Вопросы и задания
1. В чем проявляется своеобразие личности и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью?
2. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?
3. Какие особенности личностного развития и межличностных отношений отмечаются у детей с нарушениями слуха?
4. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии детей с нарушениями зрения?
5. Каковы особенности личности у детей с церебральным параличом?
6. Каковы особенности личности при различных речевых нарушениях. Межличностные отношения детей с речевыми нарушениями?
7. Подберите методики для изучения личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ОПФР. Обоснуйте свой выбор.
Тема: Компенсация и адаптация в специальной психологии
(2 часа)
Вопросы и задания
1. Составьте список литературы на тему: «Чем и как помочь ребенку» для родителей, воспитывающих ребенка с речевыми нарушениями (тип речевого нарушения по выбору).
2. Как организована система компенсации лиц с ОПФР.
3. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция» и «компенсация».
4. Назовите виды коррекции и компенсации.
5. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации, иллюстрации закона «превращения минуса дефекта в плюс компенсации».
6. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А. Адлера, выскажите свои «за» и «против».
7. Объясните специфику процессов компенсации у ребенка в сравнении с взрослым.
Тема: Особенности социализации и социальной адаптации у детей с особенностями психофизического развития (4 часа)
Вопросы и задания
1. Подготовьте обзор статей из журнала «Дефектология», «Спецыяльная адукацыя», «Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика» и других специализированных журналов по проблеме социализации и адаптации детей с ОПФР.
2. Объясните затруднения и раскройте возможности социализации людей с ОПФР. От каких факторов и условий зависит этот процесс?
3. Подготовьте реферат по книге А. Финк «Кондуктивная педагогика А.Петё» (М., 2002) и сделайте сообщение на семинарском занятии.