Понятие и задачи прокуратуры

Прокуратура – это самостоятельный государственный орган, который предназначен для осуществления от имени государства надзора за точным и единообразным применением на территории Республики Беларусь нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и должностными лицами.

Прокуратура выполняет задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, в Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь», иных нормативно-правовых актах, а также приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь.

Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь, на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органам, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит следствие. Поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел.

В соответствии со ст. 2 Закона «О Прокуратуре Республике Беларусь», принятого 29 января 1993 г.[193], деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Прокуратура осуществляет функцию прокурорского надзора, которая реализуется в рамках правоохранительной функции государства. Ни один другой государственный орган не вправе подменять прокуратуру, осуществлять прокурорский надзор.

Для уяснения сущности прокурорского надзора следует различать такие понятия как «контроль», «надзор».

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранения его отклонений от заданных параметров. Основная цель контроля – блокирование нежелательной деятельности объекта, а при обнаружении недостатков – принятие мер по их устранению. Контроль предполагает активное вмешательство в работу подконтрольного органа, корректировку его деятельности. Так, контроль за применением законов и иных нормативно-правовых актов возложен на различные исполнительные и распорядительные органы. Эти органы сами, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за работой подведомственных им органов. Вышестоящие руководящие и контролирующие органы могут вмешиваться в деятельность нижестоящих, подчиненных им органов. Они могут отменить их незаконные действия.

Административный (ведомственный) надзор возложен на различные государственные межведомственные и внутриведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, ветеринарные и т.п.). Надзор, в основном, ограничивается наблюдением и констатацией факта обнаруженных ошибок.

Прокурорский надзор отличается от ведомственного надзора и контроля.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Он распространяется на все министерства, ведомства, учреждения, организации, предприятия, независимо от их функционального предназначения и подчиненности. Ему присущ общегосударственный характер, охватывающий всю деятельность государства, не ограничивающийся какой-либо одной или несколькими сферами его деятельности. Однако прокурор не вправе вмешиваться в деятельность организаций и должностных лиц. Его методы надзора и формы реагирования на нарушения законности своеобразны. Он сам непосредственно не отменяет незаконные акты, действия государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. В случае выявления недостатков при применении закона прокурор реагирует на этот факт путем вынесения своего прокурорского акта (протеста, представления и др.), который обязателен к исполнению теми, кто допустил нарушения законности.

Итак, прокурор не обладает административными полномочиями. Его деятельность носит надведомственный характер. Своими действиями он предупреждает нарушение закона, выявляет его нарушение, устраняет выявленные нарушения и принимает меры по привлечению виновного к юридической ответственности.

В случае обнаружения нарушений закона он реагирует вынесением одного из актов прокурорского надзора, к которым относятся: 1) протест; 2) представление; 3) постановление; 4) предписание; 5) предупреждение. Избрание прокурором конкретного вида реагирования зависит от сферы, где произошло нарушение и от характера самого нарушения.

Понятием «прокурор» охватываются должностные лица, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, прокурор г. Минска, прокуроры районов (городов), военные, транспортные прокуроры, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: