Нервно-психические нарушения, встречающиеся у учащихся школы

Астапов В.М.

Как уже отмечалось, в школе могут обучаться дети без клинически выраженных форм психических отклонений. Мы остановимся только на некоторых из них, попытаемся раскрыть особенности поведения детей с нервно-психическими нарушениями, что даст педагогу возможность осуществлять индивидуальный подход, способствующий лучшей адаптации таких учащихся в школе.

Эпилепсия — заболевание, характеризующееся припадками с выключением сознания и подергиванием различных групп мышц. В настоящее время эпилепсия может диагностироваться не столько при наличии судорожных припадков, сколько на основании специфических изменений личности больного — таких, как чрезмерный и болезненный педантизм, аккуратность, камерность эмоций, хмурый фон настроения и др.

Подавляющее число больных эпилепсией — это обычные люди, в характере которых лишь несколько гипертрофированы те свойства личности, которые имеются у большинства здоровых людей.

В детском возрасте большинство детей с судорожными припадками — это дети, перенесшие органические поражения головного мозга вследствие тяжелой беременности, патологических родов матери и заболеваний ребенка в первые годы его жизни.

Если эпилепсия не приводит к умственной отсталости, то такие дети учатся в массовой школе. При частых припадках их переводят на индивидуальное обучение:

Учатся они, как правило, успешно. Они усидчивы, добросовестны, исполнительны, трудолюбивы и дисциплинированны. Однако порой эти черты выражаются у них чрезмерно.

Нарушают школьную адаптацию детей и подростков, страдающих этим заболеванием, не столько припадки, сколько присущие этим детям повышенная конфликтность, обидчивость и мстительность. Поэтому необходимо стремиться не провоцировать эту конфликтность, стараться успокоить такого ребенка. Это зависит во многом от одноклассников: иногда они обижаются на таких детей, посмеиваются над ними. Этого нельзя допускать, так как такие дети очень ранимы, способны долго и мучительно переживать реальные и мнимые обиды.

Иногда при эпилепсии нарушается память, но это случается редко и компенсируется педантичностью и аккуратностью.

Если в классе ребенок с эпилепсией, то педагогу необходимо знать, что нужно делать, если у ребенка на занятиях возник эпилептический припадок. Во-первых, нужно положить его на бок, вложить в рот какой-нибудь твердый предмет, чтобы он не прикусил язык, расстегнуть воротник у рубашки. Обязательно нужно следить, чтобы ребенок не ударился головой. Обычно после припадка эти дети долго спят, и мешать им не нужно. Следует перенести ребенка в учительскую или в медпункт, затем отправить домой в сопровождении взрослого.

Педагог должен помнить, что детей, больных эпилепсией, надо оберегать от ушибов головы, поэтому они не должны играть в хоккей, футбол, заниматься различными видами борьбы, боксом и другими видами спорта, при которых неминуемы ушибы головы. Таким детям не следует употреблять много жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуждающее, они не должны находиться на жаре или в духоте. Если ребенок пришел на урок в дурном настроении, его лучше не спрашивать, следует подождать, пока настроение его не выровняется. В выполнении этих рекомендаций большая роль принадлежит педагогам.

Шизофрения — особая душевная болезнь, проявления которой самые разнообразные: бред, болезненные фантазии, отсутствие тяги к общению, снижение половой активности.

Начальным периодом детской шизофрении является детский аутизм; причины происхождения этого синдрома ряд исследователей видят во внутриутробном поражении нервной системы. Аутизм является основным образованием, во многом определяющим клинико-психологическую структуру этой аномалии развития. Он проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, в уходе в себя, в свой внутренний мир. Слабость контактов либо их отсутствие наблюдается по отношению, как к близким, так и к сверстникам. Аутичный ребенок, будучи дома с родителями или в детском коллективе, большую часть времени ведет себя так, как будто он находится один: играет один, нередко разговаривает сам с собой, тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих. Обращает на себя внимание отсутствие эмоциональной заинтересованности в окружающей обстановке. Нередко холодность и безразличие даже к своим родителям сочетаются с повышенной ранимостью, пугливостью, болезненной чувствительностью к малейшим замечаниям. Как показывают исследования, страхи у аутичных детей занимают ведущее место в формировании их поведения. Аутичные страхи искажают, деформируют предметность окружающего мира.

Важно отметить, что интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего аутизма. Такие дети нередко имеют хорошие умственные способности, однако в их интеллектуальной деятельности нарушена целенаправленность, есть затруднения в кон­центрации внимания, пресыщаемость. Игры, фантазии, интересы и интеллектуальная деятельность в целом далеки от реальной ситуации. Дети годами играют в одну и ту же игру, рисуют одни и те же рисунки. Аутичность отчетливо проявляется и в речи таких детей. Для них характерно неупотребление личных местоимений, присутствует речь о себе во втором или третьем лице. При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству.

Как в игре, так и поведении в целом обращает на себя внимание плохая моторика, неловкость произвольных движений.

В некоторых случаях дети, страдающие аутизмом, вообще не учатся, другие занимаются по программе вспомогательной школы, третьи — их подавляющее большинство — посещают массовую школу. От учителей и одноклассников зависит, как такой ребенок будет заниматься в школе: если он будет в центре нездорового внимания, когда одноклассники будут посмеиваться над его чудачествами, то он не сможет посещать школу. Ребенок еще в большей степени будет замыкаться в себе, конфликтовать с детьми, а это только усилит его симптоматику. Напротив, бережное, доброжелательное отношение к такому школьнику, разумное чередование похвал и требований, стремление опираться только на здоровые компоненты его психики помогут ему постепенно войти в нормальной учебный процесс и со временем не уступать в учебе сверстникам.

Как уже отмечалось, главным симптомом этого заболевания является нарушение контактности. Поэтому педагогу необходимо делать все возможное, чтобы уменьшить дефицит общения таких детей. Им нужно давать посильные задания, помогающие улучшить контактность, привлекать к коллективной деятельности.

Невроз — функциональные заболевания нервной системы, вызванные нарушением основных нервных процессов возбуждения и торможения. Это расстройство лежит на границе нормы и патологии. Основными причинами неврозов являются психические травмы. Неврозы — это болезненные формы реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их называют психогенными патологическими реакциями.

Болезненное действие психической травмы во многом определяется возрастом ребенка и индивидуальными особенностями нервной системы. В разном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем меньше ребенок, тем меньшая психическая травма может вызвать у него срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный гудок автомобиля или поезда и т. п. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть помещение ребенка в ясли, детский сад, госпитализация в больницу. У детей постарше большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности: распад семьи, смерть близких, школьные неудачи и т. д.

Особенно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети, которые перенесли ослабляющие нервную систему заболевания, со слабым типом нервной системы и т. д.

Основными невротическими проявлениями у детей являются психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи, заикание (логоневроз).

Психогенные шоковые реакции возникают при острых психических травмах. У детей раннего возраста они могут наблюдаться и при безобидных факторах — при неожиданном резком звуке, крике и т. п. Проявляются психогенные шоковые реакции резким психическим страхом, расстройствами сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным метанием на месте, попыткой куда-то бежать или, наоборот, психомоторной заторможенностью (двигательный ступор). Частым проявлением такой реакции бывает мутизм с последующим заиканием.

Неврастения возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерной умственной или физической нагрузкой. К неврастении приводят непосильные занятия, особенно в тех случаях, когда ребенок наряду с обычными школьными нагрузками имеет добавочные: изучает иностранный язык, занимается в музыкальной школе, различных кружках и т. п. Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудача в школе); в наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное соматическое заболевание.

Проявляется неврастения в форме неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости. Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются головные боли, вялость, сонливость, пассивность, капризность, нередко психомоторная расторможенность; в других случаях, наоборот, вялость, истощаемость, пугливость, робость. Нередко у детей могут быть выражены лишь какие-то отдельные симптомы неврастении: головные боли, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности и т. д.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, так как повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда же в результате неправильного воспитания (запугивание детей) или психической травматизации страхи приобретают упорный характер. При этом может меняться поведение ребенка. Он начинает бояться темноты, не может находиться один в помещении, боится новых людей. У маленьких детей часто возникают ночные страхи, которые могут иметь затяжное течение.

Проявлением невроза страха являются беспокойство ребенка о своем будущем, боязнь умереть или потерять своих близких. Обычно эти страхи развиваются у детей с тревожно-мнительным складом характера.

Такие дети отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Педагог должен обращать внимание на то, как ребенок предпочитает отвечать — с места или у доски. Ответ у доски у таких детей является напряженной ситуацией и заметно отражается на качестве их ответа. Так как характерным свойством тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше такого ученика спрашивать в середине урока.

Кроме того, учителю необходимо отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицание — они для них очень значимы.

Для выработки у такого ребенка уверенности в себе педагогу необходимо создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, чтобы он поверил в свои силы. Его нельзя торопить с ответом, надо давать время подумать. Самое важное — повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок раньше делать что-то не умел, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое отношение было не только в классе, но и дома.

Единство требований окажет тревожным и неуверенным в себе детям неоценимую помощь.

Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом случае говорят о навязчивых страхах (фобиях).

Одним из частых неврозов у детей является невроз навязчивых состояний. Навязчивое состояние чаще развивается у детей в возрасте 10—14 лет, но может возникать и значительно раньше — в возрасте 2,5—4 лет. Характерными для детского возраста является навязчивая боязнь острых предметов (фобия), открытых пространств (агорафобия), сказочных явлений, смерти, темноты, школьных ситуаций, боязнь заражения.

Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с истерическим развитием (эгоцентричных, капризных, требующих к себе внимания, астеничных, ослабленных после болезни, утомляемых, нерешительных). Эти дети уже в раннем возрасте нередко отличаются боязнью всего нового, немотивированными страхами. В школьном возрасте у них выявляется повышенная мнительность, боязнь заразиться, заболеть. Нередко навязчивые действия носят характер защитных реакций, которые в своем происхождении связаны с навязчивыми страхами. Навязчивые действия всегда вторичны, они являются как бы защитой от возможного несчастья.

Частым проявлением неодолимых влечений у детей является онанизм, или мастурбация. В подростковом возрасте онанизм может расцениваться как проявление саморегуляции половой функции. В соответствии с этим для патологической мастурбации характерны следующие признаки:

· начало до периода полового созревания;

· частота и систематичность мастурбационных актов;

· сочетание ее с другими патологическими формами удовлетворения половых потребностей;

· формирование ранней гетеросексуальной направленности.

Истинная мастурбация у маленьких детей встречается редко (до 9 лет — не более чем у 10% детей). С началом подросткового и особенно в юношеском возрасте мастурбация становится почти типичным явлением. У подростков, ранее прибегавших только к физическому онанизму, иногда возникает состояние психического онанизма, вплоть до появления оргазма в результате игры воображения.

Онанизм чаще всего возникает у детей, имеющих повышенную возбудимость, ограничение психомоторной активности и частое физическое наказание, принуждение к еде, психологическое влияние сверстников и взрослых (нахождение детей в одной постели со взрослыми, чрезмерные ласкания, качание на ноге и др., физические раздражения генитальной области (тугая одежда, воспаление, зуд)., недостаток родительского тепла и др.

Педагог, заметивший ребенка за попытками онанизма, должен не ругать и стыдить ребенка при всех, а стараться поближе узнать его, уделить ему внимание, разобраться в причинах этого явления и не спешить сообщать родителям, так как дома ребенок может быть наказан физически. Если даже доверие ребенка к педагогу не изменит нежелательных действий, то необходимо рекомендовать родителям посещение врача совместно с ребенком.

Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо излишних движений (или тиков): шмыгание носом, частое моргание, гримасничание, различные движения рукой, плечом и т. п. Они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением. Однако они вновь появляются и усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т. п.

В некоторых случаях навязчивы движения принимают характер защитных реакций. Дети говорят себе:

«Если это я не сделаю, то случится что-то плохое». Эта форма невроза навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению.

Довольно частым проявлением невроза у детей является ночное недержание мочи (энурез). Он наблюдается у детей очень часто. Однако о невротическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичные невротические наслоения в результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно если его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей. В дальнейшем все это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом, однако, энурез исчезает, как правило, и без лечения.

К частым проявлениям неврозов относится логоневроз, или заикание. Причинами невротического заикания чаще всего являются острые психические травмы (испуг, внезапные изменения привычного жизненного стереотипа — помещение ребенка в больницу и т. п.). Предрасполагающими условиями для возникновения за­икания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, ослабление организма в результате различных заболеваний, ошибок воспитания, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к его собственной речи и др. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В этих случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При невротическом заикании ребенок обнаруживает (сразу или через некоторое время) характерную реакцию на свой дефект. Эта реакция зависит от возраста, в котором наступает заикание, а также от особенностей его высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у него усиливаются вегетативно-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.

Характерным признаком невротического заикания является логофобия (страх речи). Логофобия выражена в основном в школьном возрасте. Появление логофобии резко утяжеляет течение заикания, способствует невротическому развитию личности. Невротическое заикание обычно сопровождается и другими проявлениями в виде повышенной возбудимости, нарушений сна, иногда ночного недержания мочи, тиков и т.д.

К невротическим формам речевых расстройств относятся мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) может возникнуть после острой, тяжелой психической травмы. В этих случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое же происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия внешней среды. В этих случаях мутизм всегда имеет определенную избирательность и направленность. Ребенок не разговаривает с определенным человеком из-за чувства обиды на него, желания ему отом­стить и т. д. Иногда ребенок перестает разговаривать только со взрослыми. Считается, что в основе такого мутизм а лежит стремление ребенка освободиться от трудной для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек мутизм возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Предрасполагающими факторами возникновения мутизма являются остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка.

Продолжительность мутизма может быть кратковременной (один-два дня) и затяжной (иногда до нескольких лет). В последнем случае необходимо обследование ребенка у детского психиатра. Мутизм может быть одним из первых признаков психических заболеваний (в частности, детской шизофрении), а также проявлением истерических реакций.

В лечении неврозов, помимо специальных методов, имеет большое значение создание охранительного режима, устранение психотравмирующей ситуации, оздоровление отношений в семье и классном коллективе. Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении. Нередки случаи, когда детей с мутизмом высмеивают, пугают, унижают. Могут вызвать к доске и не отпускать до тех пор, пока не заговорит. Все это только ожесточает ребенка, усугубляет его состояние.

Особенно нужно быть деликатным и осторожным в отношении детей слишком чувствительных, обидчивых, легкоранимых — в силу своих индивидуальных свойств они предрасположены к невротическим расстройствам и к реакциям протеста.

Исключить невроз можно, если в каждом школьном коллективе и в каждой семье люди будут щадить друг друга, будут разумно строить свои взаимоотношения.

Кроме того, важную роль в профилактике неврозов играет также исключение пьянства, так как подавляющее большинство детей становятся невротиками из-за скандалов и ссор, виновниками которых являются родители.

Очень важно стараться устранить психотравмирующие ситуации в школе, ибо различные психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальной дезадаптации. Педагог должен быть терпимым, понимающим и внимательным к своим ученикам, должен уважать в ребенке чувство собственного достоинства, не унижать его....

Психопатии не являются заболеваниями в собственном смысле этого слова. Психопатии — это неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах. Развитию психопатий может способствовать врожденная или приобретенная в раннем детстве неполноценность центральной нервной системы и неблагоприятные психогенные ситуации и социальные воздействия. Особенно большое значение при этом имеют дефекты воспитания.

Таким образом, в развитии психопатий имеют значение как биологические, так и социальные факторы. Однако биологические факторы не имеют предопределенного значения в развитии всех свойств и особенно­стей личности, они проявляют свое патологическое воздействие лишь на определенной социальной основе. Тяжесть и степень психопатического развития личности во многом будут зависеть от того, в каких условиях происходит ее развитие. При благоприятных микросоциальных условиях и правильном воспитании, характерологические особенности ребенка могут не получить своего развития и устойчиво скомпенсироваться. Психопатии не имеют характера текущего болезненного процесса, они — результат неправильного воспитания.

При психопатиях нередко отмечается дисгармоничное развитие отдельных психических функции. Чаще психопатии проявляются в особенностях характера и поведения. Эти особенности мешают приспособиться к окружающей среде, они тотальны и определяют весь психический облик личности, отличаются большой стойкостью и малой обратимостью.

Тормозимые психопатии. Основными признаками тормозимых психопатий являются застенчивость, боязливость, робость. Такие лица не могут себя самоутвердить в обществе, так как их повышенная ранимость, мнительность, нерешительность в значительной степени препятствуют этому. Нередко уже небольшие изменения в жизненной ситуации могут приводить к невротическим срывам. Часто у них бывают выражены навязчивые сомнения, опасения, мудрствование. Им трудно принять какое-либо решение, иногда даже по несущественному вопросу. Это приводит к длительным бесплодным размышлениям. Повышенная мнительность приводит к тревожным переживаниям по незначительным поводам.

У школьников могут возникать трудности с обучением из-за боязни отвечать у доски, страха перед педагогом, появлением в классе новых лиц. Такие дети с трудом вживаются в новый коллектив, тяжело переживают неуспехи, нередко замыкаются из-за пониженной потребности в общении, держатся в стороне от других детей, тяготятся жизнью в коллективе.

К тормозимым психопатиям относится и шизоидная психопатия.

Эти больные, как правило, тонко чувствующие, легкоранимые и одновременно эмоционально бедные натуры, «холодные аристократы», деспоты, нередко формально образцовые по поведению. У них доминируют три группы черт характера. С одной стороны, робость, нерешительность, аффективная холодность, с другой — обостренная чувствительность, возбудимость, нервность.

На третьем месте стоят такие черты, как повышенная внушаемость, податливость, благодушие. Особенности развития детей с шизоидной психопатией проявляются уже в дошкольном возрасте. У одних отмечается чрезвычайная впечатлительность, боязнь всего нового, другие — двигательно беспокойны, третьи — вялы и пассивны. Но как правило, все они необщительны, отгорожены от своих сверстников, предпочитают общение со взрослыми, проявляют интерес к отвлеченным темам, склонны к резонерству.

В дошкольном возрасте отчетливо проявляется дисгармоничность в развитии: у них наряду с ускоренным умственным развитием отмечается недоразвитие моторики; они моторно неловки, неуклюжи. Отмечается своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы: одни из них эмоционально холодны, другие чрезмерно привязаны к кому-либо. Вялость эмоций обнаруживается довольно рано. У этих детей нет потребности в активном общении с другими детьми, нет стремления к практической деятельности. Это в дальнейшем тормозит развитие их моторики. Такие дети непосредственные формы общения заменяют вопросами и рассуждениями на отвлеченные темы.

Аутизм и педантизм подростка с шизоидной психопатией сменяются холодной вычурностью, сентиментальностью юноши и превращаются в сухость взрослых.

«Возбудимые» психопатии. Характерными особенностями этой формы являются повышенная раздражительность, склонность к агрессии. Это нередко является причиной правонарушений и привлечения их к уголовной ответственности. Подобные особенности характера и поведения этих детей приводят к частым конфликтам с окружающими и служат причиной нарушения социальной адаптации: они Трудны и порой нетерпимы в школе и семье.

Особенности развития таких детей проявляются с раннего возраста. Для них характерны двигательная расторможенность, немотивированная крикливость, беспокойный сон. В дошкольном возрасте у них выражены драчливость, неумение ладить с детьми, неуступчивость. Довольно рано, уже в дошкольном возрасте проявляются повышенные примитивные влечения, упрямство, склонность к аффективным вспышкам. Важной особенностью такого ребенка является неумение ладить с коллективом, включаться в игру. Эти особенности характера и поведения детей приводят, к значительным затруднениям обучения в школе: они, как правило, не выполняют школьных заданий, не подчиняются учителям, вступают в конфликты с ними и с товарищами. Такие дети иногда убегают из дому, прогуливают занятия, нередко попадают под дурное влияние правонарушителей, использующих их в своих целях.

У детей с возбудимой психопатией, как правило, нет внутреннего отношения к ситуации, они не учитывают ее, отсутствуют дистантные отношения со взрослыми, они недостаточно осознают свои поступки и действия. Интеллектуальное развитие обычно не нарушено, но, продуктивность обучения бывает невысокой из-за отсутствия сосредоточенности, неумения преодолевать препятствия, несобранности.

Эмоции их поверхностны, поэтому у таких детей редко отмечаются длительные привязанности, они не переживают свои неудачи. Нетерпимость их к порядку, требовательности взрослых приводит часто к тому, что они делают не то, что от них требуют, а то, что они хотят, что приводит к конфликтам дома и в школе.

Истерическая психопатия. Основным проявлением истерической психопатии является эгоцентризм, т. е. стремление быть в центре общества, событий, обращать на себя внимание окружающих. Эти дети очень впечатлительны, субъективны и произвольны в оценке явлений действительности. Однако их впечатлительность касается главным образом объектов их повышенного внимания. Они представляют себя очень утонченными, художественными натурами, которым приходится общаться с грубыми, невежественными людьми. Часто психика их отличается инфантильностью, незрелостью. Для них характерен легкий переход от восторженности к нигилизму в оценке людей. Эмоционально очень подвижны, нередко бывают бурные проявления эмоций (истерики), очень внушаемы и самовнушаемы.

Дети с истероидными чертами характера эгоцентричны, постоянно стремятся быть в центре внимания, переживают, если на них не обращают внимания. Уже в дошкольном возрасте возникают трудности в поведении: они капризны, раздражительны, стремятся командовать сверстниками, склонны к истерическим реакциям — падают на пол, плачут, стучат ногами об пол, иногда бьются головой об стену, добиваясь своего. Весьма характерным является сочетание полноценного интеллекта с выраженным эгоцентризмом и инфантильным поведением. Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены на своих переживаниях и своих интересах.

Лечение детей с психопатическими чертами развития сводится в основном к коррекционно-педагогической работе с ними, которую следует начинать как можно раньше. Прежде всего нужно рассказать родителям о необходимости создания нормального и спокойного микроклимата в семье. При обучении детей необходимо настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий, которые вначале должны быть облегченными, а потом постепенно усложняться. При работе с такими детьми следует проявлять максимум терпения и такта.

Большое значение имеет включение в воспитательные мероприятия таких видов работ, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки и действия. Такие дети никогда не должны выходить из поля зрения педагога. При работе с ними крайне опасна педагогическая запущенность, так как она значительно затрудняет дальнейшую с ними работу.

Большое значение следует придавать всем видам труда, так как на занятиях по труду легче организовать детей, выявить и выработать у них интерес к определенной деятельности и этим увлечь их. Работа педагога должна строиться в тесном контакте с родителями, важно выработать единый к ним подход. Истерические черты характера нередко формируются у детей в семьях, где родители не только не противодействуют их капризам, но и потакают им. Нередко родители сами развивают у детей черты эгоцентризма, внушая им превосходство над другими детьми, рассуждая с посторонними о необычайной одаренности, душевной тонкости своих детей, во всем проявляя гиперопеку над ними. Педагогу следует убедить родителей отказаться от такой воспитательной тактики.

От психопатий нужно отличать психопатоподобные расстройства вследствие сотрясений мозга и многих других органических причин. Психопатии также нужно разграничивать и с патологическими формированиями характера, которые развиваются под влиянием хронических неврозов и грубых дефектов воспитания.

Однако, поставить правильный диагноз, разобраться в том, что же у ребенка—психопатия, отдельные психопатические свойства характера, патологическое формирование личности или психопатоподобные расстройства — может только специалист (психоневролог, психиатр).

Патологическое формирование характера чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте или начинается в этот период.

Как пишет известный детский психиатр М. И. Буянов, основными вариантами патологического формирования характера являются следующие:

1) патохарактерологическое формирование личности вследствие уродливого воспитания, пребывания в длительной психотравмирующей ситуации и т. д.;

2) невротическое формирование характера как этап затянувшегося невроза;

3) патологическое формирование характера вследствие обостренного переживания физических дефектов и уродств и связанных с ними ограниченных контактов, изоляцией от здоровых сверстников, чувства своей неполноценности и т. д.

Патологическое формирование характера называется еще и психогенным, так как оно возникает вследствие самых разнообразных психогенных воздействий: конфликтов, неправильного воспитания, психических потрясений и др. На формирование характера большое влияние оказывает родительская любовь: все ее излишества и крайности плохи, но особенно ужасны те последствия, когда родительской любви вообще не существует. Часто взрослые удивляются, откуда берутся дети и подростки с уродливым характером, когда они живут хорошо и родители вроде благополучные. Однако часто за этим благополучием лежит нелюбовь к детям, невнимание к их духовному миру, невыполнение родительских обязанностей, нарушение межличностных отношений и пр.

Таким образом, чаще всего причиной патологического формирования характера являются дефекты воспитания.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными ее признаками являются повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения. Минимальная мозговая дисфункция выявляется у 5—12% детей школьного возраста.

Причины и механизмы развития минимальной мозговой дисфункции остаются до конца невыясненными. Выдвигаются гипотезы о роли органического и генетического фактора, биохимической дисфункции, педагогической запущенности в происхождении данного синдрома.

Минимальная мозговая дисфункция чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых недель жизни у детей, у которых в дальнейшем формируется ММД, присутствует повышенная возбудимость и двигательное беспокойство. С первых же недель отмечается нарушение сна и снижение аппетита, наблюдается повышение мышечного тонуса. Все эти нарушения отличаются изменчивостью и непостоянством. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни.

В возрасте от одного года до трех лет ведущим в клинической картине бывает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение аппетита, слабая прибавка, веса, расстройство сна. Дети плохо засыпают вечером, сон бывает поверхностным, дети часто просыпаются и при этом кричат. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к двигательной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

В школьном возрасте дети с ММД испытывают трудности в усвоении навыков письма, чтения и счета. Моторная неловкость сочетается с недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры.

Могут иметь место различные проявления задержки психического развития. Дети не обнаруживают готовности к обучению в школе. Они не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Детям свойственны низкая работоспособность и склонность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении главным образом из-за замедления темпа психической деятельности, нарушения памяти и внимания, излишней подвижности, недоразвития произвольной целенаправленной деятельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются проявления дислексии и дисграфии. Дети испытывают трудности при необходимости адаптироваться к новым условиям. При изменениях привычного жизненного стереотипа у них возникают состояния дезадаптации и невротические расстройства.

В периоды возрастных кризисов часто выявляются или усиливаются психопатологические нарушения.

Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий. Клиническая симптоматика ММД видоизменяется в зависимости от этапа возрастного развития. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте ведущее место занимают расстройства поведения и специфические трудности обучения.

Практика показывает, что таким дошкольникам взрослые не всегда уделяют должное внимание. Отчасти это объясняется тем, что вся симптоматика становится явной с того момента, когда дети с малыми мозговыми поражениями начинают испытывать трудности в процессе обучения в школе. К этому времени симптомы легкой мозговой недостаточности утяжеляются за счет вторичных нарушений, обусловленных неправильным воспитанием и реакцией ребенка на свою несостоятельность.

К концу урока и на последних уроках нарушается концентрация внимания из-за наступающего истощения.

При двигательных расстройствах в виде нарушения тонкой моторики рук и координации движений делается акцент на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ребенка к участию в различных видах деятельности.

Дети, страдающие ММД, с нормальным интеллектом я отсутствием выраженного отставания в психическом развитии учатся, как правило, в массовой школе. Однако они требуют постоянно медико-педагогической коррекции. При выраженных речевых нарушениях дети должны быть помещены в речевую школу, где коррекция речевых нарушений является основным методом лечения.

В практике школьного обучения чаще всего приходится сталкиваться с пограничными состояниями указанных изменений. Можно говорить о микроструктурных изменениях, которые находятся на пороге функциональной дисфункции. Это проявляется при первичном обследовании детей, поступающих в 1-й класс. Такие дети, как правило, допускают ошибки в пространственной ориентации, неправильно употребляют падежные окончания, неправильно ставят ударение. Отмечаются трудности объема восприятия как зрительной, так и слуховой сферы при сохранной речевой функции. Такие микронарушения в дальнейшем в процессе нарастания учебной информации приводят к снижению темпа работы с классом, к затруднениям усвоения математики, в обучении чтению и письму.

Наиболее типичными ошибками являются пропуск гласных, сокращение структуры слова, слитное написание предлогов и др. В дальнейшем, если отсутствует коррекционная работа, такие дети попадают в разряд отстающих. Они теряют положительный мотив к обучению, испытывают дискомфортность как в классе, так и дома.

Во 2-м и 3-м классах при резком увеличении учебной нагрузки дети часто отказываются выполнять домашние задания и самостоятельные работы. Если вовремя не скорректировать учебную деятельность таких учащихся, то они попадают в группу «трудных».

В школьном возрасте даже дети с компенсированными случаями ММД должны находиться под постоянным контролем с целью предупреждений возможных отклонений в поведении, которые могут привести к антисоциальным поступкам.

В особую группу следует выделить детей, требующих индивидуального подхода, — это дети-левши. Изучение частоты распределения леворукости среди здоровых детей и подростков Москвы позволили выделить довольно большой процент леворуких. Леворукость особенно часто встречается среди детей дошкольного и младшего школьного возраста (около 12%) '. К 14—15 годам число леворуких снижается на 4—5%, а к 16—17 годам совпадает с величиной (3,4%), полученной при обследовании взрослых. Причем леворукость у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек.

Сам процесс переучивания для леворукого ребенка связан с большими трудностями, которые особенно выражены в первый год обучения в школе, т. е. в период значительной нагрузки на двигательный анализатор при выполнении дифференцированных моторных навыков. В психике ребенка могут появиться ранее не свойственные ему особенности: повышенная утомляемость, снижение-работоспособности, вялость, головные боли, ухудшение ночного сна, учащаются капризность, раздражительность, вспыльчивость.

Отсутствие успехов и непонимание окружающих в. школе могут привести к тому, что у переучиваемого леворукого школьника пропадает желание учиться. В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических расстройств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: