Некоторые аспекты подготовки практических психологов для работы с аномальными детьми

Е.Н. Васильева

В настоящий период развития нашего общества одной из первооче­редных задач является задача гуманизации и индивидуализации процес­са воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта задача требу­ет обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития детей, их личного становления, формирования индивидуальности, ока­зания своевременной психолого-педагогической помощи детям с от­клонениями в развитии.

Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявле­нии присущих им дефектов и реализации в сенситивные сроки потен­циальных возможностей их психического развития психолого-педагоги­ческими средствами.

Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психичес­кого развития (ЗПР). К сожалению, количество детей данной катего­рии с каждым годом не уменьшается, а увеличивается. Среди многих причин этого явления — неблагоприятная экологическая обстановка, экономические проблемы в стране, коснувшиеся почти каждой семьи. Внутри данной аномалии можно наблюдать разнообразные степени и формы задержки развития: от небольших отклонений в поведении (ги­перактивность или заторможенность) до достаточно серьезных отстава­нии в психическом и в личностном развитии. Поэтому одним детям достаточно правильно организованной, комфортной во всех отношени­ях семейной и педагогической микросреды с определенным индивиду­альным подходом, а другим требуется высококвалифицированная пси­холого-педагогическая помощь.

Оказание специализированной помощи таким детям требует не толь­ко организации специальных групп, классов и учреждений, но и подго­товки психолого-педагогических кадров для работы с ними.

Помимо специалистов-дефектологов, логопедов, педагогов, психо­неврологов, ведущих непосредственную работу по коррекции того или иного нарушения развития, воспитательно-образовательную работу, всем детям, также как и детям, развивающимся в норме, необходима по­мощь психолога. Поэтому при подготовке практических психологов осо­бое значение имеет курс «Специальная психология и коррекционная педагогика». Студенты получают теоретические знания об особеннос­тях развития детей с различными отклонениями и об основах работы психолога с аномальными детьми, в частности с детьми с ЗПР. Кроме того, будущие психологи получают практические навыки работы с та­кими детьми во время педагогической практики. Содержание практики предусматривает не только наблюдение за детьми, но и проведение не­которой диагностико-коррекционной работы, тренингов по развитию коммуникативных навыков, занятий по психогимнастике, тренингов и занятий по коррекции личностного и эмоционального развития их ре­бенка и т.д.

Основная задача, которая решается в процессе практики — научить студентов находить свое профессиональное место в структуре работы всего коллектива педагогов и специалистов.

Знания и навыки оказания психологической помощи детям с ЗПР помогут будущему практическому психологу в его профессиональной деятельности, где бы и кем бы он ни работал — психологом-диагнос­том, психологом-консультантом, психологом в социальной сфере и сфере образования.

Психолог, имеющий такую подготовку, сможет оказать квалифици­рованную помощь и самим детям, имеющим задержку психического развития, и их родителям, и педагогам, работающим с этими детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: