Введение
Деятельность организации, направленная на достижение поставленных целей, во многом зависит от личностных качеств и профессиональных способностей руководителя и членов трудового коллектива.
Профессиональная деятельность руководителя, особенно сегодня, является весьма напряженной. Предъявляемые к работе требования не только дисциплинируют личность, но и в некоторой степени осложняют выполнение служебных обязанностей, поскольку вынуждают специалиста постоянно контролировать свои действия, слова, эмоции.
Все это увеличивает ранимость человека, истощает его психические силы, нарушает гармоничное восприятие мира. Почему в некоторые моменты мы испытываем совершенную опустошенность, открыты стрессам, эмоционально выгораем, наблюдаем собственную профессиональную деформацию? Все потому, что нарушается баланс между работой, желаниями и нашими возможностями.
Личностные качества формируются на протяжении всей жизни. Каждый человек — носитель индивидуальных, только ему свойственных черт. Но требования разных профессий из всего многообразия проявлений характеров людей выделяют те, которые определяют успех той или иной конкретной профессиональной деятельности.
В современном мире успех зависит не только от того, насколько эффективно личность управляет другими; едва ли не более важную роль играет умение человека управлять самим собой и рационально организовывать свою работу.
Термин самоменеджмент был предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом, руководителем Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдель-берг, Германия). В его трактовке самоменеджмент как феномен представляет собой «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени»; главная цель самоменеджмента заключается в максимальном использовании собственных возможностей и ресурсов, сознательном управлении течением своей жизни (самоопределении) и преодолении внешних обстоятельств, как на работе, так и в личной жизни.
Разные исследователи — Л. Зайверт, В. Зигерт, Л. Ланг, В. М. Андреев, Э. Е. Ста-робинский — включают в содержание самоменеджмента руководителя следующие грани: личностные и профессиональные качества; делегирование полномочий; способность к целеполаганию, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации; «менеджмент здоровья» и т. п.
Овладение искусством самоменджмента дает следующие преимущества: выполнение работы с наименьшими затратами времени; улучшается организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалифика-ции; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функ-ций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Из фактов и данных, накопленных психологами, практикующими психиатрами и психотерапевтами, возникли новые концепции личности человека. На их основе были созданы новые методы, которые позволили добиться довольно радикальных перемен в индивидуальных характеристиках, в состоянии здоровья людей и даже в заложенных природой способностях и талантах. Неисправимые неудачники добивались успехов на работе, студенты, регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько недель превращались, чуть ли не в отличников. Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались общительными и счастливыми.
Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ, или портрет, самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Но он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе.
А это мнение, в свою очередь, в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы мысленно конструируем образ собственного Я.
Мы всегда будет действовать "подобно" той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Человек, вообразивший себя "типичным неудачником" и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости, что ему "самой судьбой предопределено страдать", непременно обнаружит доказательства, подтверждающие подобную точку зрения.
Представление о самом себе - это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение.
Итак, самоменеджмент:
Краткая схема (карта самоменеджмента):
Для чего?
Составить (предложить) возможный набор целей, задач, внутренних мотивов.
! Они же, в прекрасной возможной перспективе, потенциальные мотиваторы.
В идеале для каждой из них должен быть сформирован, подобран набор соответствующих инструментов – ментальных карт, технологий, техник, практик как для внутреннего, так и внешнего употребления: Основной «тройник»:
А. Кризис – старые приемы, техники, убеждения, концепции не работают;
В. Проявление собственной внутренней линия развития, идентичности, миссии самопознание;
С. Все выше и выше.
Борьба за повышение планки собственных результатов, желание быть лучше, либо(опасный соблазн, надолго уводящий на ложный путь)лучшим.
Подробнее о каждом:
А. Кризис:
1.Ситуации «срыва»:
Фунции организма – понос,головная боль, аллергия, др. психосоматика;
Неудовлетворительные,разрушающие психологические паттерны, реакции - обида, вина, гнев, раздражительность,агрессия
Разрыв отношений, ссоры, нежелание устанавливать и поддерживать контакты, эмоциональная холодность, безразличие;
Увольнения, выговоры опоздания;
Травмы как физические, так и психологические;
Метастабильные проблемные состояния:
2.Отсутствие запланированных (желаемых)результатов:
Не получается.
Не удается сделать:
Не того качества;
Не ценят;
Не дружат;
Не хотят;
Не берут;
3.Не понимаю, в голове не укладывается, не могу сориентироваться, не знаю чего ждать, как поступить, куда бежать;
нежелание будущего:
вообще;
конкретного системного (контекста);
своего собственного в контексте, который в целом представляется приемлемым;
4.Ничего не хочется, апатия депрессия, прокрастинация;
5.Снижение,размытость, неблагополучие самооценки, самоощущения, образа себя.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В.Чувство:
Полноты присутствия в данном контексте, поведении, отношениях, убеждениях и.т.д:
Тождественности себе;
Смысла;
Служения;
Призвания;
Творца;
Слитностис Бытием.
---------------------------------------------------------------------
С.
Образ себя в будущем;
Мечты;
Видение конкретных ступенек;
Внутренняя динамика процесса роста;
Партнерские обязательства:
Характер партнерских отношений;
Конкуренция:
Внешние требования.
Как?
Возможные идеи, ресурсы,альтернативы.
А.Источники, методы:
1. Конкретный пример, образец для подражания (как Васька из 3 подъезда, как Кришнамурти);
2. Учитель,методика - на чью голову перебрасываем вопрос«как?»
3. Экспериментальный поиск методом тыка, старательно и упорно наступая при этом на любимые «грабли» («мы хотим вылечить свой невроз, а не избавиться от него. Ф. Перлз.
4. Экспериментальный поиск по системно выстроенным шкалам с максимизацией обратной связи.
5. Рациональное моделирование, выделение собственных или чужих успешных стратегий, алгоритмов, технологий.
6. Моделирование с использованием трансперсональных практик, ресурсов бессознательного.
7. Художественно – образное освоение проблемы и ресурсов.
8. Спонтанное движение, письмо, живопись, музицирование.
9. Переструктурирование существующего информационного банка. – «перенесение», «опыление», «совмещение» и. пр. существующих методов.
10. Выделение, закрепление, регулярное использование, интеграция собственных эффективных, ресурсных состояний.
11. Коммуникация со стихиями, предками, сверхсознанием, шаманские практики.
В.Основные направления применения методов указанных выше:
1.Формирование зоны ближайшего развития – конкретная, реалистичная, понятная и приемлемая 1 ступенька;
2.Ликвидация наиболее актуальных точек срыва, позитивное преобразование кризисных процессов;
3.Развитие, сортировка,фильтрация социальных связей, партнеров, каналов коммуникации.
4.Совершенствование собственного коммуникативного репертуара, методов прямой и обратной связи.
5.Создание и совершенствование внутренних и внешних систем отслеживающих нежелательную динамику(«пожарная сигнализация»),предотвращение, уменьшение и коррекция «откатов назад», «срывов».
6.Прогнозирование возможных вариантов внутренней и внешней динамики. Создание банка «задач завтрашнего дня». перспективных метанавыков
Самоменеджмент - практическое мышление.
В основе потребности к саморазвитию – практическое мышление. Основные вопросы, в той последовательности, в которой они, как правило, возникают:
1.Что мне сейчас следует делать?
2.Какие есть варианты?
3. К каким результатам приведет каждый из них?
4. Какие результаты для меня важнее?
5.Какие виды действий приятнее и желательнее?
6. Какова вероятность достижения возможных результатов?
7.Каковы затраты сил и других ресурсов на их получение?
8. Возможные опасности или нежелательные побочные последствия?
9.Примерный интервал времени на выполнение?
10.Способ включения в работу- мотиватор, сигнал?
11.Способ выполнения, технология?
12. Способ контроля процесса?
13. Способ контроля результата?
14. Возможная коррекция действий, альтернативные технологии?
15. Условия, при которых включается механизм коррекции.
16. Поведение в случае неудачи?
17.Снятие стресса от неудачи?
18. Предотвращение головокружения от успехов?
19. Награды себе за достижения?
20. Приятные отдаленные последствия полученного результата?
21. Круг людей, которые также заинтересованы в нем, разделят радость от его получения?
22.Знания, способности, инструменты, технологии, навыки полученные или развитые в процессе достижения результата?
23.Заставит ли проделанный выше анализ нас скорректировать набор первоначальных альтернатив (возможных действий), выбор из возможных альтернатив?
24.Какими внутренними ресурсами (личностный потенциал)мы располагаем и какими должны располагать для достижения в будущем желаемого состояния).
25. Из каких составляющих этот потенциал складывается, как он формируется, живет и разивается?
26.Самоанализ и рефлексия(см. ниже).
27.Какую рольв формировании, сохранении и развитии моего потенциала играют окружающие.
28.С кем у меня наиболеее продуктивные ресурсные отношения?
28. С кем наиболее желательно устанавливать и поддерживать отношения в дальнейшем?
29.Какими эти отношения должны быть?
30. Какими качествами я должен обладать, для того, чтобы быть привлекательным партнером, иметь возможность установить именно с нужными людьми и именно те отношения, которые будут для меня наиболее ресурсны? Необходимый набор успешно освоенных ролевых позиций?
31!!!Выше тот порядок, в котором, как правило, возникают данные вопросы. В этом ли порядке должны формироваться на них ответы? Если нет, то в каком?
Основные проблемы и жалобы:
1. Ничего делать не хочется вообще.
2. Я не уверен, что это стоит делать вообще.
3. Хочется делать то, что нельзя.
4. Не хочется делать это именно сейчас.
5. Нет необходимых ресурсов.
6. Нет нужных партнеров,
7. Партнеры недобросовестны
8. Мне с ними не хочется - они меня не достойны, мне неприятно с ними взаимодействовать
9. Я не умею, не знаю как делать.
10. Меня отвлекают – другие дела, мысли, чувства.
ресурсами (личностный потенциал)мы располагаем и какими должны располагать для достижения в будущем желаемого состояния).
25. Из каких составляющих этот потенциал складывается, как он формируется, живет и разивается?
26.Самоанализ и рефлексия(см. ниже).
27.Какую рольв формировании, сохранении и развитии моего потенциала играют окружающие.
28.С кем у меня наиболеее продуктивные ресурсные отношения?
28. С кем наиболее желательно устанавливать и поддерживать отношения в дальнейшем?
29.Какими эти отношения должны быть?
30. Какими качествами я должен обладать, для того, чтобы быть привлекательным партнером, иметь возможность установить именно с нужными людьми и именно те отношения, которые будут для меня наиболее ресурсны? Необходимый набор успешно освоенных ролевых позиций?
31..!!!Выше тот порядок, в котором, как правило, возникают данные вопросы. В этом ли порядке должны формироваться на них ответы? Если нет, то в каком?
Как видим, на уровне индивидуального мышления мы чаще всего начинаем анализ и совершенствование своей жизни с вопросов оперативных, тактических частных и постепенно восходя вверх поднимаемся к вопросам стратегического характера – личностной идентичности, миссии. Причем последний уровень становится, как правило уделом избранных, одиночек. Большинство завершает процесс самоменеджмента на той или иной стадии самоанализа (см. ниже).
На уровне индивида образ желаемого состояния - это чаще всего объект подражания (как папа), мечты (стану космонавтом, балериной) или зависти (не хуже, чем у …)
Как часто наше планирование использует инфантильные стратегии? Как это предотвратить?
Что на индивидуальном уровне будет аналогом современных идей организационного развития - отказ от структур, иерархии, ориентации на стабильность, заботу о материальных ресурсах в пользу креативности, открытости к информационным потокам, ресурсам, принципиальной неопределенности собственного состояния?
Что чаще всего на уровне индивида уводит нас с пути намеченных прекрасных преобразований собственной жизни? Позвонила подружка и пригласила…, плохая погода, нет настроения, интересная передача, неприятности на работе, болезнь близких или собственная, не верю в то, что это получится?
Рациональный самоанализ
Подумайте о самоменеджменте и дайте ответы на следующие вопросы.
Находятся ли в полной гармонии ваш быт, личная жизнь и работа?
Не слишком ли много у вас обязанностей? Раздражаетесь ли вы по мелочам?
Не является ли выполнение рутинной работы попыткой избежать перемен?
Трудно ли вам себя контролировать? Организованный ли вы человек?
Насколько вы подвержены влиянию стрессовой ситуации?
Есть ли у вас вредные привычки?
Автор концепции самоменеджмента, основанной на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности, В.И.Андреев предлагает начинать саморазвитие с определения собственного типа
личности – с самопознания. Для этого предлагается оценить по 9-балльной шкале 18 различных творческих характеристик личности менеджера Причем оценивать себя должен как сам менеджер, так и люди, которые хорошо знают его деловые и человеческие качества. Эти люди (эксперты) должны быть
достаточно образованными, объективными, справедливыми, доброжелательными и в то же время критически настроенными по отношению к тестируемому.
Эффективный тип личности