Тема: Психологические основы коррекционной работы (4 часа)

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие?

2. Подготовьте реферативные сообщения об известных коррекционных системах.

3. Определите педагогические и психологические условия коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие дидактические системы, разработанные отечественными специалистами для работы с дошкольниками, имеющими нарушения умственного развития.

5. Подготовьте сравнительный анализ существующих программ обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, сопоставьте теоретико-методологические основания каждой из программ, вычлените в них общее и особенное. Оформите свою работу в виде реферата.

6. Какую помощь необходимо оказывать взрослым умственно отста­лым? Какие для этого созданы технологии, условия, методы коррекци­онно-педагогической деятельности?

7. Психокоррекционная работа при нарушениях слуха.

8. Психокоррекционная работа при нарушениях зрения.

9. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым за рубежом и в нашей стране? Дайте сравнительную характеристику поведенческой терапии, ТЕАССН-программы и эмоционально-уровневого подхода по О.С.Никольской.

10. Выделите теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией. Опишите основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

11. Выделите особенности психокоррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией.

12. Укажите особенности коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции личности и межличностных отношений детей с речевыми нарушениями.

13. Какие модели коррекционной психолого-педагогической помощи людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют за рубежом? Подготовьте краткую письменную характеристику этих моделей.

14. Прокомментируйте фразу известного дефектолога Шумана: «Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Будите ли Вы руководствоваться данным положением при организации изучения и коррекционной работы с ребенком с ОПФР? В чем это будет выражаться?

15. Прочтите отрывок произведения Я.А. Коменского «Великая дидактика» (Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах / Я.А. Коменский; под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982).

«Противоядием невежеству является образование... Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи - разум, действия и речь есть соль жизни. Ведь в самом деле мы не можем ни действовать, ни говорить разумно, если предварительно не поймем правильно ни того, что нужно делать, ни того, что нужно говорить. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. Учить ребенка только умению говорить и не учить вместе с тем понимать - это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придавать ей наружное, поверхностное украшение».

Почему в организации психокоррекционного процесса с детьми с особенностями психофизического развития важным является учет взаимосвязи мышления и речи?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: