Первоисточники для обязательного прочтения

Список заданий на КР № 1

Персонали: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Гераклит, Зенон элейский, Деиокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон Китийский, Диоген, Сенека, Конфуций, Будда Шакьямуни.

Понятия: Античная философия, антропология, аксиология, атом, атрибут, Восточная философия, бытие, гносеология, диалектика, душа, заблуждение, закон, идеализм, идея, истина, категория, космос, космоцентризм, критика, культура, логика, материя, материализм, монизм, мировоззрение, мораль, натурфилософия, онтология, основной вопрос философии, плюрализм, рационализм.

11-15 и 21-15 Вторник (нечетная неделя)

сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
01.09 введение 13.10 В и Д 10.11. В и Т 08.12 В и Т
15.09 В и Д 27.10 В и КР 24.11 В и Д    
29.09 В и КР              
                             

41-15 и 51-15 Вторник (четная неделя)

сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
08.09 введение 06.10 В и КР 03.11. В и КР 01.12 В и Д
22.09 В и Д 20.10 В и Д 17.11 В и Т 15.12 В и Т
                 
                             

8 недель практических занятий согласно нагрузке

Выдающиеся мыслители

Античность

Фалес (624–546 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы. Единая субстанция – вода, которая имеет божественное происхождение. Вошел в число семи мудрецов.

Анаксимандр (610–540 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. В объяснении мира пошел дальше Фалеса: основа мира – «апейрон» как нечто беспредельное и находящееся в вечном движении, нечто промежуточное между природными стихиями.

Анаксимен (585–525до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Анаксимен завершил тенденцию стихийного материализма – поиск естественных причин явлений и вещей. Анаксимен материализуетапейрон (чисто абстрактное определение своего учителя), для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Воздух – первооснова сущего.

Парменид (540–470 до н.э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Занимался вопросами бытия и познания. Сторонник метафизики и панлогизма (главный принцип – тождество бытия и мышления). Вводит понятие «бытие», благодаря чему мышление обретает понятийный характер. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Родом из Элеи.

Гераклит (535–470до н.э.) – древнегреческий философ-досократик. Мировоззрение Г.: все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий, поэтому огонь – первоначало мира, в то время как вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Основа бытия по Г. – «логос», понимаемый как вечная, всеобщая необходимость. Единственное его сочинение «О природе», дошедшее до нас, сохранилось в нескольких фрагментах. Родился в г. Эфесе.

Пифагор (570–490 до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Заслуга Пифагора в утверждении мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, Пифагор учил – познать мир, значит, познать управляющие им числа.

Зенон элейский (510–430 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества, которые прославили его как искусного полемиста в духе модной для Греции сер.V в. до н.э. софистики.

Сократ (469–399 до н.э.) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения неодушевлённой природы к природы человека, в частности, к этико-политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Автор метода ведения диалога, называемого «майевтикой». Житель г. Афин.

Демокрит (460–371 до н.э.) – великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Родился в городе Абдеры во Фракии.

Платон (427–347до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. В 387 г. до н.э. Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу – Академию. Учение Платона носит объективно-идеалистический характер, характеризующийся универсальностью и системностью. Родом из Афин.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Аристотель был учеником Платона. С 343 до н.э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э основал в Афинах Лицей или школу перипатетики (от греч. – «прогуливаюсь»). Родом из Стагира (древняя Македония).

Эпикур Самосский (341–270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Э. развивал умеренный гедонизм: познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, при этом не простое чувственное, а духовное. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Развивал атомизм Демокрита.

Пиррон из Элиды (360–270 до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы. Слово «скепсис»соединяет в себе как бы три смысла – это и рассмотрение, и сомнение, и воздержаниеот суждений. Скептики всегда видели свою цель в опровержении догм всех философских школ, что обеспечивало им внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Зенон Кити́йский (334–262 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик школы киников, а с 300 года до н.э. – родоначальник философии стоической школы. Человек подвержен космической судьбе. Смысл мира познается в представлении, которое приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом, а в сознательном следовании космическим законам. Зенон родом из Китион (Кипр)

Антисфен (445–360 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Антисфен – последователь Сократа. Антисфен родом из Афин.

Цицерон Марк Туллий (106–43 до н.э.) – древнеримский политик и философ-эклектик, адвокат и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя, обосновывавший его с помощью греческих политических теорий. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. Подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Цицерон настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание.

Диоген Синопский (412–323 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Антисфена - основателя школы киников. Диоген, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги. Использовал для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию с целью обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака. Отвергал веру в богов, государство считал лживым изобретением демагогов, объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, человека вернулся в первобытное состояние. Себя Диоген объявлял гражданином мира.

Сенека Луций Анет (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма, талантливейший оратор своего времени. Сенека учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Являлся (49–54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Основу душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии.

Плотин из Ликополя (205–270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации. Для человека единение с Высшим-Единым достижимо через созерцание в состоянии экстаза.

Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, философ-эклектик (разделял взгляды Платона, стоиков, пифагорейцев), богослов и апологет иудейства. Филон разрабатывал учение о логосе, изображая его в виде высшей идеи. Человек – интеллектуальное существо, задачей которого является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза. Филон является посредником между философией и откровением – и в этом его значение. Его вера в универсальную разумность слова Божия, выразившаяся в его учении о Логосе сделало его учителем и крестным отцом Христианства для апологетов и богословов.

Восточная философия

Бу́дда Ша́кьямуни (от санскр. дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья» (563 до н. э.— 483 до н. э.) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма. Имя по рождению - Сиддха́ртха Гаута́ма («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой и даже Верховным буддой. Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы) - (551—479 до н.э.) — др.-китайский философ, будучи внебрачным сыном великого воина, в жизни добился всего путем самообразованием, первым назвал себя философом — хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость). Конфуций.- основатель школы конфуцианства, в которой преподавал четыре дисциплины: «культура»(письменная классика), «поведение»(этика),«преданность»(политика)и «доверие»(психология), таким образом, в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. К. первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа—не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры,— который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Эти принципы К. считал основой основой жэнь и самым эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Идеи К. сыграли важную роль в развитии китайской культуры и цивилизации, он получил статус духовного вождя Поднебесной, сопряженный с культом религиозного поклонения.

Лао- цзы - древнекитайский мыслитель VI-V в.в, В рамках науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. Даосизм - китайское традиционное учение о дао или «пути вещей». Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики и совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно. Понятие дао (путь) — категория китайской философии, Конфуций придал ему э тическое зна свою философскую систему в соответствие с которой понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие Леги́зм философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян (основоположник учения) рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Средневековье

Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых. Августин стоит на позиции защиты учение о предопределении мира, согласно которому блаженство или проклятие заранее предопределено Богом. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», представлена как борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия, которое отождествляет, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником неоплатонизма в христианской философии или августинизма, господствовщего в Западной Европе вплоть до XIII века. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь»

Боэций Аниций (480–524) – римский государственный деятель, философ-эклектик, христианский теолог. Основываясь на сочинения Платона, Аристотеля, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Деятельность Боэция как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Важная заслуга Боэция в западноевропейской философии заключается в определение личности как индивидуальной субстанции разумной природы.

Ибн Си́на или Авице́нна (980–1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Основная тема творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Медицинская энциклопедия в 5 частях Ибн Сины – «Канон медицины» представляет собой обобщение знаний и опыта индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси).

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог, представитель схоластики, архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Сторонник онтологического доказательства бытия Бога и выводит бытие вещей из самого понятия Бога как всесовершенной сущности. Разделял традиции августинианства, признавая непосредственное интеллектуальное созерцание Бога. В полемике об универсалиях стоял на позициях схоластического реализма. Занял позицию крайнего теологического рационализма в трактате «Почему Бог вочеловечился?», где пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.

Абеляр Пьер (1079–1141) – французский философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и других. Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма в вопросах об универсалиях. Его религиозное учение состояло в следующем: «Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера же зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности».

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198) – знаменитый арабский философ, переводчик с сирийского и комментатор ряд сочинений Аристотеля, сторонник наиболее аутентичного аристотелизма. Направление западноевропейской средневековой философии, основателем которого был Ибн Рушд, получило название аверроизм. Его сторонники, интерпретируя учение Аристотеля, не стремились согласовать философию Аристотеля с христианским вероучением.

Росцелин Иоанн (1050–1122) – французский философ-схоласт, теолог, один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии. По свидетельству Ансельма Кентерберийский, Р. утверждал, что общие понятия – это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха», а реально существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его сочинений сохранилось лишь одно письмо к Абеляру, где отражены принципы номинализма применительно к учению о триединстве Божьем, в результате чего Р. пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма: интерпретировал святую троицу как совокупности трех отдельных богов. Это учение было осуждено церковью и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассоне (1092).

Фома Аквинский (1221–1274) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, создатель логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий. Системе А. характерна тенденция подтверждать истины Откровения философским рассмотрением, что не могло не вызвать оппозицию среди современных ему теологов: никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, но спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, поскольку ее предмет был признан неподотчетным разуму. В споре об универсалиях А. стоял на позициях умеренного реализма: всеобщее(универсалии) существует трояко: «до вещей», (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», (в мышлении человека как результат абстракции).

Оккам Уильям (1280–1349) – английский философ, логик и писатель, представитель поздней схоластики, монах-францисканец. Сторонник номинализма: универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме, – таково его убеждение. О. разработал методологический принцип, требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип это вошел в мировую философскую культуру как «бритва (лезвие) Оккама».

Возрождение

Фраческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт-гуманист, один из деятелей итальянского Ренессанса. Роль Петрарки в истории гуманизма в следующем: положил основание направлению гуманистической литературы, которой характерен глубокий интерес ко всем сторонам внутренней жизни человека, критическое отношение к современности и к прошлому, попытки найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Оставаясь католиком, Петрарка критически относился к церковной современности, усматривая противоречие между личными стремлениями человека и традиционной аскетической моралью, что способствовало формирование повышенного самосознания человека.

Кузанский Николай (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ-неоплатоник теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Он считал, что Бог есть Единое, доказывая методологический принцип совпадения противоположностей математически. За два века до Коперника он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве. Одно из первых упоминаний о солнечных пятнах (позже открытых Галилеем) принадлежит К. Он отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе.

Лоренцо Валло (1407–1457) – известный итальянский гуманист-гедонист. Автор таких работ как: «Диалектика», где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов, пытаясь упростить диалектику, приблизить ее к жизни. «О свободе воли», в которой выступает против средневековой теологической концепции соотношения свободы воли и божественного провидения. «Об истинном и ложном благе» – апология Эпикура, которого противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.

Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Первым среди гуманистов изучил многие языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека») Фрагмент её предстает как свидетельство ренессансного мировосприятия: «...принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире ». Так идеи гуманизма отражают антропоцентрическое мышление.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды, учёный и инженер. Испытывая страсть к моделированию Л. пришел к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху: наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта. Как живописец Л., в противоположность мрачному средневековому искусству, создает художественные образы глубоко человечными, прекрасными не только внешней, физической, но и исполненные духовной, внутренней красотой и благородством, что отвечало гуманистическим идеалам и создавала основы искусства Высокого Возрождения.

Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла. Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатоновской эманации. Тем самым, религия и религиозно-философские учения Ф. рассматривал как этапы развития «всеобщей религии». Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, – в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания, к слиянию с богом. Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание, которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию.

Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Он развивает философские представления Кузанского, вслед за которым он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадение как абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Дж. Бруно стремится возвеличить личность через пантеизм. В центре внимания человек разумеющий и максимально деятельный. Права человека для Дж. Бруно – вне всяких ограничений. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политик и дипломат. М. создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, М. становится родоначальником такого социально-политического течения как реальная политика.

Новое время

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник и популяризатор эмпиризма и индуктивной методологии научного исследования. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», в котором он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, создавший первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Гоббс является одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Метод Р. Декарта выражен в четырех правилах для ума: первое – включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; второе – делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших и легкопознаваемых, и восходить до познания наиболее сложных; четвертое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Единая Субстанция (природа) обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой, Бог – существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Философия Спинозы обосновывает тезис о субстанциональном единстве мира.

Локк Джон (1632–1704) – английский педагог и философ, представитель эмпиризма. и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Л. считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия, которое носит личный, индивидуальный характер. Именно в этом особенность сенсуализма как составной части эмпиризма, – убежден был Л. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Л. полагал, что голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Л. Как политик и либерал Л. обосновал принцип разделения властей в государстве на судебную, законодательную, исполнительную.

Лейбниц Готфрит (1646–1716) – немецкий философ-плюралист, математик, юрист, историк, языковед. Основной труд«Монадология» (1714). В качестве исходных принципов философии Л. служат основные законы логики, которые реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», то есть в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир.

Монтескье Шарль-Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед и философ. Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Ш.-Л.М. явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.

Юм Дэвид (1711–1776) шотландский философ, представитель идеалистического эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк. Агностицизм сформировался в результате развития эмпирической философии Д. Локка, Д. Беркли доведенного до ее логического конца. Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Вывод: мир непознаваем, ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя, потому и следует по привычке.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. М. рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы.

Гольбах Поль (1723–1789) французский философ-энциклопедист, писатель, апологет французского просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Философские взгляды Г. носят атеистический характер, основанием которых является идея о первичности и несотворенности материального мира. Г. автор нескольких десятков атеистических, естественнонаучных, философских работ. А благодаря своему благосостоянию, Г. открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие мыслители того времени: Дени Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие.

Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ-идеалист и дуалист (в теории познания). В философском развитии Канта различают два периода: «докритический» до 1770 г. Кант–эмпирик, создавший космогоническую картину мира (теория Канта-Лапласа) и автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой Кант практически исключает идею сотворения; «критический» с 1770 г. Кант защитил диссертацию: «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». К. – сторонник трансцендентального идеализма, суть которого в исследовании неэмпирических условий эмпирического знания. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем разуме как априорные формы, то есть заранее данные условия всякого познавания. Кант агностик, признавая «вещь в себе», как принципиально не доступную познанию.

Фихте Иоганн (1762–1814) – немецкий философ, субъективный идеалист. Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как наукоучение. Философия есть основополагающая наука, способная выработать единый метод познания. Ф. указал на противоречие понятия «вещи в себе»: непознаваема и не влияет на мир явлений и, одновременно, заключает в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом», что сыграло важную роль в теории познания.

Гегель Георг (1770–1831) – немецкий философ-идеалист, панлогист, создатель неформальной – диалектической логики. Исходя из принципа развития, создал впечатляющую систему бытия мира во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития, которая изначально определяется абсолютной идей. Проблема соотношения идеи и реальности реализуется у Г. в переходе от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Природа оказывается ее инобытием или ее иным воплощением. Панлогизм Г. выражен от первого лица: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Г. конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи.

Шеллинг Вильгельм (1775–1854) – немецкий философ-идеалист. Всё творчество Ш. делится на три периода: 1. натурфилософия, в которой природа подобна безличному духовному началу, как живой организм, как целое, как реализация некоторой цели, к которой стремится все сущее; 2. философия тождества отражает соотношение природы и духа, субъекта и объекта как тождество. Природа разумна и духовна. Абсолют – это самостоятельное, не зависящее от Я, воплощающее себя в социальной жизни через природу. Абсолют не идеален и не материален, является равновесием духовного и материального; 3. философия откровения – период, характеризующийся интересом к истории и религии. Абсолют толкуется как Бог, в котором Ш. выделяет некую основу первоначального волевого импульса, направленного к отделению от Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, представитель иррационализма, мизантроп. Будучи последователем Канта, Ш. толкует волю как «вещь в себе», представление как мир единичных вещей. Опыт переоценки ценностей разума Ш представляет собой пассивный нигилизм. Онтология Ш. – учение о воле как первооснове бытия, тогда как «воля к жизни» – непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип. Согласно Ш. у жизни цели нет, она бездушное движение, жизнью правит слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Таким образом, философия и религия, по Ш, создают иллюзию жизненной цели, принося лишь временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Предметом философско-культурологических исследований Ш. была «морфология всемирной истории»: всемирно-исторический процесс – циклическая история возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», реализовавших свои потенции, Ш. относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская». Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет, таким образом, умирание всякой культуры, характеризуется переходом от культуры к цивилизации.

Фейербах Людвиг (1804–1872) – выдающийся немецкий философ - материалист, атеист. Особенность материализма Ф. – антропологизм, как следствие выражения идеала революционной буржуазной демократии в Германии. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Философская эволюция Ф. берет начало с критики идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, которая сводилась к самосознанию, позже, идеализма Гегеля вообще, в том числе, диалектики. Заслуга Ф. заключается в том, что он усматривает связь идеализма и религии.

Маркс Карл (1818–1883) – немецкийфилософ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Будучи младогегельянцем, Маркс, используя достижения современного ему естествознания, успешно вернул гегелевскую умозрительную диалектику на реальную почву, то есть придает диалектике материалистический характер. Маркс – автор работ: «Манифест коммунистической партии», «Капитал».

Ве́бер Максимилиа́н Карл Эми́ль (1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист. «Понимающая социология». М.В. характеризует выдающуюся личность тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером. Страсть – это полная самоотдача тому делу, которому человек служит. Настоящий лидер рождается и вскармливается страстью. Если страсть не будет дополнена и слита с ответственностью именно перед этим делом, то не станет человек лидером, Третьим решающим качеством, считает М.В., является глазомер – особая способность быть внутренне собранным, спокойным, расчетливым.

Пирс Чарлз (1839–1914) – американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма. Предпосылкой становления и развития философии Пирса было размежевание с классиками философии нового времени – Декартом и Кантом. В мире нет неких врождённых идей и вечных истин. Истина по Пирсу, всегда относительна. Истинно всё то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха. Пирс ввел термин «прагматизм» и основополагающий принцип прагматизма – «принципа Пирса»: «Наши убеждения суть фактические правила для действия. Для того чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия». Идеи Ч. Пирса оказали влияние на У. Джейм, Дж. Дьюи, К. Поппера, Б. Рассел.

Джемс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из популяризаторов и ведущий представитель прагматизма и функционализма. С оздал гипотезу о роли сознания, способного дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям различными способами: 1. повторять уже выработанные формы поведения; 2. изменять формы в зависимости от обстоятельств; 3. осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два класса: первые называются непроизвольными, вторые – произвольными.

Ницше Фридрих (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель философии жизни. Влияние на его творчество оказали работы Артура Шопенгауэра. Центральными понятиями у Н. являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Н., воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; воля к власти может быть энергетической основой всего космоса в целом. При этом Н. не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой, сильный должен быть вне морали и обращал к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Г. Гёте и Леонардо да Винчи. Н. выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды, за безграничное принятие этого мира, поставив под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.

Соловьев Владимир (1853–1900) – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии как Души Мира. София – мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии: формируется представление о ней, в теургии: она обретается, а в теократии: она воплощается.

Новейшее время

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психиатр и невролог. Ф. – основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Ф. на природу человека были новаторскими для его времени. Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Ф. – теории либидо, которая объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Гуссерль Эдмунд (1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Г. стремился преобразовать философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции, которые позволяют осуществить «выключение» реального мира и осуществить переход к сосредоточению на переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (очищенному от всякой реальности переживаний). В дальнейшем Г. обратился к идее «жизненного мира» как сферы до научного опыта, которому характерен хаос неупорядоченных созерцаний, догадки, суеверия и предвосхищения. Оказал влияние на экзистенциализм и философскую антропологию.

Бергсон Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Жизнь как подлинная и первоначальная реальности, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Сущность «жизни» – «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом, так как он способен лишь создавать «отвлечённые» и «общие» понятия.

Лосский Николай (1870–1965) – русской религиозной философ, один из основателей интуитивизма. Л. занимается вопросами метафизики как науки о мире как целом, которую делил на три отдела: онтологию, космологию и естественную теологию. В теории познания Л. исходил из того, что между сознанием (мышлением) человека и миром нет разобщенности, что сознание открыто к миру и активно по отношению к вещам, оно способно познавать их в своих интуитивных прозрениях. Интуицию Л. понимал как непосредственное созерцание предмета в его подлиннике. Этико-философские работы Л: «Условия абсолютного добра», «Характер русского народа» свидетельствуют о том, что основной чертой характера русского человека является его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем. Л. убежден был, что в душе русского человека есть сила, влекущая его к добру и осуждающая зло, называемая голосом совести.

Рассел Бертран (1872–1970) – английский философ, математик, представитель логического позитивизма, пацифист, атеист, сторонник либерализма и левых политических течений. Член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии по литературе. Р. внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию. Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Искусственный язык, по убеждению Р., средство, с помощью которого можно было бы записывать четко и правильно результаты науки. История философии, по Р., это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей.

Бердяев Николай (1874–1948) – русский религиозный и политический, философ, представитель русского экзистенциализмa. Общие черты экзистенциализма в России – его религиозная окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу человеческого существования. Проблема экзистенциализма – смысл существования человека. Субъектом бытия выступает личность как качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Личность, по Б., – это единство двух природ – Божественной и человеческой.

Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – теоретик и пропагандист марксизма, философ-материалист, видный деятель российского и международного социалистического движения. Основа философской системы – материальное бытие, природа, объект. Материя-субстанция существует объективно, вне и независимо от сознания человека. Она является источником ощущение, которые являются основными и главными элементами познания. Работы П.: «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о роли личности в истории», «О материалистическом понимании истории», «Основные вопросы марксизма» и другие.

Флоренский Петр (1882–1937) – религиозный философ, ученый-математик, физик, искусствовед, филолог, историк и инженер. Ф. развивает метафизику «всеединства» и софиологию. Под влиянием славянофильства, Ф. выступает против рационалистического и механистического миропонимания, характерного западной философии, противопоставляющей жизни принципы вещности и внешности. Ф. в области физики и техники делает ряд открытий и изобретений, имевших народно-хозяйственное значение в государственном масштабе.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) – испанский философ, социолог, сторонник доктрины «массового общества», которую изложил в работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс»: духовная атмосфера, сложившаяся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества» и призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого – язык математической логики. Разработал доктрину логического атомизма, как проекцию структуры знания на структуру мира. Философию понимал как «критику языка».

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. В труде «Бытие и время» показал, что западная философия, начиная с античности, игнорировала понятие бытия, потому что считала его смысл самоочевидным. Х. требовал проследить все этапы становления этого понятия с самого начала, что называл «деструкцией» (разрушение конструкции) истории философии. Его труд принес ему известность и многие течения современной мысли развивались под его воздействием, среди них – экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, эко-феминизм и различные направления в психологии, литературе.

Карнап Рудольф (1891–1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Логике принадлежит особое место в творчестве К. и других членов Венского кружка. Однако в трудах К. логика выступает не только как средство, но и как предмет исследования. Результаты, полученные К. в области логического синтаксиса и семантики, в методологии дедуктивных наук и в построении систем индуктивной логики, имели важное значение для последующего развития логических дисциплин.

Лосев Алексей (1893–1988) – русский философ и филолог, профессор, ученик Павла Флоренского, тайный монах Русской Православной Церкви. Однажды Л. заявил на философском факультете в присутствии коллег: «Да, я идеалист». В 1929 г. вместе с женой постригся в монахи от афонских старцев. В книге «Диалектика мифа» (1930) Л. открыто отвергал марксизм и официальную философию – диалектический материализм. В результате, Л был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 г. и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала. После освобождения вернулся к преподаванию. В 1960-х годах вышел первый том «История античной эстетики» Л., изменивший традиционные представления об античности. Л. написал монографии об эллинистически-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Гадамер Ганс (1900–2002) – немецкий философ, основатель «философской герменевтики». Истоки герменевтики Г. – философия Гуссерля, Дильтея, Хайдеггера. Шлейермахера. Всемирную известность принесла Гадамеру работа «Истина и метод», в которой Гадамер трактует феномен понимания не как инструментально-логический акт, а как способ человеческого бытия. Наметил пересмотр задач герменевтики и ревизия концепций предшественников: герменевтика – не искусство истолкования (как это было у Шлейермахера) и не метод познания (как у Дильтея), а исследование условий, при которых возможно понимание. Развивая хайдеггеровскую мысль о человеческом бытии как бытии в мире и о «пред-истолкованности» мира («предпонимании», которое конкретизируется им как «пред-рассудок»). Герменевтика, по мнению Гадамера, выступает в современную эпоху как самосознание человека.

Поппер Карл (1902–1994) – австрийский и британский философ и социолог. П. является основоположником философской концепции критического рационализма, рамках которой развивает теорию роста научного знания. Одна из центральных проблем философии науки, по П., состоит в нахождении критерия демаркации между наукой и ненаукой, в качестве которого он предложил принцип фальсифицируемости как принципиальной опровержимости любой научной теории. Другой чертой концепции роста научного знания является антииндуктивизм: он критикует индукцию и предлагает метод выдвижения новых гипотез. Любое научное знание носит, по П., гипотетический, предположительный характер и подвержен ошибкам. Этот тезис П. о принципиальной погрешимости человеческого знания получил название фаллибилизма, который пересекается с принципом толерантности.

Сартр Жан-Поль (1905–1980) – французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог. Центральное понятие философии Сартра является понятие свободы, понимаемое как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Свобода не как свобода духа, ведущую к бездействию, а как свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. Концепция свободы воли развертывается у С. в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Некоторые литературные работы С.: «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Странная дружба».

Куайн Уиллард (1908–2000) – американский философ, логик и математик, представитель логического прагматизма. Испытывал влияние неопозитивизма и прагматизма, бихевиоризма. Будучи знаком с членами Венского кружка, с 1934 г. Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Труды К. посвящены построению аксиоматической системы, включающей логику классов, логическую семантику и модальную логику, философию математики. «Философия логики», «Референция и модальность, «Онтологическая относительность», «С точки зрения логики» – те немногие работы, переведенные на русский язык.

Кун Томас (1922–1996) – американский историк и философ науки. Известная работа Т. Куна «Структура научных революций», в которую рассматривается теория о том, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм». Научное знание развивается посредством научных революций. Научная революция – это смена научным сообществом объясняющих парадигм. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Тоффлер Элвин (р. 1928) – американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Книга Т. «Третья волна» проводит тезис о том, что человечество проходит революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию технологической информационного, или постиндустриального общества. Т. предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX–XXI вв. Всемирную известность Т. принесла книга «Футурошок», которая была переведена на многие языки.

Фукуяма Фрэнсис (р. 1952) – американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Фукуяма стал известен благодаря книге «Конец истории и последний человек», в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества.

Фуко Мишель (1926–1984) – французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.

Хабермас Юрген (р. 1929) – немецкий социальный философ. Профессор во Франкфурте-на-Майне (с 1964). Ведущей темой социальной философии X. стала проблема активной, «политически функционирующей» общественности, обострившаяся в связи с завершающим этапом конституирования капитализма в государственно-монополистической форме. Эта проблема предстает у X. как стержневая, в зависимость от которой он ставит другие социокультурные проблемы современности.

Хантингтон Сэ́мюэл Фи́ллипс (1927–2008) – американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций. Х. является автором работы «Столкновение цивилизаций», в которой описал динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Х. утверждал неизбежность в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами.

Хейзинга Йохан (1872–1945) – нидерландский философ, историк, исследователь культуры. Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры X. придает игре. Ее цивилизационную роль он видит в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей. Игра – основа человеческого общежития. X. подчеркивает антиавторитарный характер игры, допущение возможности иного выбора, отсутствие гнета «серьезности» – фетишистских представлений.

Деррида Жан (1930–2004) – эстетик, литературовед. Основатель деконструктивизма, ставшего вариантом постструктурализма и получившего широкое распространение в США. Д. начинал как структуралист, с сер. 1960-х гг. перешел на позиции постструктурализма и постмодернизма. В своих исследованиях опирается на Ф. Ницше и особенно на М. Хайдеггера. Основные работы посвящены проблемам философии, литературы и культуры. Взгляды Д. имеют философско-эстетический, эссеистский характер, им присущ ярко выраженный стиль, поэтому его нередко называют писателем.

Дильтей Вильгельм (1833–1911) – немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед. В "философии жизни" Д. следует методологическому принципу: философствование должно исходить из жизни, что означало отказ от всех внешних по отношению к жизни — "трансцендентных" положений, опора только на то, что "дано" самой жизнью. Базируется этот принцип на триединстве переживания определенных жизненных состояний и процессов, во-первых, выражения (термин, который Д. употребляет в качестве синонима для "объективаций жизни", то есть такой как она есть), во-вторых, и, наконец, понимания жизни. В главном сочинении «Введение в науки о духе», Д. резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (эмпирическая психология). Психическая жизнь человека признается Д. как как единый непрерывный поток, сущность которого в иррационалистической и телеологической. направленности

Фейерабенд Поль (1924–1994) – учёный, философ, методолог науки. Ф. стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна, Имре Лакатоса.

Лакатос Имре (1922–1974) – английский философ венгерского происхождения, один из представителей пост позитивизма. Лакатос – автор теории и методологии научно-исследовательских программ в рамках которых, вслед за К. Поппером, развил принцип фальсификации. Теория Л. направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией Т. Куна. Л. описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ».

ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ

Работа с философским словарем – неотъемлемая часть самостоятельной работы студентов. В приложении даны понятия для самостоятельного изучения и необходимого уровня знаний по дисциплине «Философия».

Использованы следующие сокращения: от греч. – греческое, от лат. – латинское, фр. – французское, совр. – современное.

Абсолют (от лат. – «безусловный», «неограниченный», «безотносительный», «совершенный») – первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному. Синоним божества.

Автаркия (от греч. – «самодостаточность») – система замкнутого воспроизводства сообщества с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киренаики и стоики считали автаркию или «самодостаточность», жизненным идеалом.

Агностицизм – учение, отрицающее возможность объективного познания мира, достижение объективной истины.

Аксиология (от греч.– «учение о ценностях») – теория ценностей, раздел философии, изучающая вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой.

Аксиома (от греч.) –исходное положение теории, принимаемое без экспериментального подтверждения.

Аксиоматический метод теория ценностей, раздел философии, изучающая вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой.

Анализ – метод мышления, заключающийся в мысленном или реальном разложение объекта на составляющие его части.

Аналитическая философия направление современной философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных средств познания. Философский анализ средств познания подменяется исследованием частно-научных проблем: логических, логико-лингвистических, семиотических. Мировоззренческие проблемы сторонники А.Ф. рассматривают как «метафизику», лишённую научно-познавательного значения. А.ф. – продолжение линии позитивизма в современной философии и включает два направления: философия логического анализа, к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: