Псху Р.В. Религиозно-философские идеи вишиштадвайты в исследованиях Герхарда Оберхаммера

Когда я переводила Рамануджу, я считала, что сложнее ничего нет, однако в последнее время я перевожу статью Оберхаммера и скажу, что труднее ничего не встречала. «Место, где совершается Бог» (дословно в немецкого – происходит, Ört Got ereignet). Что является человеческой субъективностью в горизонте религии. Субъект – человеческая личность как существо, которое принимает ответственность за свои решения, насколько он находится у себя (bei Sich), быть у себя. Исходя из того, насколько он находится в своём мире, он общается с другими. В этой прозрачности собственной данности и осуществляется религиозный акт. Обретается возможность открытия Другого как отличного от тебя. Возникает вопрос, как относится этот субъект к «я». Субъект и «я» ‑ это одно и тоже или нет. Если мы отождествляем «я» с субъектом, на каком этапе оно возникло. Составные «я» можно разобрать по частям, что же стоит за субъектом. Субъект открыт другому в своей инаковости и благодаря этому познаёт себя как субъекта. Он поднимает вопрос о существовании субъекта после смерти. Если субъект – это мыслительный акт, его нет. Многие религии полагают, что после смерти есть жизнь. Что является местом Бога. Его место в соотносительности (relationalität) субъекта с другим. Местом Бога является субъект. Субъект – сосуществующий, mitzeines. Субъект – не самодостаточная монада. Процесс сообщения о себе субъекта, мифизирование. Религия – это то действие, которое осуществлятся не только субъектом, но и Богом. Далее Оберхаммер переходит к Раманудже. Последний опирается на известный пассаж из Упанишад – вначале был первосущий и не было второго. Рамануджа принимает Сущего как Вишну. Принципиальный вопрос, как понимается телесность в этой традиции. Человек – шеша, остаток, придаток Брахмана. Если мы переходим на уровень определения, что такое тело, проблема аналогии, которую использует Рамануджа, выдвигает на первый план некоторе непонимание. Атман является сущим, но каждый на свой лад. Оба остаются вечно сущими, но они не могут встретиться. Это основная проблема Рамануджи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: