Е.Н. Васильева
В настоящий период развития нашего общества одной из первоочередных задач является задача гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта задача требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития детей, их личного становления, формирования индивидуальности, оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сенситивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). К сожалению, количество детей данной категории с каждым годом не уменьшается, а увеличивается. Среди многих причин этого явления — неблагоприятная экологическая обстановка, экономические проблемы в стране, коснувшиеся почти каждой семьи. Внутри данной аномалии можно наблюдать разнообразные степени и формы задержки развития: от небольших отклонений в поведении (гиперактивность или заторможенность) до достаточно серьезных отставании в психическом и в личностном развитии. Поэтому одним детям достаточно правильно организованной, комфортной во всех отношениях семейной и педагогической микросреды с определенным индивидуальным подходом, а другим требуется высококвалифицированная психолого-педагогическая помощь.
Оказание специализированной помощи таким детям требует не только организации специальных групп, классов и учреждений, но и подготовки психолого-педагогических кадров для работы с ними.
Помимо специалистов-дефектологов, логопедов, педагогов, психоневрологов, ведущих непосредственную работу по коррекции того или иного нарушения развития, воспитательно-образовательную работу, всем детям, также как и детям, развивающимся в норме, необходима помощь психолога. Поэтому при подготовке практических психологов особое значение имеет курс «Специальная психология и коррекционная педагогика». Студенты получают теоретические знания об особенностях развития детей с различными отклонениями и об основах работы психолога с аномальными детьми, в частности с детьми с ЗПР. Кроме того, будущие психологи получают практические навыки работы с такими детьми во время педагогической практики. Содержание практики предусматривает не только наблюдение за детьми, но и проведение некоторой диагностико-коррекционной работы, тренингов по развитию коммуникативных навыков, занятий по психогимнастике, тренингов и занятий по коррекции личностного и эмоционального развития их ребенка и т.д.
Основная задача, которая решается в процессе практики — научить студентов находить свое профессиональное место в структуре работы всего коллектива педагогов и специалистов.
Знания и навыки оказания психологической помощи детям с ЗПР помогут будущему практическому психологу в его профессиональной деятельности, где бы и кем бы он ни работал — психологом-диагностом, психологом-консультантом, психологом в социальной сфере и сфере образования.
Психолог, имеющий такую подготовку, сможет оказать квалифицированную помощь и самим детям, имеющим задержку психического развития, и их родителям, и педагогам, работающим с этими детьми.