю книги о жизни известных людей.

28. Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.

29. Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

30. Школа, прежде всего, должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества

31. Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.

32. Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

33. Человек способен на максимальное лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.

34. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности сотрудников

35. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

36. В незнакомой компании меня привлекают обаятельные люди.

37. Хороший руководитель прежде всего создает работе атмосферу взаимопонимания.

38. Свободное время необходимо использовать, самообразования и любимых дел.

39. Успехи студента в большей степени зависят отношений с людьми, окружающими его в вузе.

40. Я нахожу прямых и откровенных людей бестактными.

41. При условии одинакового финансового успеха предпочел бы принять участие в конкурсе, чем организовывать его.

42. Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находятся в кругу близких друзей.

43. Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

44. Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

45. В жизни человек должен надеяться только на себя.

46. Главная задача педагога — построить хорошие взаимоотношения между учащимися,

47. Мне бывает трудно признать свои ошибки.

48. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

49. Для человека большое удовольствие — быть душой компании.

50. Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

Обработка результатов:

Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы, на которые позволяют предполагать наличие у индивида опре­деленного типа нормативного предпочтения.

Вопросы 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положительные ответы на эти вопросы позволили бы со 100%-й вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.

Вопросы 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40, 43, 47, 50, связаны со сферой коммуникативных предпочтений. Кроме того, опросник имеет так называемую "шкалу искренности", которая включает вопросы 5, 10, 15, 20, 45, 48. Пять отрицательных ответов и более по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.

Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому индивидуальному опросному листу, сводятся в общую таблицу, которая позволяет судить о соотношении различных типов нормативных предпочтений в группе.

ЧАСТЬ II

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ ГРУППЫ

Цель: определить тип восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Данная методика, составленная Б.В. Залюбовской, позволяет выявить три возможных типа восприятия группы индивидом. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать "индивидуалистическим".

2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отсюда предпочтение более компетентным членам группы, спо­собным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать "прагматическим".

3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван "коллективистическим".

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте анкеты альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Материалы: анкета и регистрационный бланк методики «Исследование восприятия индивидом группы»

Инструкция:

"Мы проводим специальное социально-психологическое исследование с целью улучшения организации учебно-воспитательного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помо1ут нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает Вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. Букву Вашего ответа (А, Б или В) занесите в лист для ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ".

АНКЕТА

«ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ ГРУППЫ»

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А — знает больше, чем я

Б — все вопросы стремится решать сообща

В — не отвлекает внимание преподавателя

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А— имеют индивидуальный подход

Б — создают условия для помощи со стороны других

В — создают в коллективе атмосферу, когда никто не боится высказываться

3. Я рад, когда мои друзья:

А — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов

Б — помогают другим всегда

В — помогают другим, когда представится случай

4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:

А — некому помогать

Б — мне мешают при выполнении задачи

В — остальные слабее подготовлены, чем я

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А — я могу получить помощь и поддержку со стороны других

Б — мои усилия достаточно вознаграждены

В — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А— каждый заинтересован в улучшении результатов всех

Б — каждый занят своим делом и не мешает другим

В — каждый человек может использовать другого для решения своих задач

7. Студенты оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А — создают дух соперничества между студента

Б — не уделяют им достаточного внимания

В — не создают условия для того, чтобы группа помогала им

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А — возможность работать, когда тебе никто не мешает

Б — возможность получения информации от других людей

В — возможность сделать полезное другим людям

9. Основная роль школы должна заключаться:

А— в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими

Б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей

В — в подготовке людей, умеющих извлекать радость от общения с другими людьми

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А — предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему

Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других

В — стремлюсь внести свои вклад в общее решение проблемы

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход

Б - создавал условия для получения мной помощи со стороны других

В - поощрял инициативу студентов, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А — ты не в состоянии самостоятельно добиваться успеха

Б - чувствуешь себя ненужным в группе

В - тебе не помогают окружающие.


13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей

Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы.

Б - работать индивидуально с преподавателем

В - работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка результатов:

На основании ответов испытуемых с помощью ключа проводится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно.

При этом общая оценка баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных "индивидуалистический" тип восприятия индивидом группы обозначается буквой "И", "прагматический" — "П" "коллективистический" - "К". Результаты каждого испытуемого записываются в виде следующего многочлена:

jи+mп+nк

где: j — количество баллов, полученные испытуемым по индивидуалистическому типу восприятия,m — прагматическому, n — коллективистическому.

Следует отметить, что тип восприятия индивидом группы носит относительный характер и проявляется в некотором преобладании соответствующего типа восприятия. В связи с этим исследователь имеет дело не с чистыми типами восприятия группы, а со смешанными вариантами этих типов, выраженными формулой JИ+mП+nK. Отнесение испытуемого на основании это формулы к тому или иному типу восприятия производится в соответствии со специальными критериями, именно при сравнении коэффициентов испытуемых значением выборочной медианы коэффициентов j,m,n.

Медиана представляет собой значение, которое делит упорядоченное множество данных пополам так, что одна половина значения оказывается больше медианы, а другая — меньше

Медиана вычисляется следующим образом:

а) если данные содержат нечетное число различных значений, то медиана есть среднее значение для случая, когда они упорядочены, т. е. Md=6;

б) если данные содержат четное число различных значений, то медиана есть точка, лежащая посередине между двумя центральными значениями, когда они упорядочены:

М = 9+13 = 11

Значения коэффициентов, большие вычисленной медианы, служат показателем преобладания определенного типа восприятия индивидом группы.

Полученные с помощью данной методики результаты в их сумме можно рассматривать как фон, на котором разворачиваются процессы восприятия индивидом индивида в группе.


РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК И КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ АНКЕТЫ

Ответный бланк


Фамилия ____________________________________

Группа______________________________________

Дата________________



КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

А___ 8 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 9 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 10 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 11 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 12 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 13 А___

Б___ Б___

В___ В___

А___ 14 А___

Б___ Б___

В___ В___

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидуумом группы

индивидуалистическое коллективистическое прагматическое
ЗБ ЗВ ЗА
10Б 10В 10А
НА 11Б 11В
12А 12Б 12В
13В 13Б 13А
14Б 14А 14В


ЧАСТЬ III

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Цель: определение уровня групповой сплоченности

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое можно определить не только путём расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Материалы: бланк с текстом методики Сишора

Инструкция: к каждому вопросу выберете ответ, соответствующий вашему мнению. Отвечайте не задумываясь, поскольку правильные или неправильные ответы отсутствуют.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ СИШОРА

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя её членом, частью коллектива (5)

2. Участвую в большинстве видов её деятельности (4)

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

5. Живу и существую отдельно от неё (1)

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы предоставилась такая возможность (без изменения прочих)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1)

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2)

3. Не вижу никакой разницы (3)

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4)

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Какие у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов(2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю (1)

Обработка результатов: ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям. Необходимо подсчитать суммарный балл всех ответов.

• Максимальная сумма - 19 баллов

• Минимальная - 5

В ходе опроса баллы указывать не нужно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Психологические тесты» (под ред. А. А. Карелина), т.1 - М., Владос, 2001.


ТЕМА 8

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

(МЕТОДИКА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»)

Цель: исследовать процесс принятия решений группой

В этой методике исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных-процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению её участников.

Необходимое время - 1,5 часа.

Материалы: копии инструкции, листы бумаги, карандаши.

Процедура: каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии с инструкцией.

Инструкция: Вы дрейфуете на некой частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведён список 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по важности для выживания. Самый важный предмет получает №1, следующий по важности - №2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

· Секстант

· Зеркальце для бритья

· Пятигаллоновый бочонок воды

· Противомоскитная сетка

· Одна коробка с армейским рационом питания

· Карты Тихого океана

· Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах)

· Двухгаллоновый баллон дизельного топлива

· Транзисторный приёмник

· Репеллент для отпугивания акул

· Двадцать квадратных фунтов светонепроницаемого пластика

· Одна кварта пуэрто-риканского рома

· Пятнадцать футов нейлоновой верёвки

· Две коробки шоколада

· Набор рыболовных принадлежностей


После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижения согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.

Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

1. не ставьте своё мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиции логики;

2. не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

3. избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг;

4. отнеситесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему (это упражнение воспроизводится с разрешения издателей по книге «The 1975 Annual Handbook Of Group Facilitators» University Associates. 1975).

После того, как группа завершит работу над списком, посмотрите в Приложении «Кораблекрушение», каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения.

Обработка результатов проводится с помощью контрольных вопросов.

Контрольные вопросы:

1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?

2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения?

3. Кто участвовал в выработке консенсуса и почему?

4. Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние, почему?

5. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

6. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?

7. Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать своё мнение?

8. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕТОДИКЕ «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ» ОТВЕТЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

Эксперты считают, что главным для потерпевших кораблекрушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.

Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.

1. Зеркальце для бритья.

Чрезвычайно важное средство привлечения воздушной службы спасения.

2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.

Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот

3. Пятигаллоновый бочонок воды.

Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения и т.д.

4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.

5. Двадцать квадратных фунтов светонепроницаемого пластика. Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания

7. Набор рыболовных принадлежностей.

Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу ещё поймать надо!

8. Пятнадцать футов нейлоновой верёвки.

Верёвкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.

9. Подушка сиденья.

Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.

10. Репеллент для отпугивания акул.

Можно использовать в качестве репеллента для отпугивания акул.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома.

80% крепость достаточна, чтобы использовать >ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Приём рома вовнутрь вызовет ненужную жажду.

12. Транзисторный приёмник.

Бесполезен, т.к. не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приёма коротковолновых радиостанций.

13. Карты Тихого океана.

Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. Посреди океана москитов не бывает.

15. Секстант.

Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.


ТЕМА 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: