Проблема влияния монголо-татарского ига на генезис русской государственности

Пинская Л.А.

Альтернативы развития государственности на Руси

В XIII-XVI веках.

Проблема влияния монголо-татарского ига на генезис русской государственности.

Монгольские племена в 12-13 вв. занимали территорию современной Монголии и Бурятии. В начале 13 века произошло их объединение под властью хана Темучина (1162-1227), который в 1206 году на курултае (съезде племен) был провозглашен Чингиз-ханом (т.е. великим ханом).

В 1211г. начались завоевательные походы монголов. Их направление – северный Китай, берега Каспийского моря, Армения, Кавказ и Черноморская Степь, где татары столкнулись с половцами. Половцы попросили помощи у Киевского, Черниговского и Галичского князей. И в 1223г. на р.Калке состоялось сражение, в котором против монголов выступили объединенные войска русских и половцев. Это было первое военное столкновение русских с монголами. Одержавшие победу монголы, устроили пир на телах раненых русских князей.

В результате завоевательных походов к концу жизни Чингизхана в состав империи входили собственно Монголия, Северный Китай, Восточный Туркестан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Чингизхан поделил все земли между своими сыновьями. После его смерти улусы приобрели черты независимых владений. И, в конце концов, возникли новые государства. Власть в Золотой орде захватил внук Чингизхана Бату (Батый как называли его на Руси). Именно Батый организовал и возглавил 2 похода на Русь: в 1237-1238гг на Северо-Восточную Русь (Владимирское, Рязанское, Тверское и др. княжества). В 1239-1240 – на Южную и Юго-Западную Русь (Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское и другие княжества). Пограбив русские земли, разрушив русские города, Батый вернулся в Орду, не оставив на Руси своих наместников и воинских команд. И только в конце 50-х г. 13 века, проведя перепись населения, он обложил Русь десятинной данью. С 50-х годов 13 века на долгие 230 лет Русь стала данницей Золотой Орды.

Однако вопрос о существовании татаро-монгольского ига остается дискуссионным. Термин «иго» (в первоначальном смысле это часть конской упряжки) впервые метафорически употребил Н.М.Карамзин, писавший «Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». В науке существует два принципиальных подхода к проблеме татаро-монгольского ига. Традиционная точка зрения рассматривает иго как бедствие для русских земель, другая трактует нашествие Бату как рядовой набег кочевников.

Первая точка зрения: иго – достаточно гибкая система властвования, которая изменялась в зависимости от конкретной ситуации. Сначала кровавое завоевание и постоянные военные набеги, затем – экономическое угнетение. Иго включает целый ряд мер:

1. 1256-1259г. – перепись русского населения для начисления дани (под - ворное обложение, так называемый «ордынский выход»).

2. В 50-60-е годы 13 века оформилась баскаческая организация, когда в русские земли назначались наместники – баскаки с военными отрядами. Их функции: удержание в повиновении населения, контроль за уплатой дани. Система баскачества существовала до начала 14 века. После волны восстаний в русских городах (Ростове, Ярославле, Владимире, Твери) сбор дани был передан в руки русских князей.

3. Орда выдавала русским князьям ярлыки (грамоты) на Великое Княжение Владимирское, разжигала вражду между ними. Князья в своих междоусобицах часто прибегали к помощи Орды. Почти каждый год в Орде находился кто-либо из князей или их родственников в качестве заложников.

Сторонники этой точки зрения крайне негативно оцениваютвоздействие ига на различные стороны жизни Руси:

§ происходит массовое перемещение населения на запад и северо-запад, т.е. земледелие переносилось на менее удобную территорию с менее благоприятным климатом;

§ резко снизилась политическая и социальная роль городов;

§ усиливалась роль князя по отношению к населению;

§ происходила определенная переориентация политики русских князей на восток.

Именно с татаро-монгольским игом традиционно принято связывать отставание Руси от Европы, формирование самодержавного правления и пресечения демократической традиции развития.

Вторая точка зрения принадлежит Л.Н.Гумилеву .

Во-первых, он рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд», когда разрушаются только те города, которые на пути монгольского войска. Гарнизонов монголы не оставляют, постоянной власти не устанавливают, с окончанием похода Батый ушел на Волгу. Целью набега было не завоевание Руси, а война с половцами, с которыми монголов связывала кровная месть. Т.к. половцы крепко удерживали линию между Доном и Волгой, то монголы применили известный тактический прием дальнего обхода и совершили «кавалерийский рейд» через Рязанское и Владимирское княжества. Что же касается общей жестокости татарских завоевателей, то они вовсе не являются исключением, и были вполне нормальны для средневековья. И эти их жестокости, во всяком случае, уступают тем, которые творили крестоносцы в мусульманских странах или «святая инквизиция» в освобожденной от мавров Испании, где десятками тысяч сжигали на кострах остатки арабского населения. «Татары грабили народ, но это делали, и все другие армии того времени (жалование для воинов). Татары полонили русских людей, но не в таком количестве, как принято думать, и обращались с ними гораздо гуманнее, чем современные им венецианцы, генуэзцы и византийцы ». [1] «В моральном и духовном отношении гнет для Руси не был тяжел, на ее исторические традиции и быт уклад не повлиял, татары были веротерпимы, к православной церкви относились с неизменным уважением и оказывали ей всяческое покровительство». [2]

Во-вторых, Гумилев выдвинул версию союза Золотой Орды и Руси заключенного Александром Невским и Батыем, отметив его обоюдовыгодный характер: Александр нашел союзники для того, что бы противостоять немецкой агрессии, а Батый, чтобы выйти победителем в борьбе с великим ханом Гуюком (Александр предоставил в распоряжение Батыя войско, состоящее из русских и аланов). Союз существовал до тех пор, пока был выгоден обеим сторонам.

Нужно иметь в виду, что 13 век для Руси был периодом выбора альтернатив, а не только периодом татаро-монгольского нашествия. Раздробленность привела к ослаблению государственности: внутренние междоусобицы делали Русь лакомым кусочком для внешних завоевателей. В 13 веке в Европе произошло утверждение основ новой цивилизации - Христианского мира, сопровождавшегося католической экспансией. Главная идея католицизма – распространение христианства в мировом масштабе. И все средства для этого были хороши. В 1204 году – крестовый поход и разгром Константинополя (центра православия). В 1240 году папа объявил крестовый поход на Русь с целью ее «окатоличивания» и захвата территорий. «Первыми ласточками» этого были в 1240г. Невская битва и в 1242г. битва на Чудском озере (Ледовое побоище). Отразив первый натиск с запада «Drang nah osten», Александр Ярославичв 1251 году приехал в Орду, побратался с сыном Батыя Сартаком и, таким образом, стал приемным сыном Батыя. А в 1252 году привел на Русь татарский корпус, в результате чего стал Великим князем Владимирским и татары приостановили свое наступление на Новгород и Псков. В 1261 году в Сарае усилиями Александра Невского и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православной епископа – представительство интересов Руси и всех православных людей при дворе великого хана. Если на Руси начинались княжеские усобицы, то хан присылал сараевского епископа с беком (обязательно христианином) и они решали спорные вопросы на княжеских съездах. Если кто-то не считался с принятым решением и пытался продолжать удельную войну, его принуждали к миру с помощью татарской конницы».[3]

Выбор, стоявший перед Русью был жесткий: сохранить веру и платить дань или освободиться от дани Орде, заплатив за это утратой своей веры, уже два с половиной века формировавшей самосознание русского народа, строившей его душу. Конфессиональный выбор всегда выбор пути развития. Русь выбрала сохранение своей веры, и это свидетельствует о достаточно глубокой укорененности ценностей православия в сознании русского народа.

Многие современные исследователи считают, что татаро-монгольское иго как таковое, не повлияло на проблему формирования государственности цивилизационно, т.е. принципиально. Т.к. менее развитая государственность не может оказать какое-либо влияние на более развитую культуру. Воспринявшая культуру византизма, Русь в середине 13 века, стояла на порядок выше в своем государственном развитии, чем Орда, хотя и была слабее в военном отношении.[4]

В условиях политической децентрализации, так же как и в Западной Европе, вновь возросла роль церкви. Православная церковь была той силой, которая связала воедино всех русских. Русский – значит православный. Отказ от Православия воспринимался как отказ от национальной культуры, национальной традиции, от своего «Я». Александр Невский был первым политиком, заложившим основы евразийского пути России. Его политическая стратегия носила общерусский характер, учитывала противоположные направления (Западное и Восточное) и объедининяла в единое целое интересы Северо-восточной и Северо-западной Руси. Преемником его дела был Дмитрий Донской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: