Некоторые аспекты психологии

Н.В. Ермолина

Уже к 5 - 5,5 годам формируется фундамент личности и ее психическое здоровье. То, что закладывается до 5 лет, закладывается прочно. И воспитание до этого возраста должно быть согласно с врожденной индивидуальностью ребенка, развивающим заложенные в каждом возможности. Если принять за 100% уровень умственного развития 18-20-летнего человека, то 20% его имеет уже ребенок в 1 год, 50% — 4-летний ребенок, 60% — 6-летний. Л. Н. Толстой убежденно отвечал: «...от пятилетнего ребенка до меня — только шаг».

Итак, человек индивидуален, сложен с рождения и своеобразен. С появлением ребенка встает вопрос о его воспитании. Именно воспитание дает ключ к адаптации в нашей жизни и к формированию гармоничной личности. Но надо сказать, что воспитание ребенка должно начаться еще до его рождения. Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы будущая мама была здоровой. Природа дает женщине в этот ответственный период дополнительные ресурсы физических сил и выносливость. Слабая женщина становится крепче, физически инфантильная — расцветает. Помогать природе, а не препятствовать ей — задача будущей матери. Ей следует отказаться от чего-то привычного, изменить в чем-то прежний образ жизни. Одежда, прогулки, режим, сон, питание должны быть подчинены будущему материнству. Если женщина готовит себя к беременности морально и физически, старается избегать отрицательных эмоций, живет по режиму, активно и много гуляет, то вероятность рождения здорового ребенка больше. Если будущая мать вовремя ест, гуляет и ложится спать — плод воспринимает строгий ритм сна и бодрствования. Ребенка от неорганизованной матери уже в роддоме вынуждены переучивать и в какой-то мере приучать к режиму.

Как известно, организм ребенка формируется в первые 3-4 месяца внутриутробного развития. Если же беременная перенесла в это время грипп, краснуху или какие-то инфекционные заболевания, то возможно проявление врожденных аномалий развития (это те отклонения в развитии, которые не препятствуют жизни и росту организма, но дают возможность задуматься о какой-либо болезни ребенка). Аномалии развития: может быть независимая форма зрачков, разная окраска радужной оболочки глаз, нарушение формы черепа, уплощения затылка, широкая переносица, выступающая верхняя и нижняя челюсти, оттопыренные уши, короткая уздечка языка, измененное твердое небо, деформация грудной клетки, поперечная борозда на ладони, искривление пальцев кистей и стоп. Если есть внешние аномалии, то нельзя исключить и внутренние, которые могут сказаться на интеллекте, слухе, зрении и т.д.

Не только перенесенные инфекции матери играют роль в формировании нервной системы ребенка (а в результате и его характера). Это и другие антенатальные факторы (т.е. те, которые сложились до момента зачатия, до начала родов): заболевания женской половой сферы, длительное бесплодие; нежелательная беременность; пол ребенка, который не соответствует ожиданиям родителей; наличие при беременности выраженного эмоционального стресса или невротического состояния, нередко с расстройством сна; угроза самопроизвольного выкидыша; токсикоза как 1-й, так и 2-й половины беременности, — все это нарушает обмен веществ у матери и ведет к повреждению функциональных систем плода.

Говоря о наследственных влияниях, нельзя не сказать о влиянии генетической природы на формирование ряда патологических характеров. С определенного возраста, чаще со школьного, нередко и раньше, в ребенке выявляются агрессивность, патологическая лживость, взрывчатость, неустойчивость эмоций. Женщина, завернув в одеяльце крохотного сына, буквально бежала от жестокого, с садистскими наклонностями мужа. И что же со временем видит? Ее ребенок — копия отец как внешне, так и чертами характера. В этих случаях, конечно, требуется лечение у невропатолога или психиатра. Но это крайний случай. Упоминание о наследственности необходимо, чтобы подчеркнуть, что тезис о новорожденном, как о белом листе бумаги, т.е. изначально безликом, — несостоятелен. Генетическая предрасположенность — факт, с которым следует считаться в воспитании. Иногда мать жалуется на приеме у врача: «Ему нет и года, но не я руковожу им, а он мной. Он стал тверд и упрям, настойчив, как дед». Это подчеркивает наследственную обусловленность особенностей ребенка, поскольку целенаправленное воспитание позволяет, как отмечал советский психиатр Кербиков О.В., смягчить, «депсихопатизировать» отрицательные черты характера.

Человек индивидуален, сложен, своеобразен, С рождения ребенка возникает проблема его воспитания, а именно: человек может иметь генетически обусловленную гиперстеническую конституцию. Он среднего роста, широкоплечий, круглоголовый. Как правило, при такой конституции он генетически скорее энергичный, упрямый, напористый. Человек астенической конституции, т.е. высокий, узкоплечий, узкогрудый, с широким лбом и узким подбородком, склонен к рассудочности, но нередко и мечтатель, витающий в облаках, истощаемый. Нормостеническая конституция — средний вариант. Генетическая программа физического развития при всех трех типах конституции реализуется неуклонно, но психические тенденции, в зависимости от воспитания, могут получить развитие или не получить его.

Так же врожденно разделение людей на «мыслительный» и «художественный» типы. По Павлову И. П., базируется это разделение на преобладании левополушарных функций головного мозга у первых, правополушарных функций у вторых. С раннего возраста «левополушарные» — менее эмоциональны, более прямолинейны, в вопросах всегда докапываются до сути. Они бывают серьезными, тяготеют к взрослым разговорам, не жалуют шумные веселые компании и игры; они охотнее увлекаются техникой, электронными игрушками, склонны к математике, физике; часто увлекаются шахматами. Про таких чаще говорят, что у них мужская логика, мужской стиль мышления. Если это девочки, они думают, как мальчишки, ведут себя по-мальчишески. В жизни это практичные, деловые люди. Из них вырастают хорошие организаторы. «Правополушарные» рано начинают тянуться к красивому, к многообразию живой природы. Им легче и интереснее наблюдать за полетом мотылька, чем сидеть над книгой. Такие дети впечатлительны, тоньше воспринимают интонацию, настроение. Они непосредственны, веселы, шумны, наивны; но часто после веселья любят уединяться, чаще задумываются. «Правополушарные» преуспевают в гуманитарных науках. И вот здесь встает вопрос о воспитании. Воспитывать их нужно (чтоб избежать нервности) так, чтобы оба полушария головного мозга развивались, дополняя друг друга, не подавляя природных задатков, чтобы эмоциональное и интеллектуальное было в единстве, чтобы «правополушарный» мальчик не оказался человеком «не от мира сего», а «левополушарная» девочка не оказалась бы «синим чулком».

Но все-таки ведущую роль в натуре человека играет темперамент. Темперамент в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей». Термин введен Гиппократом в V-IV вв. до нашей эры, он же выделил 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Занимаясь изучением темперамента, Гален во II в., Кант в XVIII в., Вундт в XIX в., И. П. Павлов в XX в., И. П. Павлов объяснил природу темперамента и указал, что в основе его лежат свойства нервной системы, а именно: 1 — сила процессов возбуж­дения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток; 2 — уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения; 3 — подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Эти три свойства уравновешивают организм с окружающей средой. Павлов И.П. выделил 4 типа нервной системы: 1) сильный, неуравновешенный, «с преобладанием силы процесса возбуждения» (соответствует холерическому темперамен­ту, по Гиппократу); 2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент); 3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматический); 4) слабый (меланхолический).

Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы.

Представление о темпераменте, как о генетически закрепленных стилях поведения, повышающих шансы общества на выживание, подкрепляется биологической наукой этологией, изучающей поведение животных в естественных условиях. Доказано, что в ходе эволюции у них формировались наиболее эффективные формы поведения, которые обеспечивали выживание каждого индивидуально. Отмечена, например, генетическая обусловленность поведения самцов, когда ради спасения самок и детенышей они вступали в борьбу с более сильными животными, хищниками, хотя могли спастись бегством. Так же доказано разделение на лидеров со сниженным инстинктом самосохранения и на тех, кто идет за лидерами, с повышенным инстинктом самосохранения.

Все качества человека полярны, это всегда один из двух крайних вариантов или усредненный: гиперстеническая конституция — широкоплечие люди, астеническая — узкоплечие; нормо-стеническая конституция — среднее между ними. Высокие, низкорослые и среднего роста, быстрые, медлительные и средние по темпу и скорости; интровертные (замкнутые), экстравертные (общительные) и амбивертные (средние), лево- и правополушарные, завоеватели и исследователи и т.д. Для выживания были необходимы разные люди. Общество с одинаковыми данными имело бы меньше шансов выжить. Вот рождались и рождаются на свет настойчивые и покладистые, говоруны и молчуны, широкоплечие, коренастые, тонкие, ловкие, и люди, относящиеся к усредненному варианту. Так сложились индивидуальные стили приспособления и соответствующие им качества, — это такие темпераменты, как холерический, флегматический и сангвинический. Меланхолический темперамент, которому свойственна слабость, торможение без приспособительного смысла, апатичность, пессимистичность, — больше относится к психопатологии, в данном случае рассмотрено не будет.

Рассмотрим типы темпераментов.

Холерический — человек такого темперамента неутомим, он наделен могучим энергетическим потенциалом, он борец по природе. Если такого человека в детстве не «перевоспитали», то он настойчив, целеустремлен, неудержим. Он идет по пути, не сворачивая и не уступая, добивается своей вершины любой ценой. У него все можно. Это человек одной страсти, одной любви, идеал. Холерик верит в свою силу и потому не ведает страха. Породив его борцом, природа мудро притупила в нем инстинкт самосохранения. Холерик побеждает силой, натиском и смелостью. Он нужен таким роду, племени, ему свойственно понятие «человек — танк». Родители, воспитывая ребенка, учитывают его темперамент, не ломают его, а мудро направляют врожденные особенности, чтобы он был бы и в меру гибким, компромиссным, сдержанным и, безусловно, гуманным.

Человек флегматического темперамента медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нем есть сила, рассчитанная на поспешность. Он еще более неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорный характер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. У него сильная воля — воля трудолюбивого, та, с которой при неудачах без лишних слов, эмоций вновь и вновь действуют. Флегматик, дойдет до вершины, но не надрываясь, рассчитывая свои силы. Преграды он точит, как капля камень. От борьбы он уходит (если возможно), уступая место холерикам и сангвиникам. Чтобы вывести его из терпения, нужны большие усилия. Но если он взрывается, то гнев его страшен, но это редкость. Чаще, если его допекают, он молча и навсегда уходит. Свои решения он не меняет. Радость и горе переживает долго, затаенно. И он тоже однолюб, как и холерик, уверен, что устоит, преодолеет, он замкнут. Природа предназначила его для будничной оседлой жизни. Это «пахарь». Флегматик выживал, служа опорой другим. Он оказывался уязвимее при угрозе, но его спасал обостренный инстинкт самосохранения. Осторожный, рассудочный, он никогда не рисковал. Способен семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. С ним надежно, но нелегко, ибо молчаливость может восприниматься как бесчувственность. Ребенок — флегматик — тихоня, соня. Родителей (если они не флегматики) безмерно раздражает его медлительность, однако он из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».

Человек сангвинического характера быстр, он мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия там, где скорость, темп, где стремительны и круты повороты, где счет идет на секунды. Работа горит у него в руках. Его характер формируется по темпераменту. Преграду он перепрыгнет или обойдет, потому что гибок и компромиссен, не «лезет на рожон». Жизненные узлы он развяжет мигом. Думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Эмоционально гибок, легко переключается со смеха на слезы, одна эмоция сменяется другой, долго он не печалится.

Он увлекается многим, находит, теряет и снова находит, любит, забывает, вспыхивает, как солома, но быстро гаснет.

Он общителен, найдет общий язык и с холериком, и с флегматиком. Природа и предназначила ему быть между ними. С ним крайнее становится цельным и гармоничным. Сангвиник знает себе цену, верит в себя. Он все успевает и мгновенно на все реагирует. Но если холерик пренебрегает опасностью, то сангвиник уверен, что успеет ускользнуть. Он и выжил благодаря быстроте и ловкости. Оптимистом, общительным и быстрым — таким он нужен обществу. С ним нелегко и трудно, поскольку за ним не уследить. Ему не сидится на месте. В детстве — это, заводила, живчик.

Таковы 3 врожденных стиля приспособления, три темперамента. Однако «чистые» темпераменты встречаются относительно редко. У холерика могут быть черты сангвиничности или флегматичности и т.д., но основа однозначна, темперамент природен, он — натура человека, должен лечь в основу формирующегося характера.

Подавление темперамента — это частая причина, одно из основных звеньев в развитии неврозов у детей. Современный человек привык подавлять эмоции и свой темперамент. Современный век — век жестоких рамок общепринятого «хорошего тона».

За подавление эмоций человек XX в. платит ростом психосоматических болезней.

Исследования в области причин неврозов (и в частности у детей) ведутся уже давно. Еще в 30-е годы Фрейд указал на роль конфликта (между «хочу» и «нельзя»), нарушающего нормальное развитие личности. Невроз, по Фрейду, возврат незрелого или больного индивида назад, в детство, к наиболее трудным для него этапам инфантильного сексуального развития. Регрессия возникает на почве неспособности человека-невротика противостоять трудностям жизни, о чем и свидетельствует его бегв прошлое, в детство.

Далее Адлер (ученик Фрейда) положил начало неофрейдизму. По Адлеру, каждому человеку присуще стремление к власти, могуществу. Но наличие психофизической неполноценности, неблагоприятные социальные факторы обостряют у индивида чувство неуверенности в себе. «Уход в болезнь» с целью достижения власти, хотя бы над ближними, а также для завоевания внимания и для сокрытия своей неполноценности — и есть невроз (по Адлеру).

По мнению Horney, источником невротизации является «исходняя, или базальная тревога», возникающая у ребенка от дефицита родительской любви. Окружающий мир, полный опасностей, надвигается на него, и чувство тревоги и страха толкает ребенка на путь поиска покровительства, защиты. Салливан тоже видит истоки невроза в условиях жизни раннего детства индивида от того, кто был у колыбели (самоотверженная или, напротив, эгоистичная, деспотичная, стабильная или невротичная мать). Взрослый приобретает новый опыт, но ядро фиксированного в детстве стиля поведения (недоверчивость, агрессия, беспокойство, страх) сохраняются на всю жизнь. Eysenk рассматривает невротическое поведение как неадекватные условные рефлексы, привычки, заученные формы поведения. Невротическое поведение — неправильное при­способление, анормальное, алогичное. Любой здравомыслящий человек способен корректировать свое поведение с учетом изменяющейся ситуации, может отказаться от иррационального, вредного. Невротик же, несмотря на неблагоприятный опыт, продолжает упорно придерживаться неоправдавшего себя поведения.

Выдающимся вкладом в изучение проблем причин неврозов стали работы И.П.Павлова. Труды Павлова зиждятся на фундаменте материалистов русской науки — И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Е. Введинского, В.М. Бехтерева и являются результатом 20-летнего опыта объективного изучения высшей нервной деятельности. Было установлено, что в основе неврозов лежит срыв («ошибка») основных процессов нервной деятельности, каковыми являются возбуждение и торможение. При нарушении правильного взаимодействия этих двух процессов, согласно Павлову, развиваются своеобразные состояния. При относительно легких поражениях тормозного процесса нервная система реагирует почти одинаково на сильные и слабые раздражители (уравнительная фаза). При более выраженных нарушениях сильные раздражители вызывают слабый ответ (парадоксальная фаза). Возможна еще и ультрапарадоксальная фаза, когда на те или иные воздействия, вызывающие обычные торможения нервной деятельности, можно получить реакцию возбуждения. Павловым доказано, что эти процессы в значительной степени обуславливаются и определенными типами нервной системы в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности основных двух процессов — торможения и возбуждения.

Далее неврозами занимался В.Н. Мясищев. Невроз (по Мясищеву) — «психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значительными для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности».

Чаще всего невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительности, которая их не удовлетворяет. Характеризуя невроз как нарушения системы отношений личности, Мясищев указывает: «Достаточно взглянуть на любое глубокое переживание личности, чтобы убедиться в том, что в основе переживаний лежат взаимоотношения человека с различными сторонами окружающего, что болезненные переживания являются лишь следствием нарушенных взаимоотношений. Потеря места, клевета, измена супруга, неудачи в достижении цели и т.п. являются источником болезненного переживания лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности».

В современных работах А.М. Вейна, А.Д. Соловьевой (1981 г.) подчеркивается мягкость и обратимость поражений в коре головного мозга и подкорковых структурах (т.е. функциональное расстройство в нервной системе) в отличие от других, более грубых расстройств мозга (с нарушением вещества самого мозга) при иных заболеваниях нервной системы (менингиты, травматические поражения, опухоли и т.д.).

Особое место в развитии неврозов у детей занимают аномалии воспитания в семье. Актуальность этой проблемы подчеркивается в работах Г.Н. Пивоваровой, А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, находивших нарушения в семейных взаимоотношениях у 87-90% детей, страдающих неврозами.

В настоящее время выделяют следующие типы неправильного воспитания, ведущие к повышению нервозности у ребенка:

Первичное неприятие. В отношениях людей огромную роль играют неосознаваемые мотивы. В отношении детей и родителей — это любовь или отсутствие любви к ребенку и есть неприятие.

Не любить ребенка противоестественно. В этом нельзя признаться даже самому себе. И человек подавляет в себе осознание этого факта, а отсюда и не осознаются и причины неприятия. Неприятие может быть первичным, когда рождение ребенка было нежелательным (в ситуациях, когда не планировали его появление, хотели «пожить для себя», беременность была причиной брака, в период беременности женщина развелась с мужчиной).

Вторичное неприятие — когда ребенок, уже родившийся, чем-то сильно разочаровал родителей: появилась девочка вместо мальчика, или ребенок разительно непохож на родителей. При неприятии родителям часто не до ребенка, на него постоянно не хватает времени, до него не доходят руки. Его передоверяют бабушкам или кладут в больницу (якобы хорошо подлечиться), ежегодно отправляют в лагеря или санатории. Ребенок воспринимает все это однозначно: мама и папа недовольны им, хотят хоть на время от него избавиться. Неблагоприятные последствия от неприятия ребенка могут быть трех видов: в первом случае ребенка сурово контролируют, жестоко наказывают и он живет в условиях строгого режима, тогда темперамент ребенка подавляется полностью. Природные черты ребенка раздражают родителей и они «лепят» его полностью по своему усмотрению; в другом случае к ребенку относятся истерично, протестно и он растет в атмосфере нескончаемых претензий. Тогда подавляются одни черты темперамента (чаще альтруистические) и соответственно заостряются другие — эгоцентричные, агрессивные. Заострение одних черт темперамента при подавлении других размывает приспособительную суть темперамента и характера. Так упорство холерика перерождается в пагубное упрямство, живость сангвиника — в настойчивость, неспешность флегматика — в пассивность; в третьем случае, наиболее частом, на ребенка не обращают внимания, устраняются от его воспитания. Здесь темперамент будто не подавляется. Но это же, как отсутствие воспитания, — тоже воспитание. Дурные влияния при безнадзорности тоже воспитывают. Не ощущая внимания, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным. Неприятие ребенка приводит, в конце концов, к неприятию родителей. Возникает взаимное отчуждение.

Второй тип неправильного воспитания — гиперсоциальное. Встречается более часто. Ребенка ждут, отвергания нет. Он появ­ляется и завоевывает сердца всех. Здесь дело в ориентации родителей. Это «правильные» люди. Читают и пунктуально выполняют рекомендации по «идеальному» воспитанию. Ребенка на 1-м году не берут на руки, кормят строго по часам, укладывают спать, когда ему хочется играть. Далее с ним занимаются, несмотря на его полное нежелание заниматься именно этим, именно в это время. Все в жизни регламентировано, разделено на белое и черное. Культивируется педантизм и чрезмерная пунктуальность.

Похвала воспитателя в саду — для родителя высшее достижение, порицание — катастрофа. Отметка в школе — самоцель, «удовлетворительно» — трагедия для родителей.

Гиперсоциальный ребенок живет как робот, как автомат. Эмоционально сдержан, поскольку эмоции подавлялись с рождения, т.к. эмоциональная сдержанность считалась у родителей признаком хорошего тона, а проявление эмоций — чем-то постыдным. При таком виде воспитания особенно подавляется сангвинический темперамент. У холериков и флегматиков заостряются черты упорства, трудолюбия. Остальное сходит на нет. А в итоге формируется тревожно-мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям или к неврозу, когда они терпят неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительное — третий тип неправильного воспитания. Возникает тогда, когда с рождением ребенка возникает и тревога за него, за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия, ребенка любят исступленно, не в радость ему и себе. Любовь превращается в страх потери, чаще бывает в семье, где единственный ребенок, или часто болеющий или поздний ребенок. Характерно это и для тех родителей, когда обычное заболевание, травмы вызывают панику. Аппетит ребенка становится чрезвычайной заботой для всей семьи, ночью встают по многу раз, чтобы «послушать, как он дышит», поправить одеяло. При таком воспитании ребенка не выпускают из квартиры одного, его встречают и провожают, переводят через улицу, по которой не ходит транспорт, просто «на всякий случай». Ему тревожно заглядывают в глаза, задают тревожные вопросы. Ребенок запуган, рано становится мнительным, робким, неуверенным в себе.

Эгоцентрическое воспитание — бывает в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего, когда ребенку, часто единственному и доморощенному, навязывают мысль о себе, как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни».

Окружающие интересы игнорируются, приносятся в жертву. Прихоти удовлетворяются немедленно, нет ограничений, режима, понятия «нельзя». Тогда у холерика обостряется агрессивность, упорство трансформируется в упрямство. У сангвиника быстрота переходит в заторможенность, острословие - в болтливость, подвижность - в суетливость. У флегматика медлительность переходит в пассивность, упорство - в упрямство, целеустремленность - в ригидную (неподатливую) требовательность. И в любом случае неправильного воспитания подавляется социальная сущность темперамента - альтруизм.

Далее необходимо рассмотреть периоды формирования личности ребенка, памятуя о том, что невроз - это и есть болезнь развития личности. На важность знания этапов формирования личности указывали и наши, и зарубежные врачи, психологи, педагоги (В.М.Бехтерев, В.В.Ковалев, Н.М.Аксарина, Гизел, Баллон и др.). В основу периодизации этапов положено формирование самооценки и системы межперсональных отношений (Гарбузов, Захаров, Исаев. Неврозы у детей и их лечение. М., 1977. С. 25).

1-й период — с 1,5 до 5 месяцев жизни. Возникает «Реакция оживления» на общение со взрослыми. Улыбка, вскидывание рук, движения ногами - это психомоторные проявления положительных эмоций, первые попытки общения. Уже с 2-3 месяцев ребенок протестует против пассивного положения в постели, кричит в постели, спокоен на руках, т.к. первостепенная потребность его (кроме биологических потребностей) в психическом развитии зависит от его активности и количества поступающей информации. На 4-м месяце жизни гуление переходит в лепет и наступает «предречевой период», когда общение приобретает характер «переклички» между взрослым и ребенком. С 1 до 6 месяцев - у ребенка уже можно отметить психомоторные проявления, которые соответствуют страху или гневу. С этого времени и наблюдается реакция невротического типа на испуг. С 5 месяцев дитя узнает близких ему людей, реагирует на чужих, различает тех, кто к нему обращается: улыбается ласковому голосу, на строгий отвечает гримасой обиды. В этом периоде закладываются важные впоследствии основы взаимоотношений в системе мать - дитя.

Во 2-м периоде (6-12 месяцев) бурно развивается моторика ребенка. Вначале он ползает, затем встает, ходит. В движениях ребенка, энергичных или осторожных, в его действиях (прием пищи, манипуляции с игрушкой, реагирование) отчетливо прослеживаются особенности темперамента, сохраняющиеся в последующие периоды жизни. Ребенок изучает взрослого — его лицо, речь, жесты, поведение, настроение. Он требует к себе внимания. В 7 месяцев ребенок ползает, лепечет, садится, встает - и все это для того, чтобы не терять ни минуты без общения. Он ищет радость в этом общении. И если его насильно кормят или моют, он отворачивается, протестует. В этом «не хочу!» начало формирования «Я». И игнорирование желаний ребенка, нетерпеливая властность сверхрешительных родителей, насилие и грубость в этом возрасте подготавливают возникновение нарушений в системе мать и дитя, взрослые и ребенок, дают начало формированию преневротического характера.

В этом периоде ребенок адекватно реагирует на настроение матери, он улавливает множество тонких и сложных оттенков ее переживаний. И испытывая страх, смятение, горе, нестабильность, неуверенность в себе, а тем более невротическая мать может способствовать формированию тревожности, неуверенности и нестабильности в характере ребенка.

На 1-м году при ощущении неприятия со стороны матери закладываются основы недоверия к окружающему, страхи, неуверенность. С 8 до 12 месяцев совершенствуется речь, используя к 1 году 7-17 необходимых для общения слов-обращений, обозначений, требований. Начинается период игр-общений: «догоню-догоню», «ку-ку» и др., по просьбе взрослого находит игрушку, выполняет поручение, усваивает смысл важнейших понятий, формирующих поведение и волю - «можно» и «нельзя», радуется похвале и огорчается порицанию. В этом возрасте - первый опыт общения со сверстниками, но пока это игра не друг с другом, а рядом друг с другом. И при отсутствии должного контроля со стороны взрослых общение со сверстниками может принести невосполнимый ущерб системе отношений: конфликтует, отнимает игрушки, возникает взаимная боязнь и ощущение неуверенности и страха. Конечно, годовалый ребенок очень привязан к матери. Он повышенно боязлив, поскольку понимает больше, чем умеет. Возможно, именно страх ограничивает его способность передвигаться. Он пошел и оробел. То же самое и у детенышей животных. Они бегают, но лишь около матери. Инстинкт самосохранения предписывает им не удаляться.

Рассмотрим психотравмирующие ситуации ребенка 1-го года жизни, которые могут привести к неврозу.

1. Отрыв от матери блокирует потребность в неразрывном контакте. Бывает это: а) при направлении ребенка в ясли без соблюдения правил подготовки к нормальной адаптации в новой среде, без учета особенностей ребенка и его взаимоотношений с матерью. Многие наблюдения позволяют утверждать, что причина многих простудных заболеваний, функциональные нарушения дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, частые инфекционные болезни у детей, с раннего возраста посещающих ясли, сад, — это психогенный фактор, а инфекция только включает подготовительный механизм заболевания; б) при помещении ребенка одного в больницу. Госпитализация — это стресс, это психологическая драма для всей семьи. Многие ученые утверждают, что пребывание ребенка без матери в идеальных условиях первоклассной больницы (даже детей старших возрастных групп) отрицательно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии. Типичные реакции ребенка — протест, отказ, отчаяние, «мнимая» примиренность. В больнице нередко у детей впервые появляются или обостряются ранее наметившиеся сосание пальцев, обкусывание ногтей, выдергивание волос.

2. Острые соматические заболевания — например отит — заболевание уха. Острая боль нарушает сон, бодрствование, кормление. И все манипуляции по лечению — тоже психическая травма на 1-м году жизни.

3. Частая причина невротической реакции ребенка 1-го года - испуг (при громком звуке, крике, при падении, ударе по тельцу ребенка).

3-й период развития ребенка — с 1 года до 2 лет. Это период развития фразовой речи — показателя нормального интеллектуального развития ребенка. К концу этого периода ребенок должен использовать до 300 слов и среди них — 70 глаголов, что подчеркивает его динамичность и роль моторики в развитии. Речь увеличивает возможность приспособления и с этим — уверенность и самостоятельность. Ребенок отрывается от матери, становится более смелым, получив возможность высказать просьбу, пожаловаться, спросить, где мама. В плане развития системы общения этот отрезок времени очень важен в семье. Ребенок ревнует мать к взрослым, к детям (чужим и к сестрам с братьями в семье). Формируется свое «Я».

4-й период с 21 до 30 месяцев (до 2,5 лет) — период развития отношений со сверстниками. Дети играют друг с другом. Возникает эмоционально насыщенное, первостепенной важности общение. Это очень важный период. И искусственная изоляция в это время при тревожной опеке неприятно осложняет общение на следующем этапе, положит начало невротической деформации системы отношений личности. Дети очень довольны в этот период индивидуальной игрой, если она проходит со сверстниками. Совместно со взрослыми строят, роют песок, помогают друг другу, учатся уступать, не обижать, не отнимать игрушки, т.е. учатся сотрудничать. К году ребенок различает 15 лиц. К 2 годам узнает несколько десятков лиц. В игре осваивает до 100 слов в месяц. Учится не только говорить, но и слушать. В игре уже проявляется самолюбие, чувство собственного достоинства. Выявляются симпатии и антипатии, привязанности, соревнование, ревность. В этом периоде выявляются ведущие характеристики личности как самооценка, эмоциональная основа личности.

5-й возрастной период (с 2,5 до 4 лет) — ключевой узловой в развитии личности. Имеет общепринятое наименование как «период упрямства, негативизма, оппозиции». Ребенок уже сознательно взаимодействует с окружающей средой, выявляет свои возможности. В этот период просматривается все человеческие добродетели и пороки. Ребенок может быть двуличным, хитрить. Он начинает понимать, каким ему следует казаться, оставаясь таким, какой он есть на самом деле. У него не все на языке, что на уме, есть своя, вполне осознаваемая внутренняя жизнь.

В 3 года проявляется такое сложное переживание, как стыд. Ребенок осознает добро и зло; познает сострадание. Воспитание в этом возрасте по типу неприятия ведет к преувеличению роли и масштаба неудач, усугубляя неуверенность, занижая самооценку. Эгоистическое воспитание, напротив, приуменьшает масштаб неудач, преувеличивает роль побед, искажая самооценку. Следует подчеркнуть, что в этот период могут наблюдаться элементы тревожности, что дает путь к возникновению сменного и своеобразного невротического состояния, как невроз навязчивых состояний.

Психотравмирующие ситуации периодов развития:

1. Отрыв от матери ребенка неподготовленного, фиксирован­ного на семье в ясли, сад, санаторий, больницу, к бабушке или к родственникам. Есть и другие формы непринятия ребенка и переживания им эмоционального стресса: а) дефицит любви со стороны матери (если она больше времени уделяет мужу, работе или др. интересам); б) наличие отчима или других детей. Данная ситуация очень своеобразна. Ребенок от первого брака — постоянное напоминание отчиму о том, что он пришел в семью, уже имеющую свою историю, а матери — об умершем, или хуже того, ушедшем из семьи первом супруге. Ситуация обостряется, когда мать, демонстрируя отчиму объективность отношения к своему ребенку, подчеркнуто с ним строга и требовательна. Положение усугубляется, когда ребенок встречается со своим отцом или родителями отца, открывающими глаза ребенка на то, что мать его забыла, что он лишний...

Ревность старших детей к младшим и наоборот — проблема, вышедшая за рамки разумной детской эгоистичности. Ревность старшего к новорожденному обусловлена недостаточной или неправильной подготовкой его к появлению второго ребенка в семье, а больше того, агрессивность старшего часто провоцируется заявлением: «Вот подожди, эгоист, появится у тебя братик, будешь вести себя по-другому». Надо помнить родителям, что ребенка это травмирует, он становится тревожным, как следствие — агрессивным.

2. Часто психической травмой у боязливых и интровертных детей является не только госпитализация, но и амбулаторное медицинское обследование, лечение и процедуры — пункция гайморовых пазух, удаление аденоидов, стоматологические процедуры без предварительной подготовки — лекарственной и психотерапевтической.

3. В этих периодах частое потрясение бывает у искусственно изолированного от природы и испытывающего страх перед ней ребенка: встреча с животными, насекомыми, домашней птицей. Собака, обнюхавшая ребенка, угрожающее поведение козла, столкновение с лошадью — частая причина тиков, заиканий, недержания мочи.

4. Пугающее поведение взрослых: драки, ссоры, необычная реакция пьяного человека.

5. В ряде случаев невроз в таком возрасте начинается у детей эгоцентричных, инфантильных, боязливых, попавших в угрожающую ситуацию: падение в люк, не смог найти выхода из подвала, Травма, ущемление пальцев дверью, ожог, кровотечение; угроза асфиксии — тонет, не может выбраться из шкафа.

6. Конфликт между родителями ребенок воспринимает как угрозу семье. Уход отца воспринимается со страхом и ощущением вины, что отец ушел из-за его (ребенка) неправильного поведения.

7. В ряде случаев истерический невроз развивается у детей, воспитанных эгоцентрически, главой в семье, домашним тираном (при отсутствии отца). И если возникала угроза появления отчима или младшего ребенка — дети реагировали истерией.

6-й период (от 4 до 7 лет) — «период застенчивости». Ребенок начинает осознавать всю сменность мира и ограничение своих возможностей. Если в период упрямства он вырывался из рук матери, то теперь он не отпускает ее руку, кончилось упоение первыми успехами. Ребенок не столько демонстрирует свои возможности, сколько присматривается к другим — интенсивное обучение рациональным формам действия.

К 5-6 годам глаз человека окончательно формируется как орган зрения, ребенок уже способен длительно заниматься делами, требующими зрительного сосредоточения и тонкой моторики: рисовать, лепить, вышивать. 6-й период — время бурного формирования личности, подготовки к школе. Теперь все зависит от соотно­шения хорошего и плохого в нем. Гете писал: «Ничего не может изгладить первых впечатлений детства». Ребенок на 6-м году жизни нередко понимает взрослых людей больше, чем они его, и страдает от их непонимания. А родители на вопрос «каков ваш ребенок по характеру?» зачастую не могут ответить. Вот предлагаемый перечень вопросов, ответ на которые поможет родителям составить представление о своем ребенке.

Ребенок настойчив, упорен, упрям, неустойчив, прямолинеен? Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают? Он неприхотлив, если упал — встает сам, помощи не ищет, не жалуется, чем труднее, тем настойчивее идет к цели? Это все так, если у ребенка холерический темперамент.

Ребенок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, домосед, предпочитает игры в одиночку, все переживает в себе, тихоня, его не видно и не слышно? Он терпелив, обстоятелен, осторожен, миролюбив, покладист? У него флегматический темперамент.

Ребенок быстр, активен, подвижен, расторопен, ориентируется и приспосабливается мгновенно, везде чувствует себя как дома, говорлив? Он выдумщик, заводила, успевает все сделать? Он сангвиник. Это надо знать, чтобы правильно воспитывать.

Ребенок уверен в себе? Пользуется авторитетом у сверстников? С ним охотно дружат? Тяготеет он к сверстникам или к младшим детям? Он добр, отзывчив? Ему присущи чувство стыда и совестливость? Или же ребенок назойлив, эгоистичен, никогда не признает своих ошибок? Он оптимист или нытик? Все ли умеет и знает, что положено в его возрасте? Естественно, это схема. Она должна помочь в оценке темперамента и характера ребенка.

Надо знать, что к 7 годам ребенок способен ставить перед собой достижимые цели, анализировать свой и чужой опыт, твердо усваивать основные требования морали, правила поведения. К 7 годам при неправильном воспитании заканчивается формирование преневротического характера. Далее лишь усиливаются черты бурно формирующейся личности.

Основные потребности ребенка в этот возрастной период:

1) потребность в полной любящей семье, которая реализует его стремление быть любимым, необходимым; потребность в понимании и принятии его не только как ребенка, но и личности;

2) потребность в интеллектуальном развитии (показ, подражание, обучение и т.д.). В связи с этим большую роль играет отец;

3) потребность в эмоциональном развитии — здесь большую роль играет мать; потребность в автономности, самостоятельности, в развитии своих волевых качеств; потребность в познании окружающего мира при активном участии отца и матери; Потребность в достижении успеха в условиях соревнования; потребность в общении со сверстниками.

Удовлетворение этих потребностей обеспечивает нормальный уровень развития всех черт личности, ее стабильность, психическое здоровье, гармоничное развитие.

7-й возрастной период (от 7 до 8 лет) — «период адаптации в массовой школе». Поступление в школу — всегда стресс, естественный рубеж между детством и отрочеством, экзамен адекватности дошкольного развития, индикатор всех недостатков и достоинств воспитания. Наиболее патогенными для первоклассника являются ситуации конфликта с учительницей, затруднения в усвоении программы.

8-й возрастной период (9-11 лет) — адаптация личности в коллективе.

Ученик уже имеет дело со сформировавшимся общественным мнением в классе, элементами требовательности друг к другу, возникновением групповых норм поведения, поступки обсуждаются, им дается оценка. Формируются отношения личность — коллектив.

9-й возрастной период (от 11-до 14 лет) — период «подросткового самоутверждения». Одна из главных особенностей периода — контрастность тенденций. А столкновение этих тенденций и стремлений приводит к внутреннему конфликту, когда потребность в престиже и самоутверждении приводит к стремлению занять более высокий статус среди сверстников, но застенчивость и неуверенность, неверие в свои силы тормозят эту тенденцию; подросток может быть одновременно и агрессивным, и болтливым, стремиться к автономности и независимости, но будет несамостоятельным, испытывает страх перед реальностью и будет более зависимым, чем в детстве.

Возникает ситуация, когда подросток, подобно начинающему водителю машины, одновременно нажимает на педали газа и тормоза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: