В чем же была причина быстрого и сравнительно мирного объединения Юго-Западной Руси под властью литовских князей?

а) широкое приобщение литовской знати к русской культуре и православию (в 14 веке литовцы еще не имели своей письменности и в большинстве оставались язычниками);

б) Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах;

в) при дворе и в делопроизводстве господствовал русский язык;

г) власть гедиминовичей была русской по своей политической культуре, организации, способам гражданского и военного управления;

д) основой законодательства служила «Русская правда»;

ж) государство было федеративным; верховная власть не вмешивалась в дела местного самоуправления. Русские земли жили по своим традициям и нормам права.

Развитие государственности в Великом Княжестве Литовском происходило в направлении образования сословно-представительной монархии. Власть великого князя литовского ограничивалась Боярской Радой и сеймом. Без согласования с радой великий князь не мог вести сношения с иностранными государствами, издавать и изменять законы, распоряжаться государственными доходами и расходами, назначать государственных чиновников и т.д. С 16 века члены Рады обязаны были участвовать в управлении, суде, дипломатии. С 1447 г. великий князь отказался от права обложения государственными налогами частновладельческий имений и их населения. Формированием бюджета занимался сейм – сословно-представительный орган. С 14 в. до 16 в. происходило введение Магдебургского права, по которому города получали самоуправление (освобождение от суда и управления общей администрации), освобождались от несения различных повинностей. Горожане должны были раз в год вносить в казну один налог «плат» и в случае войны несли военную повинность. Земли в городе, прилегающие угодья, торговые пошлины и т.п. становились собственностью горожан. Как писал В.О.Ключевский, Магдебурское право «воспитало дух корпоративности и самодеятельности», т.е. способствовало формированию третьего сословия.

Таким образом, в Великом Княжестве Литовском сформировалась сословно-представительная монархия европейского образца.

Русские земли в составе Княжества Литовского продолжали развиваться в рамках западного цивилизационного выбора, сохраняя специфику христианского вероисповедания – православия. Существует мнение, что в случае объединения всех русских земель под властью Великого Княжества Литовского, возможно было сохранение на Руси западной цивилизационной парадигмы. Однако такого объединения не произошло, и помешали этому следующие обстоятельства.

В 1386г. литовский князь Ягайло женился на 14-летней польской королеве Ядвиге и, таким образом, была заключена первая династическая уния Литвы и Польши. В результате этого, в 1387г. католицизм был провозглашен государственной религией в Княжестве Литовском. Вслед за князем католицизм был принят литовской верхушкой. С 1413 г. все права и привилегии для панов и шляхты распространялись только на католиков. Начались процессы насильственного ополячивания всего населения, что вызвало массовое бегство русских в Московскую Русь. В 1569г. Была заключена вторая государственная уния между Польшей и Литвой, получившая название Люблинской (подписана в Люблине). В результате этого возникло польско-литовское государство Речь Посполитая, представляющее собой монархическую республику, т.к. шляхта выбирала королей. Дворянство активно ополячивалось, принесенное из Польши крепостное право воспринималось как польское (паны-поляки или ополячивавшиеся литовцы и русские, крепостные крестьяне - православные, русские). Таким образом, социальный гнет был дополнен и усугублен, гнетом национальным и религиозным.

Со второй половины 16 века в Речь Посполитую двинулись иезуиты, они постепенно овладели правительством, церковной кафедрой, школой. В 1596г. была заключена третья уния – церковная, получившая название Брестская (подписана в Бресте). В результате возникла униатская церковь – соединение православия и католицизма при верховенстве папы, принятие католической догматики с сохранением православных обрядов и церковно-славянского языка богослужения. Фактически это означало завуалированное насаждение католицизма. Начались гонения на православие и православных. Однако, в условиях западной цивилизационной модели развития (сословно-представительная монархия, Магдебургское право, федеративное государство) окатоличивание населения было закономерно, и в то же время этот конфессиональный выбор предопределил бесперспективность для Речи Посполитой объединить под своей властью все русские земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: