Временной параметр | Характер секреции (количество, скорость, длительность) на вид продукта и особенности регуляторного механизма реакции. | ||
МЯСО | ХЛЕБ | МОЛОКО | |
1-й час – активация I фазы секреции | |||
2-й час – активация II фазы секреции | |||
3-й час – активация III фазы секреции | |||
Продолжительность выделения |
В выводах дайте общую характеристику процесса адаптации секреторной функции желудочно-кишечного тракта и её видам.
Ситуационные задачи
1. Известно, что интенсивная физическая работа угнетает секрецию желу-дочного сока. Объясните механизм этих влияний.
2. Алкаголь, аспирин вызывают атрофию добавочных клеток слизистой желудка. Почему длительное их употребление может привести к язвенной болезни желудка?
3. При затруднении оттока поджелудочного сока или воспалительном про-цессе в поджелудочной железе эффект ингибитора трипсина в ней снижа-ется. Чем это грозит?
Занятие 17.
Тема занятия: Физиология выделительных ФУС, обеспечивающих акт
|
|
дефекации и мочевыведение.
Цель занятия: Изучить системные механизмы организации таких выдели-тельных ФУС, как акты дефекации и мочевыведения, участвующих в об-щем полезном результате - поддержании оптимального уровня продуктов метаболизма в организме и имеющих выраженное внешнее звено саморе-гуляции, которое развёртывается по единым принципам.
Знать | Уметь |
1) Структуру и общие принципы взаимодействия внутреннего и внешнего звена ФУС, обеспечиваю-щей заключительный этап пищева-рительного конвейера с выведение неусвоенных и конечных продуктов метаболизма. 2) Структуру и общие принципы взаимодействия внутреннего и вне-шнего звена ФУС, обеспечивающей выведения оптимального объёма и состава мочи для поддержания необходимой концентрации конеч-ных продуктов обмена, электро-литов и других ценных веществ в организме. | Использовать знания о закономерно-стях системной организации конеч-ных выделительных ФУС дефекации и выведения мочи для оценки эффек-тивности процессов пищеварения и мочеобразования. Представлять последовательность развёртывания системных механиз-мов поведенческого звена выдели-тельных ФУС для анализа и физио-логической коррекции ритуала пове-дения. Анализировать закономерности фор-мирования выделительных ФУС с учётом определённых условий внут-ренней или внешней среды. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Пищеварение в толстом кишечнике. Характеристика и роль микрофлоры пищеварительной системы.
2. Морфофизиологические особенности иннервации мускулатуры нижних отделов толстого кишечника и сфинктеров прямой кишки.
|
|
3. Морфофункциональная характеристика иннервации мочевого пузыря и сфинктеров мочеиспускательного канала.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Состав выделяемой мочи и её количество – один из параметров общего результата поддержания в крови оптимального для организма уровня продуктов метаболизма.
2. Характеристика рецепторного аппарата ФУС мочевыведения и её испол-нительных элементов.
3. Центральные механизмы мочевыведения. Саморегуляция акта мочеис-пускания.
4. Этапы формирования поведенческого звена.
5. Роль внутреннего эндогенного звена в формировании определённого состава и количества каловых масс в нижних этажах толстого кишечника для выведения из организма.
6. Характеристика аппарата контроля, центров регуляции и исполнитель-ных элементов.
7. Формирование позыва к дефекации и доминирующей мотивации.
8. Роль произвольной регуляции в акте дефекации.
9. Факторы, влияющие на функционирование системы дефекации.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Перечислить основные физиологические показатели состава конечной мочи и каловых масс.
2. Представить схематически ФУС акта мочеиспускания.
2. Схематически изобразить компоненты ФУС акта дефекации.
Информационный блок