Интегративный подход при организации коррекции задержки психического развития

М.Б. Калашникова

Трудности в школьном обучении могут быть обусловлены не только социальными факторами, но и определенными изменениями функцио­нального состояния мозга. Возникающие вследствие соматической ос­лабленное™ или негрубой церебрально-огранической дисфункции, они приводят к замедлению психического развития. Для психологического развития, успешной адаптации необходимо гармоничное сочетание внут­ренних (биологических) факторов, обеспечивающих морфогенез мозга и внешних (социальных) факторов, связанных с социальной ситуацией развития.

Особенно отчетливо взаимосвязь и взаимовлияние биологических и социальных факторов появляется сенситивных периодах (СП). Мы счи­таем, что сенситивными являются периоды устойчивого баланса между биологическими и социальными факторами, влияющими на онтогенез ребенка, селективное выпадение биологических или социальных факто­ров, а так же изменение их баланса в онтогенезе приводит к различным нарушениям динамических и содержательных характеристик СП. На­пример, ведет к запаздыванию или опережению временных характерис­тик периодов, увеличению или уменьшению силы и продолжительнос­ти требуемого социального воздействия. Подобное утверждение можно рассмотреть на примере детей с задержкой психического развития (ЗПР). У них на нейропсихологическом уровне были выявлены негрубые и не­специфические патологические изменения электрической активности коры головного мозга и стволовых структур, что проявляется в незрело­сти высших психических функций. Отмечается незрелость ряда мозго­вых систем, которая влияет на особенности пространственно-времен­ной организации биопотенциалов левого полушария. Перечисленные данные позволяют согласиться с мнением В.И. Лубовского о том, что как начало проявления, так и длительность сенситивных периодов оп­ределяется не возрастом, а физиологической зрелостью нервных струк­тур, составляющих анатомо-физиологический субстрат соответствующих функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно более такая неравномерность в виде запаздыва­ния выражена среди детей с ЗПР. В нашем эксперименте приняло участие 50 учащихся 11—13-ти лет с диагнозом «ЗПР» различного гене-за. Был разработан и апробирован комплекс коррекционных занятий с подростками. Подобные занятия проводились с каждым учащимся экс­периментальных классов в течении 3-х лет. В 5-х и 6-х классах в индиви­дуальной форме 2 раза в неделю по 40 минут, в 7-м классе — в группах по 4 человека раз в неделю по 20 минут. В то же время с применением стандартных методик отслеживалась динамика основных свойств позна­вательных процессов, интеллекта, мотивации, школьной успешности. Уже по итогам 5-го класса была отмечена положительная динамика в развитии свойств познавательных процессов. Выявлено усиление кор­реляционной связи между показателями невербального интеллекта и мотивации: в 5-м классе г=0,5, а 7-м — г=0,73. В контрольном классе коэффициент все годы оставался стабильным и незначительным —r=0,41. Выявлены значимые (Р<0,05) различия в невербальном интел­лекте в контрольном классе 84,7 баллов в 5-м классе и 112,6 баллов в 7-м классе (Т=96, Р<0,05). Интересна динамика потребности в движени­ях 7.5 баллов в 5-ом классе, в 6-м — 11,09; в 7-м — 10,5. Различия (Z=10, Р=0,05) достоверны в отношении 5-х и 6-х классов и незначимы между 6-ми и 7-ми классами. Что можно объяснить особенностями кор-рекционного воздействия. Итак, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. У младших подростков с ЗПР начало сен-ситивного периода развитие логического мышления запаздывает на год-полтора. Длительность периода, сенситивного к учебной деятельности у них так же изменяется. Данные факты свидетельствуют, что в млад­шем подростковом возрасте специально организованное коррекцион-ное воздействие не только возможно, но и будет эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: