Особенности микроциркуляторного русла периодонта и слизистой полости рта

Кровеносные сосуды образуют сеть вокруг корня зуба и анастомозируют с сосудами десны, костей и костномозговых пространств челюстей. Для капилляров тканей парадонта также характерно обилие коллатеральных путей, которые создаются сетью сосудистых анастомозов. Микрососудис-тая сеть слизистой оболочки десны имеет обильные анастомозы через надкостницу с сосудами альвеолярной кости и периодонта (околозубных тканей). Такая капиллярная сеть анастомозов образует особый циркулятор-ный механизм – своеобразную демпферную (амортизирующую) систему периодонта, необходимую для выравнивания гидравлического давления при жевании. При приёме пищи кровоток в слюнных железах резко возрас-тает под действием парасимпатичесих сосудорасширяющих нервов и обра-зующихся местно кининов благодаря активации калликреин-кининогено-вой системы.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология:Учебник./Под ред. К.В.Судакова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2012.–880 с

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

6. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

7. Физиология системы пищеварения и обмена веществ. Учебно-методи-ческое пособие. Сазонова Е.Н. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2009. - 90с.

8. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник. /Под ред. С.М. Буды-линой, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000. – 352 с.

Тематика рефератов:

1. Системогенез акта жевания.

2. Изменение функций ротовой полости с возрастом.

Практические работы:

Работа 1. Оценка ЭМГ жевательной мышцы и времени формирования

пищевого комка при жевании хлеба и сухаря испытуемыми

в разных состояниях.

Методика исследования: используется оборудование Biopac Student Lab по разделу «Урок 1 Физиология мышц. Электромиография-І.» Электроды на испытуемом расположить в следующем порядке: два активных в облас-ти проекции правой жевательной мышцы, один (заземление) - на предпле-чье правой руки, как указано в инструкции «Урока 1». Кожу под электро-дами предварительно очистить спиртом, на электроды наложить электро-проводящий гель. Электроды присоединить к блоку Biopac МРЗХ в соотве-тствии с обозначенным цветом проводов. Во время записи автокалибров-ки пациент должен максимально сжать челюсти в течение 8 секунд. Регистрацию ЭМГ производят при жевании одинаковых небольших пор-ций сначала хлеба, а затем сухаря. Необходимо также зафиксировать время от начала жевания до начала глотания каждого пищевого продукта. Запись ЭМГ при жевании хлеба осуществляется по инструкции «Урок 1. ЭМГ-І» в «Сегменте 1.» Перед глотанием по команде «Стоп» остановить запись. Регистрацию ЭМГ при жевании сухаря осуществлять по инструкции в «Сегменте 2» и команде продолжить с последующей остановкой перед глотанием. По разделу программы Урока 1. ЭМГ-1 «Обзор записанных данных» провести оценку результатов исследования на основании анализа параметров ЭМГ (длительности периода активности, частоты колебаний и амплитуды суммарного потенциала), времени формирования пищевого комка из продуктов разной консистенции. Записать эти данные в прото-коле. Определить особенности пищевой мотивации испытуемых: состоя-ние голода или сытости, стереотипа скоростного режима приёма пищи. В выводах указать функциональное значение и интеграцию различных подсистем организма в формировании адекватного для глотания пищевого комка.

Работа 2. Анализ включения в структуру ФУС формирования пищевого

комка механизмов регуляции слюноотделения как подсистемы.

Используя схему иннервации слюнных желёз нарисовать варианты слю-ноотделительных рефлексов с указанием рецепторных зон, центров регу-ляции и эффекторных механизмов реакций, которые могут включаться во время жевания. Указать значение слюноотделения для формирования пищевого комка и факторов, влияющих на секреторную активность слюнных желёз.

Ситуационные задачи.

1. Голодный человек жуёт очень быстро. При этом глотание иногда затруд-нено, что заставляет прибегать к дополнительному приёму жидкости. По-чему это происходит?

2. Объясните с позиций деятельности ФУС формирования пищевого комка правильность пословицы «Когда я ем, я глух и нем».

Занятие 16.

Тема занятия: Физиология функциональных систем регуляции выделе-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: