Проблема подросткового кризиса в современных условиях

О. П. Маку шина

В настоящее время, в условиях социально-экономического кризиса, особое внимание привлекают вопросы психического развития личнос­ти. Современные условия накладывают существенный отпечаток на содержание, характер и формы протекания периодов кризисов личнос­тного развития. Особое место в этой связи занимает подростковый воз­раст, традиционно расцениваемый в психологической науке как слож­ный, противоречивый, переломный этап развития, знаменуемый повы­шенной конфликтностью в отношениях с окружающими, непредсказу­емостью реакций, чрезмерной ранимостью и трудновоспитуемостью. В психологической науке сложились противоречивые взгляды на при­чины, роль и значение возрастных кризисов личностного развития. Так, ряд авторов указывают на их необязательность и расценивают их как неблагополучный вариант перехода от одного возрастного этапа к дру­гому (А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, X. Ремшмидт). Противополож­ный подход заключается в утверждении того, что кризис имеет чрезвы­чайно важное значение для развития личности (К.Н. Поливанова). С точки зрения Л.С. Выготского, за любым негативным симптомом кри­зиса стоит позитивный аспект.

Одной из центральных задач этого возраста выступает обретение са­мостоятельности и эмоциональной независимости от родителей. В ли­тературе выделяются два варианта прохождения подросткового кризи­са, условно называемые кризисом независимости (характеризуемым повышенной конфликтностью, негативизмом, протестными формами) и кризисом зависимости (проявляющимся в чрезмерном послушании по отношению к взрослым) (А.М. Прихожан). Отделение от семьи является сложным процессом как для подростков, так и для их родите­лей, которые традиционно воспринимают трудновоспитуемость, конф-ликтность и непредсказуемость своих детей как негативные проявления переходного периода и ратуют за спокойное его протекание. Между тем, несмотря на внешнюю неблагоприятность кризисных проявлений полученные в последнее время данные говорят о нормативности и, бо­лее того, даже желательности для личности первого варианта прохожде­ния подросткового кризиса.

Одним из подтверждений этому могут случить результаты нашего исследования, проведенного в декабре 1998 г. среди учащихся 10-х клас­сов общеобразовательных школ г. Воронежа. В качестве метода иссле­дования выступали беседа и ретроспективные свободные описания, в которых учащиеся описывали свои отношения с родителями, учителя­ми, сверстниками, имевшие место в подростковом возрасте, и в целом ощущения от прошедшего возрастного периода. Результаты, получен­ные после математической обработки, показывают, что у сегодняшних молодых людей при воспоминании подросткового возраста тенденция к независимости связывается с серьезными конфликтами с родителями, чувством непонимания, повышенной ранимостью, желанием противо­поставить себя взрослым, но при этом также и с потребностью в само­познании, с глобальными изменениями внутреннего плана, связанны­ми с процессом взросления. Напротив, тенденция к зависимости свя­зывается со спокойным протеканием этого периода, хорошими, одно­значно доверительными отношениями с родителями, повсеместной ори­ентацией на их мнение, но при этом также и с отсутствием выраженных процессов самопознания, отсутствием переживаемого чувства взросло-сти. Установлено, что лица, пережившие подростковый период по типу кризиса зависимости, и после его завершения характеризуются повы­шенным уровнем инфантильности и зависимости, перешедшей в ус­тойчивое личностное формирование, в то время как вариант прохожде­ния кризиса по типу независимости не влечет за собой подобного рода осложнений.

Таким образом, в современных условиях кризисные проявления по­требности подростков в независимости в действительности представля­ют собой прогрессивный вариант развития личности, позволяющий выйти за пределы старой системы самоощущения и перейти на новый этап личностного развития, в то время как внешне спокойное и благо­получное протекание подросткового периода является своего рода рег­рессией на ранний период развития отношений, сохраняющий спокой­ствие и чувство безопасности, эмоциональной защищенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: