Тема занятия – «Праздник фонетики».
Цель занятия – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика».
Задачи занятия:
- образовательные:
3 класс: закрепление навыка различения гласных и согласных звуков; закрепление полученных сведений о фонетическом разборе слов;
5 класс: закрепление навыка различения звонких, глухих, сонорных согласных звуков; закрепление навыков определения силь6ой и слабой позиции звука;
- развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся (мышления, памяти, внимания, восприятия);
- развитие коммуникативных качеств учащихся (умения хорошо и красиво говорить, умения слушать другого);
- формирование умения работать в группах малого состава;
- развитие способностей быстро адаптироваться в новой ситуации;
- привитие интереса к предмету;
- воспитательные:
- формирование у учащихся навыков совместной деятельности;
- формирование у учащихся навыков делового общения;
- формирование взаимопомощи учащихся в процессе совместной деятельности.
Ход занятия
| № | Этап занятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| 3 класс | 5 класс | ||||
| Организационный | 4 мин. | Объяснение цели урока. Выбор жюри. | Слушают | ||
| Проверка теоретических знаний учащихся | 15 мин. | Организация совместной деятельности учащихся. Проведение игры «Брейн-ринг» | Соревнование двух команд | ||
| Парная работа | 10 мин | Объяснение заданий на карточках. | Работа в парах по карточкам | ||
| Самостоятельная работа | 10 мин. | Объяснение заданий для самостоятельной работы. | Выполняют задания на карточках индивидуально | ||
| Объяснение нового материала | 2 мин. | Организация деятельности учащихся. Концентрация внимания школьников на новых сведениях. | Слушают | 1 ученик объясняет новый материал, остальные слушают | |
| Закрепление нового материала | 5 мин. | Организация деятельности учащихся. Объяснение учебной задачи. Проведение соревнования. | Соревнование двух команд | ||
| Подведение итогов занятия | 2 мин. | Подведение итогов работы жюри. Оценивание работы учащихся на занятии. | Оценивают свою работу и работу товарищей на занятии |
Конспект занятия
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет необычно, на нем присутствуют ребята двух классов.
- Внимательно послушайте кассету с записью и назовите услышанные звуки (приложение 1). Скажите, какие из услышанных вами звуков будут интересовать нас на занятии? (звуки человеческой речи)
- Послушайте стихотворение С. Ефремова (приложение 2), попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. Итак, тема нашего занятия – «Звуки речи».
- Цель занятия – обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика». Для этого нам необходимо повторить все, что мы знаем о звуках и буквах. Разделитесь на команды и представьте свои команды жюри.
- Мы сыграем в игру «Брейн-ринг». Командам будут задаваться вопросы, они должны ответить на них как можно быстрее. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Приложение 3).
- Итак, мы повторили теоретический материал. А теперь посмотрим, как вы сможете им воспользоваться на практике.
- Прослушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопросы:
- Почему стихотворение так называется?
- Как связано стихотворение с темой нашего занятия?
- Чем отличаются гласные и согласные звуки?
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы различаете гласные и согласные звуки. Для этого необходимо разделиться на пары. Вместе выполняете задание на карточках, помогайте друг другу. (Приложение 5)
- Кто может прочитать ответы на карточках? Остальные слушают и проверяют.
- Вы хорошо справились с заданием. А теперь еще одно задание. Вспомним звонкие и глухие согласные. Каждый будут выполнять задание самостоятельно. Результаты вашей работы проверит жюри. (Приложение 6)
- Для выполнения следующего задания вы снова должны объединиться в команды. Чтобы правильно выполнить задание, вы должны вспомнить еще один удивительный согласный звук [j]? Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Как научиться распознавать звук [j]? (Приложение 7)
- Итак, как нужно распознавать звук [j]? Сейчас мы потренируемся в распознавании этого звука в словах. Каждая команда получает слово, которое нужно разобрать по фонемам. Каждый ученик по очереди выходит к доске и делает свою часть разбора, затем капитан команды комментирует разбор.
- Жюри подводит итоги соревнования на занятии.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового узнали? Что повторили?
- Что удалось при работе на занятии?
- Что понравилось? Что не понравилось?
-
С помощью символов оцените свое настроение на сегодняшнем занятии.
- Спасибо за урок, молодцы.
Приложение 1 (к уроку)
Аудиокассета с записью различных звуков: плеск воды, скрип двери, музыкальный отрывок, стихотворение, мяуканье, звон колокольчика.
Приложение 2 (к уроку)
Звук
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался….звук.
С. Ефремов
Приложение 3 (к уроку)






