II. Разновозрастное занятие по русскому языку для учащихся 3, 5 классов

Тема занятия – «Праздник фонетики».

Цель занятия – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика».

Задачи занятия:

- образовательные:

3 класс: закрепление навыка различения гласных и согласных звуков; закрепление полученных сведений о фонетическом разборе слов;

5 класс: закрепление навыка различения звонких, глухих, сонорных согласных звуков; закрепление навыков определения силь6ой и слабой позиции звука;

- развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей учащихся (мышления, памяти, внимания, восприятия);

- развитие коммуникативных качеств учащихся (умения хорошо и красиво говорить, умения слушать другого);

- формирование умения работать в группах малого состава;

- развитие способностей быстро адаптироваться в новой ситуации;

- привитие интереса к предмету;

- воспитательные:

- формирование у учащихся навыков совместной деятельности;

- формирование у учащихся навыков делового общения;

- формирование взаимопомощи учащихся в процессе совместной деятельности.

Ход занятия

Этап занятия Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
3 класс 5 класс
  Организационный 4 мин. Объяснение цели урока. Выбор жюри. Слушают
  Проверка теоретических знаний учащихся 15 мин. Организация совместной деятельности учащихся. Проведение игры «Брейн-ринг» Соревнование двух команд
  Парная работа 10 мин Объяснение заданий на карточках. Работа в парах по карточкам
  Самостоятельная работа 10 мин. Объяснение заданий для самостоятельной работы. Выполняют задания на карточках индивидуально
  Объяснение нового материала 2 мин. Организация деятельности учащихся. Концентрация внимания школьников на новых сведениях. Слушают 1 ученик объясняет новый материал, остальные слушают
  Закрепление нового материала 5 мин. Организация деятельности учащихся. Объяснение учебной задачи. Проведение соревнования. Соревнование двух команд
  Подведение итогов занятия 2 мин. Подведение итогов работы жюри. Оценивание работы учащихся на занятии. Оценивают свою работу и работу товарищей на занятии

Конспект занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет необычно, на нем присутствуют ребята двух классов.

- Внимательно послушайте кассету с записью и назовите услышанные звуки (приложение 1). Скажите, какие из услышанных вами звуков будут интересовать нас на занятии? (звуки человеческой речи)

- Послушайте стихотворение С. Ефремова (приложение 2), попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. Итак, тема нашего занятия – «Звуки речи».

- Цель занятия – обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика». Для этого нам необходимо повторить все, что мы знаем о звуках и буквах. Разделитесь на команды и представьте свои команды жюри.

- Мы сыграем в игру «Брейн-ринг». Командам будут задаваться вопросы, они должны ответить на них как можно быстрее. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Приложение 3).

- Итак, мы повторили теоретический материал. А теперь посмотрим, как вы сможете им воспользоваться на практике.

- Прослушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопросы:

- Почему стихотворение так называется?

- Как связано стихотворение с темой нашего занятия?

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?

- Сейчас мы проверим, как хорошо вы различаете гласные и согласные звуки. Для этого необходимо разделиться на пары. Вместе выполняете задание на карточках, помогайте друг другу. (Приложение 5)

- Кто может прочитать ответы на карточках? Остальные слушают и проверяют.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь еще одно задание. Вспомним звонкие и глухие согласные. Каждый будут выполнять задание самостоятельно. Результаты вашей работы проверит жюри. (Приложение 6)

- Для выполнения следующего задания вы снова должны объединиться в команды. Чтобы правильно выполнить задание, вы должны вспомнить еще один удивительный согласный звук [j]? Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Как научиться распознавать звук [j]? (Приложение 7)

- Итак, как нужно распознавать звук [j]? Сейчас мы потренируемся в распознавании этого звука в словах. Каждая команда получает слово, которое нужно разобрать по фонемам. Каждый ученик по очереди выходит к доске и делает свою часть разбора, затем капитан команды комментирует разбор.

- Жюри подводит итоги соревнования на занятии.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового узнали? Что повторили?

- Что удалось при работе на занятии?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- С помощью символов оцените свое настроение на сегодняшнем занятии.

- Спасибо за урок, молодцы.

Приложение 1 (к уроку)

Аудиокассета с записью различных звуков: плеск воды, скрип двери, музыкальный отрывок, стихотворение, мяуканье, звон колокольчика.

Приложение 2 (к уроку)

Звук

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит к нам добрался….звук.

С. Ефремов

Приложение 3 (к уроку)




double arrow
Сейчас читают про: