III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к экзамену

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики: определение, цель, задачи.

2. Разделы специальной психологии, взаимосвязь с другими отраслями психологии и науками.

3. Принципы специальной психологии

4. Методы специальной психологии

5. Понятие нормы в развитии детей. Понятие дефекта. Первичный и вторичный дефекты.

6. Этиология и патогенез нарушенного развития

7. Общие и специфические закономерности психического развития детей.

8. Общая характеристика нарушений психофизического развития

9. Психологические параметры дизонтогенеза. Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза

10. Современные классификации детей с особенностями психофизического развития

11. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации

12. Психологические особенности познавательной сферы детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития.

13. Психологические особенности познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

14. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи.

15. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы

16. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения

17. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

18. Познавательная сфера детей с РДА.

19. Перечень методик и их характеристика для изучения познавательной сферы у детей с ОПФР

20. Личность детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Особенности межличностных отношений.

21. Особенности личности умственно отсталого ребенка. Межличностные отношения.

22. Особенности личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Типы личности при речевых нарушениях.

23. Личность и межличностные отношения детей с ДЦП

24. Личность и межличностные отношения лиц с нарушениями слуха

25. Личность детей с нарушениями зрения. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями зрения.

26. Личность детей с РДА, и их межличностные отношения.

27. Перечень методик и их характеристика для изучения личности и межличностных отношений у детей с ОПФР

28. Компенсация отклонений в развитии. Понятие о компенсаторных феноменах.

29. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации.

30. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.

31. Адаптационные и компенсаторные процессы.

32. Социализация детей с ОПФР. Сущность, условия и критерии социализации.

33. Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ОПФР.

34.

35. Коррекционные направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития

36. Ранняя коррекция отклонений в развитии

37. Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития

38. Психокоррекционная работа при легкой интеллектуальной недостаточности

39. Психокоррекционная работа с детьми с нарушениями речи

40. Психокоррекционная работа при ДЦП

41. Психокоррекционная работа при нарушениях слуха

42. Психокоррекционная работа при нарушениях зрения

43. Психокоррекционная работа при аутизме

44. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОПФР


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: «Ось-89», 1999. – 224 с.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности / Булахова Л.А. [и др.]; под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. – М.: Киев: Здоровье, 1980. – 156 с.

3. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: уч.-метод. пос. для пед. и гуманитарных вузов / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 311 с.

4. Государев, Н.А. Специальная психология / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.

5. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

6. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

7. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989.– 104 с.

8. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.:Речь. – 2001.– 219 с.

9. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; под ред. В.И. Селиверстова / А.М. Мастюкова., А.Р. Московкина. – М.: Академия, 2003.

10. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л. Лещинская. – Мн., 2005.

11. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Трофимова [и др.]. – Спб: Питер, 2005; 2006. – 304 с.: ил.

12. Основы специальной психологии; под ред. Л.В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002. – 480 с.

13. Пожар, Л.Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. –М.: Воронеж, 1996. 128 с.

14. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция; под ред. проф. У.В. Ульенковой. – Спб.: Питер, 2007. – 304 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

16. Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.

17. Саенко, Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.

18. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.: АРКТИ, 2003. 208 с.

19. Семейное воспитание детей с нарушениями речи / авт.-сост. Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006. – 40 с.

20. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – Спб.: Речь, 2008. – 247 с.

21. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; под ред. Л.М. Шипициной – СПб.: Речь, 2003. – 122 с.

22. Сорокин, В.М.Специальная психология / В.М.Сорокин; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

23. Специальная психология / сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2005. – 95 с.

24. Специальная психология; под ред. В.И Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

25. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил.

26. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

27. Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. –М.: ТЦ Сфера, 2005.–224 с.

4.2. Дополнительная литература

28. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М.: Академия, 2004. – 354 с.

29. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.

30. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002.

31. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. –288 с.

32. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»; сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.

33. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

34. Детская логопсихология; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.

35. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

36. Калягин, В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО. – 2005. – 288 с.

37. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.

38. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – Яр., 1999. – 144 с.

39. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учеб.-метод. пособие для педагогов / И.К. Боровская и [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск: Четыре четверти, 2010. – 392 с.

40. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. Спб.: Каро, 2006. – 336 с.

41. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Изд-во «Книголюб», 2008. – 160 с.

42. Логопсихология: уч.-мет. пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.

43. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – 3-е изд.– М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.

44. Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом / И.И. Мамайчук // Дефектология. –1976.– № 3. –С. 29–35.

45. Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 12 – 17.

46. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. – СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.

47. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; научн. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «»БГПУ им. М. Танка, 2007. – 144 с.

48. Понятийно-терминологический словарь логопеда; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.

49. Семаго, Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития / Н. Семаго // Школьный психолог. – 2003. – № 40. – с. 12–15.

50. Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005.

51. Солнцева, Л.И.Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И.Солнцева. – М., 1998.

52. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

53. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

54. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. М.: Академия, 2004.

55. Юсупова, Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Ф.Юсупова // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13). – С. 54–63.

56. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Литература для самостоятельного изучения

57. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

58. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5.

59. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 149 с.

60. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

61. Контрольные задания по курсу «Специальная психология» // Сборник контрольных заданий по психологическим дисциплинам / авт-сост. Н.С. Вислобокова, С.В. Лауткина; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – С. 7–23.

62. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181. с.

63. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / авт.-сост. Н.С. Вислобокова и др.; под общ.ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 121 с.

64. Худик, В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте / В.А. Худик. – Киев, 1993. – 144 с.

65. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995. – 304 с.

66. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: