Влияние степени моторики на целенаправленность действия дошкольников с ДЦП

С.А. Еремеенкова

В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии»С.Л.Рубинштейн, ссылаясь на исследования таких ученых, как П.К.Ано­хин, Н.А.Бернштейн и др. указывает на необходимость изучения дви­жений как основы деятельности. При этом критически отмечает: «для многих стало само собой разумеющимся, что движения лежат вне сферы психологии, ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний».

Такая отрасль как клиническая психология дает возможность экспе­риментального изучения влияния дефицита моторной сферы на разви­тие личности. В частности, моделью для исследования является забо­левание ДЦП (детский церебральный паралич).

На протяжении 2-х лет, в я/с № 65 г. Минска для детей с нарушени­ями опорно-двигательного аппарата, мною, под руководством профес­сора Т.В. Сенько, изучалась проблема влияния моторных нарушений на целенаправленность деятельности в дошкольном возрасте. Наблюдение проводилось за 10-ю детьми подготовительной группы и 1-го класса с диагнозом ДЦП. Они же участвовали в экспериментах.

Для исследования целенаправленности действия использовалась адап­тированная к нашим условиям методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной. Детям предлагалось нарисовать точно такой же домик, как на образце. В результате оценивались следующие переменные, и изучался характер связи между 13 и 1—12:

1) возраст, 2) темп работы, 3) внимание, 4) уверенность в своих действиях, 5) ориентировка на образец (способность к воспроизведе­нию), 6) произвольное изображение дополнительных деталей, 7) от­сутствие некоторых деталей, 8) обратная связь (сверяется ли с образ­цом), 9) четко обозначенное окончание действия, 10) критичность (за­мечает ли свои недоработки), 11) самооценка (нравится ли своя рабо­та), 12) целенаправленность (изображение объекта или манипулирова­ние карандашом и бумагой), 13) степень поражения моторики рук.

Статистическая обработка производилась с помощью метода ранго­вой корреляции Спирмена. В результате было выявлено наличие:

- слабой прямопропорциональной связи между моторикой и возрас­том (Рху=0,321), при р=5%. Испытуемые распределились так, что у младших детей были более грубые нарушения моторики;

- слабой обратнопропорциональной связи между моторикой и тем­пом выполнения задания (Рху=-0,264), при р=5%. Чем значительнее нарушение моторики, тем медленнее темп исполнения;

- умеренной прямопропорциональной связи между моторикой и ори­ентировкой на образец (Рху=0,62б), при р=1%. Дети со значительным поражением моторики рук ориентировались на образец, а дети с незна­чительным — нет;

- сильной прямопропорциональной связи между моторикой и про­извольным изображением дополнительных деталей (Рху=0, 758), при р==1%. При значительном нарушении моторики, дети выявляют тен­денцию изображать дополнительные детали;

- сильной прямопропорциональной связи между моторикой и кри­тичностью (Рху= 0, 758), при р=1%. При значительном нарушении моторики, дети замечают свои недоработки. При незначительном — нет;

- умеренной прямопропорциональной связи между моторикой и це­ленаправленностью (Рху^О.бЗб), при р=1%. При значительном нару­шении моторики — целенаправленное изображение объекта. При не­значительном — манипулирование письменными принадлежностями.

Статистически значимой связи между степенью поражения моторики рук и остальными переменными обнаружено не было.

Таким образом, эмпирическое исследование позволяет говорить о наличии такой характеристики как целенаправленность у детей со зна­чительными затруднениями при осуществлении моторных актов, то есть сам по себе внешний план деятельности не блокирует плана внутренне­го. Однако при наличии ориентировки на образец и критичности, мо­гут отсутствовать такие характеристики, как обратная связь и четкое обо­значение окончания действия, что значительно снижает успешность, продуктивность деятельности, приводит к ошибкам. Последние недо­статки, отчасти, могут быть вызваны неустойчивостью внимания.

Выводы. Звуковая среда, система звуковой коммуникации человека, несмотря на слабые по мощности параметры, благодаря своим резонан­сным механизмам воздействия и кумуляционному эффекту является мощ­ным фактором развития интегральной индивидуальности. Регуляторная функция звуковой среды значительно больше, чем принято счи­тать. Эволюция в музыке и речи, так называемая мода на имена, по всей вероятности есть проявления самоорганизации человеческого об­щества как сложной системы, его адаптации к изменениям в природной и социальной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: