Интеграционное взаимодействие здоровых детей с детьми-инвалидами как основа для преодоления духовной депривации дошкольников

Е.Е. Белая

Современное российское общество переживает всеобщий глубокий кризис. Утрачиваются традиционные ценности культуры, и на их месте устанавливается диктат жестокости и денег. В этих условиях у взрослых людей есть возможность выбора: либо оставаться верными прежним ори­ентирам, либо приспосабливаться к новым условиям. Дети же в силу личностной незрелости ограничены в осуществлении такого выбора. Податливая внешним воздействиям детская душа оказывается наиболее подверженной мощному натиску психологического насилия. Поэтому в поведенческих реакциях детей уже в дошкольном возрасте прогляды­вают ростки бездуховности. Например, в процессе наших наблюдений встречались ситуации, когда мальчик 7-ми лет на вопрос «Кем ты хо­чешь быть?» с вызовом отвечал: «Бандитом». В одной из групп шести­леток любимым занятием оказалась игра в налоги. В процессе подоб­ных игр дети ловко манипулировали копиями денежных купюр. Те же дети на просьбу объяснить поговорку «Друг дороже денег» отвечали растерянным молчанием, потому что не могли объяснить слова «друг» и «дру­жить». Шестилетний мальчик, посмотрев на рисунок, изображавший ребенка в инвалидной коляске, сказал: «Его надо на помойку отнести, там бросить и к бачку привязать, чтобы смешнее было».

Согласно нашим наблюдениям подобные примеры отражают одну из возможных тенденций развития современных детей. С точки зрения Л.С. Выготского, развитие человека определяется «финальной направленно­стью его поведения» (Л.С.Выготский, 1983). Исходя из этой идеи, можно предположить, что одним из результатов кризиса, переживаемого со­временным обществом, окажется особое психическое состояние разви­вающегося ребенка. Сущность этого состояния, по-видимому, может заключаться в подавлении ориентации ребенка на связи с миром духов­ных ценностей. Это явление, с нашей точки зрения, может быть опре­делено как духовная депривация.

Очевидно, что уже сегодня необходимы поиски преодоления указан­ного состояния у детей. Одним из эффективных методов коррекцион-но-психологической работы в этом направлении, по нашему мнению, может стать интеграционное взаимодействие здоровых детей с детьми-инвалидами. Общаясь с ребенком, имеющим физический или психи­ческий дефект, здоровый ребенок сталкивается с ситуацией, богатой мощными, новыми для него психологическими воздействиями. Эти воздействия, исходящие от больного сверстника, способны побудить здорового ребенка к ответственности за слабого и к его защите. Подоб­ная мотивация, при соответствующем коррекционно-психологическом подходе, и может стать основой для преодоления духовной депривации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: