Е.Е. Белая
Современное российское общество переживает всеобщий глубокий кризис. Утрачиваются традиционные ценности культуры, и на их месте устанавливается диктат жестокости и денег. В этих условиях у взрослых людей есть возможность выбора: либо оставаться верными прежним ориентирам, либо приспосабливаться к новым условиям. Дети же в силу личностной незрелости ограничены в осуществлении такого выбора. Податливая внешним воздействиям детская душа оказывается наиболее подверженной мощному натиску психологического насилия. Поэтому в поведенческих реакциях детей уже в дошкольном возрасте проглядывают ростки бездуховности. Например, в процессе наших наблюдений встречались ситуации, когда мальчик 7-ми лет на вопрос «Кем ты хочешь быть?» с вызовом отвечал: «Бандитом». В одной из групп шестилеток любимым занятием оказалась игра в налоги. В процессе подобных игр дети ловко манипулировали копиями денежных купюр. Те же дети на просьбу объяснить поговорку «Друг дороже денег» отвечали растерянным молчанием, потому что не могли объяснить слова «друг» и «дружить». Шестилетний мальчик, посмотрев на рисунок, изображавший ребенка в инвалидной коляске, сказал: «Его надо на помойку отнести, там бросить и к бачку привязать, чтобы смешнее было».
Согласно нашим наблюдениям подобные примеры отражают одну из возможных тенденций развития современных детей. С точки зрения Л.С. Выготского, развитие человека определяется «финальной направленностью его поведения» (Л.С.Выготский, 1983). Исходя из этой идеи, можно предположить, что одним из результатов кризиса, переживаемого современным обществом, окажется особое психическое состояние развивающегося ребенка. Сущность этого состояния, по-видимому, может заключаться в подавлении ориентации ребенка на связи с миром духовных ценностей. Это явление, с нашей точки зрения, может быть определено как духовная депривация.
Очевидно, что уже сегодня необходимы поиски преодоления указанного состояния у детей. Одним из эффективных методов коррекцион-но-психологической работы в этом направлении, по нашему мнению, может стать интеграционное взаимодействие здоровых детей с детьми-инвалидами. Общаясь с ребенком, имеющим физический или психический дефект, здоровый ребенок сталкивается с ситуацией, богатой мощными, новыми для него психологическими воздействиями. Эти воздействия, исходящие от больного сверстника, способны побудить здорового ребенка к ответственности за слабого и к его защите. Подобная мотивация, при соответствующем коррекционно-психологическом подходе, и может стать основой для преодоления духовной депривации.