С.А. Еремеенкова
В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии»С.Л.Рубинштейн, ссылаясь на исследования таких ученых, как П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др. указывает на необходимость изучения движений как основы деятельности. При этом критически отмечает: «для многих стало само собой разумеющимся, что движения лежат вне сферы психологии, ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний».
Такая отрасль как клиническая психология дает возможность экспериментального изучения влияния дефицита моторной сферы на развитие личности. В частности, моделью для исследования является заболевание ДЦП (детский церебральный паралич).
На протяжении 2-х лет, в я/с № 65 г. Минска для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мною, под руководством профессора Т.В. Сенько, изучалась проблема влияния моторных нарушений на целенаправленность деятельности в дошкольном возрасте. Наблюдение проводилось за 10-ю детьми подготовительной группы и 1-го класса с диагнозом ДЦП. Они же участвовали в экспериментах.
|
|
Для исследования целенаправленности действия использовалась адаптированная к нашим условиям методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной. Детям предлагалось нарисовать точно такой же домик, как на образце. В результате оценивались следующие переменные, и изучался характер связи между 13 и 1—12:
1) возраст, 2) темп работы, 3) внимание, 4) уверенность в своих действиях, 5) ориентировка на образец (способность к воспроизведению), 6) произвольное изображение дополнительных деталей, 7) отсутствие некоторых деталей, 8) обратная связь (сверяется ли с образцом), 9) четко обозначенное окончание действия, 10) критичность (замечает ли свои недоработки), 11) самооценка (нравится ли своя работа), 12) целенаправленность (изображение объекта или манипулирование карандашом и бумагой), 13) степень поражения моторики рук.
Статистическая обработка производилась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. В результате было выявлено наличие:
- слабой прямопропорциональной связи между моторикой и возрастом (Рху=0,321), при р=5%. Испытуемые распределились так, что у младших детей были более грубые нарушения моторики;
- слабой обратнопропорциональной связи между моторикой и темпом выполнения задания (Рху=-0,264), при р=5%. Чем значительнее нарушение моторики, тем медленнее темп исполнения;
- умеренной прямопропорциональной связи между моторикой и ориентировкой на образец (Рху=0,62б), при р=1%. Дети со значительным поражением моторики рук ориентировались на образец, а дети с незначительным — нет;
- сильной прямопропорциональной связи между моторикой и произвольным изображением дополнительных деталей (Рху=0, 758), при р==1%. При значительном нарушении моторики, дети выявляют тенденцию изображать дополнительные детали;
|
|
- сильной прямопропорциональной связи между моторикой и критичностью (Рху= 0, 758), при р=1%. При значительном нарушении моторики, дети замечают свои недоработки. При незначительном — нет;
- умеренной прямопропорциональной связи между моторикой и целенаправленностью (Рху^О.бЗб), при р=1%. При значительном нарушении моторики — целенаправленное изображение объекта. При незначительном — манипулирование письменными принадлежностями.
Статистически значимой связи между степенью поражения моторики рук и остальными переменными обнаружено не было.
Таким образом, эмпирическое исследование позволяет говорить о наличии такой характеристики как целенаправленность у детей со значительными затруднениями при осуществлении моторных актов, то есть сам по себе внешний план деятельности не блокирует плана внутреннего. Однако при наличии ориентировки на образец и критичности, могут отсутствовать такие характеристики, как обратная связь и четкое обозначение окончания действия, что значительно снижает успешность, продуктивность деятельности, приводит к ошибкам. Последние недостатки, отчасти, могут быть вызваны неустойчивостью внимания.
Выводы. Звуковая среда, система звуковой коммуникации человека, несмотря на слабые по мощности параметры, благодаря своим резонансным механизмам воздействия и кумуляционному эффекту является мощным фактором развития интегральной индивидуальности. Регуляторная функция звуковой среды значительно больше, чем принято считать. Эволюция в музыке и речи, так называемая мода на имена, по всей вероятности есть проявления самоорганизации человеческого общества как сложной системы, его адаптации к изменениям в природной и социальной среде.