Что же вы можете сделать тут как исследователь?

Вы можете “поиграть” с изменениями внутри каждой модальности.

То есть когда опыт комплексный, он действительно наваливается всей массой и нам бывает трудно с ним справиться, но если мы начнём разбирать его на составляющие, то он перестаёт быть таким пугающим.

Например, вы, как исследователь, можете сказать себе:

“Так, не паниковать! Что я могу тут сейчас изменить?

Вот передо мной слово “ УЖАС” белыми буквами с чёрными каёмками.

Если я отодвину его подальше в своём внутреннем пространстве, что изменится в моих физических ощущениях, как это повлияет на моё общее состояние, увеличится или уменьшится мой страх?

А что если я переверну его вверх тормашками?

А если я напишу его по-английски?”

Точно так же вы можете работать с аудиальной модальностью:

“Если я буду описывать и комментировать шёпотом, или дурацким писклявым голосом, или голосом Марлона Брандо, что изменится?”

С физическими ощущениями так же:

“Если я сделаю несколько глубоких вдохов и выдохов через самое сильное ощущение в груди, во-первых, как изменится само ощущение, а во-вторых, как это повлияет на образы? И как, в конечном итоге, это отразится на моём общем состоянии?”

Но, так как у вас, похоже, преобладает именно визуальная составляющая, я бы посоветовал играть с образами и смотреть, как это влияет на тело.

В любом случае, исследователь на то и исследователь, чтобы выбирать инструменты и экспериментировать. У исследователя есть определённый уровень свободы выбора, у жертвы же этого нет.

Жертве остаётся одно – паниковать и кричать: “Ужас- ужас-ужас!” А исследователь, выйдя из лаборатории и стягивая с себя белый халат, может удовлетворённо произнести: “Ну, ужас. Но ведь не ужас-ужас-ужас”.

Нейронное программирование перед сном

Простое упражнение, которое поможет стать счастливее

Вот вам нетрудное упражнение, которое помогает стать счастливее и смягчает депрессивные симптомы более чем на шесть месяцев.

ШАГ 1

Когда вы ложитесь спать, освободите свой разум. Если вас преследуют навязчивые тревоги, полезно мысленно взять каждую из них и сложить на пол маленькой стопкой рядом с кроватью. Многие тревоги спокойно подождут вас до утра, а некоторые могут просто исчезнуть в ночи. Если ваш разум возбужден, сосредоточьтесь на дыхании: это поможет успокоиться.

ШАГ 2

Теперь подумайте о трех приятных вещах, случившихся за день: мелких, крупных, чувственных, интеллектуальных или любых других. Вы выполнили работу. Вы устали и чувствуете удовлетворенность. Ваш пятнадцатилетний ребенок неожиданно обнял вас. Вы проявили заботу о близком человеке. Обед был превосходен.

ШАГ 3

Сфокусируйтесь на своем отношении к этим событиям. Научитесь различать нюансы в своих хороших чувствах. Вы гордитесь собой? Взволнованы? Рады? Испытываете облегчение? Эти воспоминания заставили вас улыбнуться? Обращайте внимание на мышцы вашего лица, когда они образуют улыбку. Вы чувствуете тепло? Где? В вашем сердце, в животе, во всем теле? Чувствуете ли вы приятные ощущения в горле? Меняется ли пульс?

ШАГ 4

Представьте, как нейроны в мозгу формируют новые «проводящие пути счастья». Не забывайте, что клетки мозга образуют новые связи по мере вашей психологической практики. Вообразите себе, что эндорфины устремляются к вашим рецепторам радости, как вешние воды, которые потоком собираются в реки. Выполняя это упражнение регулярно, вы сможете добиться продолжительных изменений своего восприятия счастья и благополучия.

ШАГ 5

Засыпайте, продолжая пробовать на вкус, исследовать и видеть.

Это упражнение поможет по-другому относиться к своей жизни, ведь оно заставит обращать внимание на хорошие моменты прошедшего дня: красоту, удовольствие и достоинство. А еще мы начнем понимать, как то немногое, что делает нас счастливыми, не зависит от обладания, благосостояния или статуса. В нашем изощренном и странном мире простые вещи, дарящие радость, кажутся прозаичными и банальными. Но так уж мы устроены, пора отвыкать.

Техника «Квадратное дыхание»

Упражнение называется “квадратное дыхание” и оно ОЧЕНЬ ПРОСТОЕ. Вам нужно 7-8 минут дышать по схеме, показанной на картинке. Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд. Такое дыхание позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение. Оно применяется для тренировки фри-дайверов, людей, ныряющих

акваланга. Расслабленность помогает им потреблять меньше кислорода и дольше находиться под водой. Также - хорошо снимаются негативные эмоции и избыточные реакции в ситуациях стресса. Поставьте таймер и дышите. Если вам сложно сконцентрироваться, вы можете попросить кого-то руководить вами: партнер водит рукой по квадрату и командует “вдох, пауза, выдох, пауза, вдох…”, а вы очень честно выполняете.

Контакт с бессознательным

Несмотря на то, что пункты пронумерованы, это скорее просто операции,которые нужно проделать для получения результата.

Определите задачу, что вроде бы идёт первым пунктом, можно и аналитически, а можно и общаясь с собой – тогда вроде как «контакт с бессознательным» должен идти первым. А иногда в процессе выполнения техники вы получаете дополнительную информацию или нужно что-то дополнительно выяснить. Так что порядок шагов здесь – это условность.

Бессознательное - о обычно уже обладает нужными навыками и способностями, просто нужно с ним договориться. А для этого нужно научиться его слышать (чувствовать, видеть).Для начала желательно войти хотя бы в лёгкий транс - это не сложно, вы постоянно это делаете. Например в метро почти все, когда садятся, демонстрируют хороший глубокий транс со всеми внешними признаками: расфокусированный взгляд, застывшее лицо, расслабленное дыхание. Так что просто представьте, что вы в метро. Или в автобусе или машине далеко едете.

Или сядьте удобно, расслабьтесь, слегка расфокусируйте взгляд. Сосредоточьтесь на своих выдохах, просто считайте их: один, два, три… Скорее всего вы уже в трансе. Или закройте глаза и представьте, как вы находитесь в каком-то приятном для вас месте - вот вы идёте по лесу или лежите на берегу моря. Осмотритесь вокруг, прислушайтесь к шуму ветра… Короче, расслабьтесь и успокойтесь.

Этого вполне хватает.

А теперь про контакт. В большинстве случаев для общения с бессознательным хватает трёх сообщений: «да», «нет», «не знаю».

Соответственно и вопросы следует задавать «закрытые» - те, на которые как раз и отвечают либо «да», либо «нет». Или «на знаю».

Самокалибровка

Самый простой способ - внимательно отслеживать внутренние ощущения. Нравится - не нравится,приятно - не приятно. Задал себе вопрос и получил ответ:

- Стоит мне сейчас работать с этой ситуацией? Тёплое ощущение в груди, приятно… Скорее всего «да». - А может не стоит сейчас с ней работать? Напряжение в области солнечного сплетения… Скорее всего «нет».

- Есть ли жизнь на Марсе? Тянущее ощущение в груди и напряжение в плечах… Похоже на «не знаю».

Это самокалибровка – мы постоянно это делаем. Есть смысл делать это чуть более осознанно и целенаправленно.

Идеомоторные сигналы

Можно более строго - получать сигналы бессознательного через идеомоторные сигналы.

Красиво это называется «сигналинг».

Сядьте ровно, положите руки на колени ладонями вверх. Представьте, что лёгкий рывок большим пальцем правой руки «да», а мизинца «нет», одновременно движение большого пальца и мизинца – «не знаю». Или поворот руки ладонью внутрь «да», а наружу «нет». А дальше как с ощущениями: задаёте себе вопрос и получаете ответ.

- Следует ли мне поменять отношение к этому человеку?

Движение мизинца - «нет».

Если не очень уверены или хочется чего-то более «приборного», можно использовать усилители мышечного сигнала - рамки и маятники. Рамка прекрасно делается из согнутой спицы, вставленной одним концом в корпус шариковой ручки. А маятник просто из гайки (или кольца) на ниточке длиной сантиметров 20-30.

А дальше всё та же идеомоторика: возьмите рамку в руку за корпус ручки (как на рисунке - две рамки не обязательно). Попробуйте: положение должно быть такое, что рамка свободно вращается. Потом закройте глаза и представьте, что она поворачивается направо - скорее всего она и повернётся направо. Потом представьте, что она возвращается в исходное положение. Потом, поворачивается налево. Ну а дальше, как скажете, так и будет: например, поворот направо «да», поворот налево «нет» (или наоборот). Только перед каждым вопросом возвращайте рамку в исходное положение.

С маятником можно играться даже более интересно: он может качаться под разными углами или даже описывать окружность. Так что представьте, что он вращается по часовой стрелке - и он будет вращаться по часовой стрелке, качается от вас и обратно – и он будет качаться. И как выберете: движение вперёд-назад «да», вправо-влево «нет», вращение по часовой стрелке – «не знаю». Или вращение по часовой стрелке «да», а против часовой стрелки «нет», а качание вперёд-назад «не знаю». Только, как и с рамкой, возвращайте перед вопросом маятник в исходное положение.

Просто найдите наиболее подходящий для вас способ контакта с самим собой.

Смысл этого самого общения с бессознательным – понять, что именно и как стоит изменить. Более менее хорошо заметны только поведенческие реакции: кричу, стою и не двигаюсь, быстро говорю, не могу заставить себя подойти и начать разговор. Некоторые замечают эмоции: злость, раздражение, страх. Но часто есть общее осознание чего-то не того. Есть вроде какая-то эмоция, но какая – не понятно. Вроде себя веду не совсем так. Окружающие недовольны. Полиция приезжает.Так что вначале стоит определить, какое именно своё поведение или состояние не устраивает. Если есть чувство – что это за чувство. А дальше попробовать выяснить, что именно стоит изменить – причину этой самой реакции или поведения. Обычно это какая-то оценка: ситуации, собственного поведения, человека и т.п.

Обратите внимание, что бессознательное обычно отвечает именно на тот вопрос, что вы задали. Так что в зависимости от формулировки и ответы могут быть разными.

КРАТКИЙ ИТОГ

1.Для эффективного существования и развития как на уровне организации, так и на уровне индивида должна функционировать система трех максимально взаимосвязанных и взаимообогащающих друг друга образований, уровней видения, мышления и действия – «Пропеллер»:

1 крыло «Оперативное (Что и как я делаю сейчас?)»

2 крыло «Самоанализ и самонастройка (ядро, стержень процесса)»

3 крыло «Стратегическое (Кто я для других, мира, куда развиваются мои отношения с ними)».

В силу особой важности еще раз воспроизведем ключевые вопросы блока «Самоанализ и самонастройка»:

1.Доминирующие состояния по значимым шкалам?

2.Что это за шкалы, как и почему я их для себя сформировал и меняю?

3.Типичные отклонения от этих состояний? Амплитуда, частота, преобладающий знак (хуже, лучше) этих отклонений?

4. Факторы, вызывающие эти отклонения?

5.Насколько я в состоянии управлять этими факторами?

6. Факторы обеспечивающие внутреннюю стабильность?

7.Факторы и ресурсы создания позитивно окрашенных или желаемых состояний –комфорта, спокойствия, эффективной самооценки, гибкости, динамичности, толерантности и.пр.?

8.Все то же по типовым зонам дискомфорта и нерезультативного поведения – где, с кем, когда, в каких условиях, из за нехватки каких ресурсов?

9. Зоны максимальной идентичности (Вот здесь и сейчас я чувствую себя самим собой и во всей полноте реализации своего предназначения)?

!0. Зоны, факторы, причины утраты этой идентичности?(Что меня выбивает из колеи, когда я перестаю быть самим собой, утрачиваю ощущение того, что это действительно моя жизнь).

11.Наиболее приятные воспоминания, образы идеальной связи:

11.1.с собой

11.2.с миром

12. Основные векторы:

12.1. внешнего движения

12.2. внутренних изменений;

13.!!!! САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! При помощи каких «термометров», насколько часто, достоверно и что именно отслеживаю из перечисленного выше – наличие и качество обратной связи по внутренним значимым координатам?

И вот здесь то и начинается самое интересное! Как было указано в начале, лишь единицы проходили весь этот путь размышлений на уроне индивида. среды.

С 60 годов прошлого века ситуация резко изменилась и, к сегодняшнему дню, даже на уровне простого обывателя, очевидна принципиальная невозможность пройти даже несколько звеньев этих вопросов без того, чтобы изменение остальных участков жизненной ситуации не сделало бессмысленными полученные ответы. Проще всего это видно на макроуровне частей «пропеллера» - добившись относительно эффективных действий на оперативном уровне, мы обнаруживаем, что,за это время (какого черта ты со мной думаешь о работе?),разрушились наши отношения, появляется ощущение смыслоутраты, теряется состояние собственной целостности, возникают нарушения сна, психосоматика. Занявшись собственным здоровьем, мы начинаем раздражать окружающих мелочным эгоцентризмом, снижаем «трудовой энтузиазм», что неотвратимо отражается на нашем бюджете, и.т.д.

Выход из ситуации в прошлом, как правило мыслители находили в концентрации на значимом и отказе от суетного.

Как видим, сегодня эта стратегия жизни становится не выбором «продвинутого пользователя», а беспощадным условием существования.

Естественно, что этим значимым является «ядро», блок «Самоанализ и самонастройка». Иными словами, все наше внимание, энергия и плановые действия должны быть направлены на решение трех основных задач:

1. Осознание собственной идентичности, причем именно в ее развитии, вектора реализации собственной миссии.

2. Создание, сохранение и развитие совокупности собственных ресурсных состояний, внутреннего потенциала.

3. Формирование и использование эффективных способов обратной связи, «термометров», позволяющих непрерывно контролировать и результативно корректировать решение двух предыдущих задач.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Важно отметить, что порядок вопросов на индивидуальном уровне исторически существенно различается в зависимости от пола. Тот, который приведен ранее отражает преимущественно модель характерную для мужчин с их склонностью к рационализации своих проблемных ситуаций. Для женщин вопросы 27- 30 интуитивно переживаются, в силу присущей женщинам природной мудрости, как приоритетные и возникают, как предмет рациональног осмысления значительно раньше (в числе первых 15).

Также для женщин была естественна концентрация внимание на

«ядре», оставляя остальное либо на долю интуиции, либо для тех, кто склонен к излишним размышлениям. Драма сегодняшнего дня в том, что принудительная периориентация на «мужские» професии, критерии оценки, стандарты поведения, характерная для современного общества, оторвала женщин не только от переживания полноты собственной идентичности, но и ориентировала на переобучение в направлении обратном тому, что становится сегодня единственно результативным.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Все остальные вопросы, которыми, в основном и занимались ранее практики, должны быть переданы на «уровень бессознательного», то есть спонтанно, вне сознательного планирования и контроля эффективно решаться высококачественной сформированной саморазвивающейся системой

Решение этой задачи на уровне конкретного индивида и конкретной организации – основная задача сегодня, при ясном понимании того, что весь перечисленный выше круг вопросов традиционного плана – есть смысл забросить (хотя бы в виде этой же таблички), Поэтом целесообразно забросить для самостоятельной работы индивидуальному или организационному «бессознательному»(понимаемому как исключительно ресурсное образование).

Прекрасное упражнение

Замечательное упражнение, которое помогает выделить тот паттерн (особенность,качество) поведения, который больше всего нуждается в исправлении за счет осознания пользы таких изменений. Вот как он подводит индивида к пониманию, что ради этого стоит потрудиться: 5—8 человек садятся вокруг стола и каждый выбирает один паттерн. Первый приступает к упражнению и говорит: «Когда я научусь лучше…» и затем сообщает, чему он хочет научиться и что это ему даст. Например: «Когда я научусь прислушиваться к чужому мнению, я уже не упущу ни одной хорошей идеи».

Когда все выскажутся, опишут желательные последствия конкретных изменений, можно пойти по второму кругу. Теперь каждый называет вторую выгоду, потом третью — обычно требуется от шести до восьми раундов. И в заключение участники обсудят, чему они научились и какие эмоции вызвало это упражнение.

А теперь выбирайте сами тот паттерн поведения, который пора изменить. Заполните пропуск в форме «Когда я научусь…, то…» и повторяйте ее многократно. Прислушивайтесь к тому, как перечисляете преимущества. Вы сами удивитесь, как быстро наступит ясность, зачем нужны перемены и что это вам принесет.

САМОМЕНЕДЖМЕНТ

Контрольные вопросы к модульным контролям и зачету

Модуль

1.Определение самоменеджмента, его направленность и значение. Сам!

2. Структура и модели самоменеджмента.Сам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: