Психологическая помощь в системе семейного воспитания детей-сирот

Т.Е. Чередниченко, Т.Н. Страбахина, Т.В. Архиреева, В.В.Солодова

В настоящее время в сложных социально-экономических условиях растет число детей, оставшихся без попечения родителей. Большин­ство таких детей воспитывается в детских домах и школах-интернатах. Исследования и практика социальной работы показывают негативные психолого-педагогические последствия внесемейного воспитания. Все большее место начинают занимать другие формы устройства детей-си­рот: опекунство, усыновление, семейные группы при социальных при­ютах и приемные семьи. Подобные формы, компенсируя недостатки развития ребенка, живущего в детском учреждении, имеют специфи­ческие психологические проблемы. Как показывает практика социаль-но-психоло-гической работы, довольно часто встречаются: неадекват­ная мотивация усыновления и опекунства, неготовность семьи к вос­приятию психологических особенностей ребенка, пережившего травму и утрату близких, сложности в принятии нового члена семьи, в поддер­жании отношений с прежней семьей и т.д.,

Специалистам социальной и психологической службы часто прихо­дится сталкиваться с негативными последствиями воздействия различ­ных семейных форм воспитания детей-сирот. Приемные родители жа­луются на лживость, непослушание, склонность к воровству, побеги из дома, неблагодарность своих воспитанников. Подобные негативные чер­ты ребенка объясняются врожденными особенностями, наследственной предрасположенностью, негативными последствиями жизни в неблаго­получной родной семье. Такие объяснения часто маскируют проявле­ния эмоционального отвержения ребенка. В отличие от обычных се­мей, ситуация в приемных семьях усугубляется отсутствием непосред­ственной биологической связи, периодом, прожитым врозь. Кроме того, новые родители, совершая, на самом деле, благородный поступок, за­кономерно ожидают благодарности от своих воспитанников, что зара­нее обречено на неудачу. В усыновляющих семьях дополнительной про­блемой становится «тайна усыновления». Взяв, например, в семью трех­пятилетнего ребенка, родители не только меняют местожительство, имя и фамилию малыша, но и придумывают ему новое прошлое.

Данная психологическая ситуация нередко сопровождает всю исто­рию усыновленного ребенка, но нетерпимым для новых родителей обыч­но становится воспитанник-подросток. Зная о сложностях подростко­вого возраста усыновители предпочитают брать в семью маленьких де­тей, но и это не помогает избежать негативных последствий. Работники приютов сталкиваются с отказом от опекаемых или усыновленных под­ростков, и дети переживают еще одну психологическую травму.

Опыт психологического консультирования опекунских семей и усы­новителей показывает необходимость помощи на более ранних стадиях, желательно до оформления ребенка в семью. На наш взгляд, необходи­ма специальная система психологического отбора и подготовки потен­циальных приемных родителей, опекунов и усыновителей, а также пос­ледующая психологическая поддержка вновь созданных детско-родитель-ских отношений. Для этой цели была разработана программа меропри­ятий, включающая тренинг по подготовке и отбору приемных родите­лей, предварительное собеседование с желающими усыновить ребенка, «домашние группы» при приютах как специальная форма, позволяющая семьям оценить на практике свои возможности по принятию ребенка, психологическое консультирование опекунов и усыновителей, специ­альные формы психологической поддержки детей-сирот.

При разработке системы конкретных мероприятий мы ориентирова­лись на опыт и помощь специалистов социальной службы города-побра­тима Рочестер (США) в рамках международной программы «Партнер­ство во имя детей». Опыт американских коллег и результаты нашей ра­боты свидетельствуют о психологической целесообразности введения дополнительных требований к кандидатам в усыновители, например, — участие в подготовленной тренинговой программе, дающей возможность получить необходимые знания и проверить предварительно правильность принятого решения. Практическим аналогом является такая промежу­точная форма устройства ребенка-сироты, как домашняя группа. Как правило, опекуны, выступавшие при оформлении опеки, в роли воспи­тателя домашней группы, положительно оценивают этот период, счи­тая его полезным и необходимым для членов своей семьи и принимае­мого ребенка.

Особое значение программа подготовки приобретает в связи с разви­тием такой формы устройства детей-сирот, как приемная семья, когда, согласно законодательству, роль родителя становится профессиональной ролью с определенной заработной платой и соответствующими квалификационными требованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: