Психологические характеристики сознания

I. Первая его характеристика человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет свои знания.

К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

· С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

· Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого.

· Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.

· Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

II. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не - я".

Человек, единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Отделение "я" от "не - я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

III. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека.

В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.

Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

IV. Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения.

· В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

· В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

ОБРАЗЫ “Я” В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Проблема самосознания (Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.

Образ «Я» (Я-образ, Я-концепция) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:

1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности;

2. углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире);

3. интеграция (осознание себя единым целым);

4. осознание собственной индивидуальности;

5. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры;

6. развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит.

Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон:

- познавательной (самопознание),

- эмоционально-ценностной (самоотношение)

- и действенно-волевой (саморегуляция).

Имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.

Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я».

В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я».

Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.

Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

Структура самосознания, таким образом, понимается как

- единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности),

- самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе)

- и саморегуляции.

Психологические явления, относящиеся к бессознательному уровню

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

В бессознательном, в отличие от сознания,

- невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает,

- невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят

· психические явления, возникающие во сне ( сновидения );

· гипнотические состояния;

· инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

· движения, так называемые автоматизмы, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;

Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля:

- навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д.

Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

· Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Например:

1. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар.

Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма.

Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

2. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять

минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик.

Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание.

На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик.

Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял:

она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея

целью убедиться в том, что он принадлежит ей.

Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Отрасли психологии

Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специ­альные.

Обшие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельнос­тью занимаются.

Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология».

Обшая психология изучает обшие закономерности воз­никновения и функционирования психики

Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, пред­ставляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений.

К ним относятся:

· возрастная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения, людей разного возраста;

· социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения чело­века в процессе его межличностных взаимодействий.

· дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга.

· психофизиология - это отрасль психологии, изучающая связь пси­хических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;

· педагогическая психология - отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обу­чения;

· медицинская психология - отрасль психологии, изучающая осо­бенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие:

- политическая психология,

- экономическая психология,

- военная психо­логия,

- психология спорта,

- психология рекламы и т.д.

Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на теоретические и практические.

Психологи-теоретики заняты:

- поиском новых знаний,

- они на­блюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории,

- интерпретируют полученные результаты,

- создают схемы,

- объясня­ющие поведение.

Психологи-практики более многочисленны – это:

- школьные пси­хологи,

- медицинские психологи,

- социальные психологи,

- психоло­ги-консультанты в организациях и т.д.

Методы психологии

Психические явления нематериальны, и, следовательно, мето­ды, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят.

Это было известно еще в XVIIl и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв. «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения.

Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты.

Самонаблюдение - неотъемлемое качество человека.

- Мы все время анализируем свои действия и чувства,

- оцениваем свое отно­щение к другим людям и их отнощение к себе.

Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадеж­ной.

Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и друтие психические состояния, сколь­ко свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутрен­ний мир и искренне хотим рассказать о себе правду.

Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать.

Наша психика - не замкнутый в себе мир.

Наши мысли, чув­ства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению.

Их можно записывать, сни­мать на пленку и т.д.

Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.

I.

Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования.

Существует несколько видов наблюдений

О внутреннем наблюдении мы говорили выше.

1. Внешнее наблюдение - это наблюдение со сто­роны.

2. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок и программы,

3. а стандартизованное, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

4. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т.д.

5. Можно также наблюдать человека незаметно.

При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы.

- Наблюдение прово­дится в естественных условиях. +

+ -

- Его относительная простота соче­тается с субъективностью наблюдателя и определенными трудно­стями при подготовке данных к обработке. -

- Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения.

II.

Эксперимент - один из основных методов психологии.

Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:

1. Во ­первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия.

2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить.

3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:

- как понята цель участниками,

- где, когда и кем проводится эксперимент,

- как ведет себя эксперимен­татор и т.д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко.

В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть:

- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;

- естественным, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей);

- констатирующим, когда изучаются психологические явления;

- формирующим, если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.

Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с по­мощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала из­мерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.

III.

Тест (англ. проба, проверка) - один из популярных современ­ных методов.

Тест - это специализированный метод психодиагно­стики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Психодиагнос­тика - процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.

Хороший тест приходится создавать годами.

Например,

первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пере­смотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно об­новлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрос­лых Векслера (WAIS). В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.

Виды тестов:

· тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;

· тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и на­дежности вопросов.

+ Положительная сторона тестов в том, что они применимы к людям с

Различным статусом.

- Недостаток состоит в том, что чело­век при желании может сознательно

повлиять на получаемые ре­зультаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.

В этих случаях обычно применяют проективные методики:

· проективный, который можно использовать для изучения про­цессов, не осознаваемых человеком.

- «Нарисуй семью»,

- «Дом-дерево-человек»,

- «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.

- Широко применяют тест Лю­шера,

- тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.

В качестве методов исследования используют:

IV. Опрос

V. Биографи­ческий метод


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: