Органы дознания, их задачи и компетенция

Дознание является одной из форм предварительного расследования преступлений. На органы дознания кроме производства дознания возлагаются обязанности по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий и др.

Необходимо различать понятия: «орган дознания» и «дознаватель». Орган дознания – это, во-первых, учреждение, во-вторых, лицо, возглавляющее учреждение, т.е. руководитель органа дознания. Например, органом дознания является милиция и начальник соответствующего управления (отдела) милиции. Не все работники органа дознания могут осуществлять дознание. Дознание по конкретному делу может проводить лично сам начальник соответствующего органа дознания, но, как правило, он поручает это лицу, уполномоченному проводить дознание. И тогда это лицо именуется «дознаватель».

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д. О начале производства дознания по таким делам орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. УПК ограничивает срок проведения этой формы дознания. Он указан в УПК и начинает течь со дня возбуждения уголовного дела. После истечения срока дознания дело немедленно направляется по подследственности органу предварительного следствия. В последующем по данному уголовному делу орган дознания может проводить определенные следственные и розыскные действия по указанию следователя органа предварительного следствия. Когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания осуществляет его розыск путем проведения следственных и оперативных мероприятий.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно состоит в том, что орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные УПК меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. По этой категории уголовных дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

Дознание проводит руководитель органа дознания. Он может поручить дознание подчиненным, которые при производстве дознания именуются дознавателями. Они действуют самостоятельно, осуществляют всесторонне, полное и объективно исследование обстоятельств дела путем собирания, проверки и оценки как обвинительных, так и оправдательных доказательств с тем, чтобы при назначении наказания были учтены смягчающие и отягчающие обстоятельства. Однако решение наиболее важных вопросов закон предоставляет органу дознания, а не дознавателю. Так, согласно УПК право решать вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании подозреваемого, об окончании расследования дела может только орган дознания.

Между руководителем органа дознания и дознавателем существуют, с одной стороны, отношения служебного характера, а с другой – уголовно-процессуальные как участников уголовного процесса. Дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Оно вправе обжаловать указания руководителя органа дознания надзирающему прокурору, а указания надзирающего прокурора – вышестоящему прокурору. Однако обжалование не приостанавливает выполнение указаний.

Кроме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, органы дознания вправе осуществлять ускоренное производство по преступлениям, не представляющим значительной общественной опасности. Их перечень указан в УПК.

Суть ускоренного производства состоит в следующем. В случаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления и оно не отрицает своей причастности в совершении преступления, орган дознания немедленно приступает к ускоренному производству. При этом орган дознания до возбуждения уголовного дела в течение семи суток получает объяснения от лица, совершившего преступления, очевидцев и других лиц об обстоятельствах, совершенного преступления, истребует справку о наличии или отсутствии судимости и других материалов, имеющих значение для рассмотрения дела в судебном заседании, а затем вносит постановление о возбуждении уголовного дела. Ускоренное производство должно быть закончено не позднее десяти суток со дня поступления в орган дознания заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Так должно проходить ускоренное производство по новому УПК. А в 1985 г. УПК 1960 г. был дополнен нормами, которые регулировали ускоренное производство, получившее название «протокольная форма досудебной подготовки материалов», основные черты которой воспринял новый УПК.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию определенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» [141] задачами милиции являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на условиях и в порядке, установленных законодательствам, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей, а также другие задачи.

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопасности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по организованной преступности и коррупции. Они взаимодействуют при выполнении стоящих перед ними задач.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическим преступлениями, с организованной преступностью, экспертно-криминалистические и иные подразделения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также оказания помощи милиции общественной безопасности в решении возложенных на них обязанностей.

Задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной службы, службы дознания, виз и регистрации, участковых инспекторов милиции, изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители, учебные пункты и другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции.

Для милиции общественной безопасности задачами являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений по делам, по которым предварительное следствие не предусмотрено.

В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам, милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранения грузов и выполняет другие обязанности, вытекающие из задач милиции.

В состав транспортной милиции входят: 1) криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности); 2) милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Милиция по организованной преступности и коррупции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, а также разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов.

Обязанности и права милиции обширны (ст. 1, ст. 16 Закона о милиции). Главная обязанность – обеспечить общественный порядок. Милиция обязана принимать и регистрировать поступающую информацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о них. Для этого в составе милиции общественной безопасности имеются дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы и другие подразделения.

Милиция как орган дознания вправе задерживать и содержать в специально отведенных в органах милиции помещенных лиц, подозреваемых в совершении преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

Полномочиями органа дознания обладают начальники милиции. Они осуществляют дознание не сами, а, как правило, поручают проведение подчиненным работникам (оперативным уполномоченным, участковым инспекторам милиции и др.). Это зависит от конкретных обстоятельств дела.

2. Органы государственной безопасности являются органами дознания по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению. К таким делам относятся, например, дела о преступлениях против мира, безопасности человека, против государства и порядка осуществления власти и управления. Производство по ним осуществляют работники оперативно-розыскных служб. Причем дознание может вестись в обеих формах: как без обязательного, так и с обязательным производством предварительного следствия.

3. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Наделение командиров (начальников) воинских формирований правами органа дознания является одним из средств укрепления дисциплины и воспитания в духе соблюдения законодательства и выполнения воинских приказов. Непосредственное расследование преступлений ведут дознаватели, которые назначаются приказом командира (начальника) воинского формирования на определенный срок, как правило, на два года. На время производства дознания дознаватель освобождения от выполнения прямых служебных обязанностей.

Командир (начальник) воинского формирования, получив сообщение о совершенном преступлении, осуществляет следующие действия: 1) выносит постановление о возбуждении дела и поручает производство дознания конкретному дознавателю; 2) немедленно сообщает о возбужденном деле военному прокурору.

Дознаватель, которому поручено расследование, выносит постановление о принятии дознания к своему производству. По своей инициативе сам дознаватель не вправе возбуждать производство.

Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаружения преступления. Руководство дознанием ведет командир (начальник) воинского формирования. Он обязан давать указания дознавателю. Надзор за исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор. Его указания для органа дознания являются обязательными. В случае возникновения разногласий эти указания могут быть органом дознания обжалованы вышестоящему прокурору. Но обжалование не приостанавливает исполнения этих указаний.

4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.

Следует обратить внимание, что начальники указанных учреждений имеют право органов дознания по двум категориям дел: 1) о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.

Производство дознания осуществляют дознаватели, которых назначает начальник соответствующего учреждения. О начатом дознании уведомляется прокурор. Дознание осуществляется с соблюдением требований УПК.

5. Органы пограничных войск – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

Органы пограничных войск имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государственной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмотры, допросы и другие следственные действия. Уголовные дела этой категории ведут офицеры пограничных застав, отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск.

При обнаружении признаков преступления соответствующие подразделения органов пограничных войск принимают меры к сохранению следов преступления, вычерчивают схемы места задержания правонарушителя, производят изъятие документов и предметов, оказавшихся у задержанного или обнаруженных возле места задержания, берут у нарушителя письменные объяснения, оформляют документы о задержании и т.д.

6. Таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

Таможенная деятельность является исключительной монополией государства. Эта деятельность осуществляется в пределах таможенной территории и таможенной границы Республики Беларусь.

На таможенные органы возложена борьба с экономическими преступлениями, связанными с посягательством на таможенную деятельность. В их числе: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, преступления о незаконных валютных операциях и др. По такой категории преступлений таможенные органы являются органами дознания. При обнаружении признаков контрабанды и других преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, соответствующий таможенный орган возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Затем уголовное дело для дальнейшего расследования передается следователю по подследственности.

7. Органы финансовых расследований – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

Указом Президента Республики Беларусь 12 июня 1998 г. утверждено Положение о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь [142]. Согласно этому нормативно-правовому акту, органы Государственного комитета финансовых расследований, наряду с производством предварительного следствия, осуществляет дознание. При этом одни структурные подразделения осуществляют предварительное следствие, а другие – дознание. В их компетенцию входит расследование уголовных дел о таких преступлениях как, например, невозвращение из-за границы иностранной валюты, незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг, незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, выманивание кредита или дотаций, уклонение от уплаты налогов и др.

8. Органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

Для органов государственного пожарного надзора производство дознания не является единственной и основной их функцией. Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности. Но по всем уголовным делам о пожарах осуществляется дознание. В последующем уголовное дело, как правило, передается для производства предварительного следствия.

9. Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.

Юрисдикция органа дознания в лице капитана распространяется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех других лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Капитан судна или лицо, выполняющее по его поручению функции дознавателя, обязано произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Задержание подозреваемого может быть произведено по постановлению командира судна. В безотлагательных случаях оно может быть вынесено после задержания. Если подозрение в отношении задержанного отпадает, то он подлежит немедленному освобождению.

Материалы дознания передаются капитаном судна прокурору по месту приписки судна или в ближайший порт.

10. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь подчиняются законам собственной страны и обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются для того, чтобы обеспечить этим органам возможность выполнения предусмотренных международным правом функций без контроля со стороны властей государства пребывания. Это вытекает из принципа суверенного равенства государств.

В случае совершения преступления в пределах территории дипломатических представительств или консульских учреждений на глав этих органов либо по их поручению на кого-либо из лиц этих органов возлагается обязанность осуществлять дознание независимо от того, кто совершил преступление.

§ 4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, их задачи и компетенция

Для успешной борьбы с преступностью, кроме уголовно-процессуальной деятельности, основанной на применении норм УПК, проводится еще и оперативно-розыскная деятельность, главные направления которой урегулированы Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.[143]. Согласно ст. 1 этого Закона, «оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов».

В задачи оперативно-розыскной деятельности входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, охрана государственных секретов, розыск скрывающихся преступников, без вести пропавших лиц, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республике Беларусь.

Основным признаком оперативно-розыскной деятельности, как особого вида правоохранительной деятельности, является ее негласный, секретный характер, что позволяет отслеживать подготавливаемые преступления. Если для гласных оперативно-розыскных мероприятий характерна осведомленность лица, которого она касается, то негласная деятельность осуществляется соответствующими государственными органами такими методами и способами, о которых не знает и не должно знать лицо, оказавшееся объектом внимания работников оперативно-розыскных служб.

К основным оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтово-телеграфных отправлений; прослушивание телефонных переговоров; слуховой контроль; снятие информации с технических каналов связи и др. В ходе проведения этих мероприятий используются технические средства.

Негласные оперативно-розыскные мероприятия не подрывают устои правового государства. О возможности определенного ограничения прав и свобод гражданина сказано в ст. 23 Конституции Республики Беларусь: «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц». Допустимость ограничения прав и свобод предусматривают и международно-правовые акты. Например, в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[144] говорится, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции. Вторжение публичной власти в сферу этого права допускается тогда, когда такое вторжение предусмотрено законом. Подобная мера служит в демократическом обществе защите государственной безопасности, общественному порядку, экономическому благосостоянию страны, защите строя и предупреждению уголовно-наказуемых действий, охране здоровья или защите прав и свобод других лиц.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает гарантии принятия законного и обоснованного решения об ограничении прав граждан. В ч. 2 ст. 6 Закона сказано: «Лицо, полагающее что действия органов, осуществляющих оперативно-розничную деятельность, привели к нарушению или ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суде».

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) пограничных войск;

4) органов государственной охраны - Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

5) органов финансовых расследований;

6) таможенных органов;

7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, запрещается создание и деятельность политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, способствуют решению задач уголовного процесса: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Без органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, невозможно было бы расследование большинства преступлений, особенно так называемых неочевидных преступлений, т.е. когда лицо, его совершившее, к моменту обнаружения признаков преступления неизвестно. Деятельность этих органов необходима и для расследования преступлений, совершенных в условиях очевидности, когда действие или бездействие лица происходило в присутствии свидетелей и когда оно было задержано в связи с совершенным преступлением, для установления мотивов совершения преступления, возможных соучастников содеянного, наличия организованной группы, других обстоятельств, входящих в предмет доказывания, также необходима оперативно-розыскная деятельность, поскольку она создает предпосылки для быстрого и полного раскрытия преступлений.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны проводить намеченные ими мероприятия как по возбужденному уголовному делу, так и параллельно с деятельностью органов предварительного расследования преступлений.

Результаты работы оперативно-розыскных органов могут быть использованы в уголовном процессе для подготовки и проведения следственных действий, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с УПК.

§ 5. История белорусского законодательства
об органах предварительного расследования преступлений

История возникновения и развития органов предварительного расследования преступлений сложна, противоречива и к тому же вызывает повышенный интерес не только юристов, но и широких слоев общественности Беларуси. Деятельность этих органов не отделима от истории государства. Ведь именно органы, осуществляющие охрану общественного порядка, первыми реагируют на факты преступлений.

Для истории Беларуси (1917–1921 гг.) характерна активизация как завоевателей, так и белорусских общественно-политических сил. Нельзя сбрасывать со счетов и желание большевиков сохранить Советскую Россию в границах Российской империи. Причем все властные структуры, сменявшие одна другую, пытались закрепиться в Беларуси, в том числе и путем создания своих правоохранительных органов. И это на фоне активных действий местных вооруженных формирований [145]. В результате Рижского мирного договора (18 марта 1921 г.) территорию Беларуси составляли шесть уездов Минской губернии.

Из-за сложных общественно-политических и национальных процессов, Беларусь, как государство, провозглашалась несколько раз [146]. Вопрос о легитимности государственных органов Беларуси того периода не перестает быть актуальным. Несомненно одно: на территории Беларуси действовали первые нормативно-правовые акты РСФСР. С образованием СССР регулирование многих вопросов организации и деятельности органов предварительного расследования преступлений отнесено к сфере общесоюзного законодательства.

Органы предварительного расследования общеуголовных преступлений. После прихода к власти большевиков согласно Декрету о суде № 1 от 24 октября 1917 г. [147] предварительное следствие по общеуголовным преступлениям осуществляли местные народные судьи. Постановления о личном задержании утверждались всем составом местного суда. С изданием 7 марта 1918 г. Декрета о суде № 2 [148] стали учреждаться окружные следственные комиссии (позднее они получили название уголовно-следственных комиссий). Они представляли собой коллегиальные органы, предназначенные для расследования преступлений, превышающих подсудность местного народного суда. Следственные комиссии состояли из трех лиц, избираемых Советом рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В дальнейшем Декретом о суде № 3 от 20 июля 1918 г. [149] подследственность местных народных судей была сужена за счет расширения подследственности уголовно-следственных комиссий.

Для расследования преступлений создавались и органы дознания: штабы красной гвардии, инспекции труда на промышленных предприятиях и др. Среди них особое место занимала милиция, функции которой изначально были разнообразны.

28 октября (10 ноября) 1917 г. НКВД РСФСР издал постановление «О рабочей милиции», которое явилось первым нормативно-правовым актом, юридически определяющем создание советской милиции. В нем предписывалось, что все «Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждают рабочую милицию». В вопросах определения организационных форм деятельности милиции местным органам власти была предоставлена полная свобода. В соответствии с постановлением НКВД «О рабочей милиции» на местах создавались вооруженные формирования под различными названиями: отряды Красной гвардии, охранные дружины, специальные отряды охраны и т. д. Милиция не была построена на профессиональных началах, поскольку существовала идея всеобщего вооружения народа для защиты завоеваний революции. Однако угроза военной интервенции, выступления противников Октябрьской революции (саботаж чиновников, мятежи, заговоры) потребовали создания постоянного органа охраны революционного порядка.

Осенью 1917 г. на не оккупированной части Беларуси была установлена советская власть и создан высший орган власти - Исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап), который постановил образовать СНК и комиссариаты, в том числе и комиссариат внутренних дел.

В Беларуси в октябре 1917 г. продолжала функционировать милиция, созданная Временным правительством, которое демократизировало организацию и деятельность полиции[150], придав ей новое название – народная милиция. В Минске народную милицию возглавил М. В. Фрунзе. 4 марта 1917 г. приказом коменданта города служащий Всероссийского земского союза М. А. Михайлов (М. В. Фрунзе) был назначен начальником милиции Всероссийского земского союза по охране порядка в городе. Он собрал в милицию революционно настроенных рабочих и солдат, что и определило характер ее деятельности. К концу 1918 г. формирование рабоче-крестьянской милиции в основном завершилось [151]. Вскоре органы власти приступили к созданию транспортной милиции (речной и железнодорожной).

Накопленный советской милицией опыт был закреплен в Положении «О рабоче-крестьянской милиции», принятом ВЦИК 10 июня 1920 г.[152] В нем отмечалось, что в состав рабоче-крестьянской милиции входят: городская и уездная милиция; промышленная (фабрично-заводская, лесная и горнопромышленная и т. п.); железнодорожная; водная (речная, морская); розыскная милиция. Народный Комиссариат по военным делам мог привлекать милицию в действующую Красную Армию, но с таким расчетом, чтобы в действующей армии одновременно находилось не свыше одной пятой ее наличного состава. Рабоче-крестьянская милиция находилась в ведении НКВД, где функционировало Главное управление милиции. Его возглавлял член коллегии НКВД. Он являлся начальником милиции республики.

В первые годы советской власти предварительное следствие по уголовным делам о воинских преступлениях проводили согласно ст. 2 и ст. 3 Декрета о суде № 1 [153] полковые (отрядные) местные суды. Позже эту функцию стали осуществлять следственные комиссии фронтовых, полковых (отрядных) местных судов. Дознание вели комиссары и начальствующий состав воинских частей.

Положение о народном суде РСФСР, принятое ВЦИК 30 ноября 1918 г., [154], наметило переход от коллегиального следствия к единоличному. Следственные комиссии стали поручать проведение следственных действий своим работникам.

Единоличное следствие было характерным и для органов военной юстиции. В соответствии с Положением о революционных военных трибуналах, утвержденным 4 февраля 1919 г. [155] на военных следователей возлагалось производство предварительного следствия по делам о преступлениях военного характера (кроме дел о шпионаже и контреволюционных преступлениях).

В Приказе Реввоенсовета Республики от 30 сентября 1919 г. «О утверждении и введении в действие Положения о военных следователях» [156] отмечалось, что для производства предварительного следствия по преступлениям военнослужащих военные следователи состоят при революционных военных трибуналах, а также при окружных и губернских военных комиссариатах.

25 мая 1922 г. был принят УПК РСФСР, [157]действие которого было распространено на Беларусь. В ст. 23, разъяснявшей употребляемые в кодексе термины, под словом «следователь» понимались: народные следователи; следователи, состоящие при Советах народных судей и революционных трибуналах; военные следователи; следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. После утверждения в Беларуси 26 июня 1922 г. Положения о прокурорском надзоре [158] на прокуратуру было возложено непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, а также органов дознания.

Положение о судоустройстве в Социалистической Советской Республике Белоруссии от 30 марта 1923 г. [159] предусмотрело две категории следователей: 1) народные следователи при следственных участках; 2) народные следователи при отделе прокуратуры наркомата юстиции. Образование следственных участков и назначение народных следователей на должность производилось Высшим Судом Республики. Следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись отделом прокуратуры Наркомата юстиции.

В Положении о судоустройстве БССР, утвержденном 15 июля 1924 г. [160], предусматривалось, что назначение, перемещение, увольнение следователей производится Прокурором Республики. При участковом народном следователе состоял секретарь и рассыльный.

УПК РСФСР 1923 г. [161], действие которого было распространено на БССР, в организацию следственного аппарата не внес существенных изменений.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 1924 г. [162] подтвердили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» (ст. 7).

По Положению о судоустройстве БССР от 31 октября 1925 г. [163] следователи подразделялись на: 1) участковых следователей при следственных участках; 2) старших следователей при окружных прокуратурах; 3) следователей по важнейшим делам при отделе прокуратуры наркомата юстиции (ст. 80).

Таким образом, на первоначальном этапе развития советских органов предварительного следствия следователи находились в ведении органов, при которых они состояли (при местных судах, военных трибуналах, Наркомате юстиции и др.).

В дальнейшем реорганизация органов предварительного следствия связана с организацией общесоюзных правоохранительных органов.

Образование общесоюзной прокуратуры привело к укреплению в ее пределах следственного аппарата. При Прокуратуре СССР были учреждены следователи по важнейшим делам. Создание Наркомата юстиции СССР привело к выделению из системы НКЮ союзных и автономных республик органов прокуратуры и следствия и подчинению их Прокурору СССР.

В 1924 г. и в 1926 г. произошло расширение территории Беларуси. К ней отошли ряд уездов и волостей Витебской, Смоленской, Гомельской губернии, населенных преимущественно белорусами. На этих территориях были созданы управления милиции и уголовного розыска. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 3 ноября 1924 г. было утверждено Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел БССР[164], согласно которому управления милиции и розыска слились в единый орган – Управление милиции и уголовного розыска, который включал: а) отдел милиции; б) отдел уголовного розыска; в) материальный отдел.

Для усиления борьбы с преступностью были приняты меры по укреплению личного состава милиции. С этой целью ЦИК и СНК БССР 7 августа 1926 г. принял постановление «Об утверждении положения о службе Рабоче-Крестьянской Милиции БССР»[165], согласно которому управление милиции НКВД БССР являлось центральным органом милиции республики, а на местах: в округе - управление окружной милиции; в районе - управление районной милиции; в участке района - старший районный милиционер. 22 марта 1928 г. ЦИК и СНК БССР принял постановление об изменении некоторых статей «Положения о службе Рабоче-Крестьянской Милиции»[166], в котором уточнялся статус работников милиции.

25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил «Положение о рабоче-крестьянской милиции»[167]. В нем сказано, что основная задача милиции - охранять революционный порядок и общественную безопасность, необходимые для социалистического строительства. Милиция делилась на: 1) общую милицию; 2) ведомственную милицию.

Центральными органами милиции стали управления милиции союзных республик, состоящие при СНК союзных республик. Местными органами милиции являлись областные (и приравненные к ним) управления милиции. Общая милиция выполняла следующие обязанности по борьбе с преступностью: предупреждала и пресекала преступления; обнаруживала и расследовала совершенные преступления; разыскивала лиц, скрывающихся от расследования, суда и исполнения приговора; разыскивала похищенное имущество; приводила в исполнение приговоры судов о ссылке и высылке; вела учет высланных и сосланных и осуществляла специальный надзор за ними. Ведомственная милиция, наряду со специальной охраной отдельных предприятий, сооружений и имущества государственных и общественных органов, выполняла на территории охраняемых предприятий и сооружений обязанности общей милиции.

После образования СССР функции СНК БССР сузились. Для руководства милицией было создано самостоятельное Главное управление рабоче-крестьянской милиции при СНК БССР. Но когда в 1932 г. была установлена паспортная система, на милицию стала возлагаться обязанность следить за паспортным режимом. В связи с этим 27 декабря 1932 г. было издано постановление об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР[168]. Милиция перестала подчиняться местным органам и находилась непосредственно в подчинении вышестоящих ведомственных органов. После принятия 10 июля 1934 г. Постановления ЦИК СССР об образовании общесоюзного НКВД[169], в составе НКВД СССР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции. В БССР было вновь образовано НКВД.

В 1938 г. Верховный Совет БССР установил в Беларуси областное административно-территориальное деление. В связи с этим были образованы областные органы НКВД.

Ведомственным актом НКВД СССР в 1940 г. учреждены должности следователей и старших следователей милиции, организационно объединенные в следственные отделы во главе с начальником отдела, хотя УПК союзных республик о следователях милиции не упоминало [170].

В период Великой Отечественной войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий подследственность военных следователей была расширена. Органы расследования должны были действовать в тесном контакте с командованием воинских соединений, с военными советами, к которым переходили функции государственной власти.

После окончания войны (1941–1945 гг.) законы военного времени были отменены.

25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик[171], а в 1960 г. УПК БССР. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами производство предварительного следствия осуществлялось следователями прокуратуры и следователями органов государственной безопасности.

Уголовно-процессуальное законодательство расширило подследственность следственного аппарата за счет сокращения подследственности органов дознания.

В 1963 г. в органах охраны общественного порядка (в то время так назывались органы внутренних дел) был создан следственный аппарат. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка»[172] отмечалось, что следственный аппарат создается для укрепления законности.

Следственному аппарату органов охраны общественного порядка стала подследственна значительная часть преступлений, расследование которых ранее относилось к компетенции прокуратуры.

К середине 60-х гг. XX в. в Беларуси сложилось три самостоятельных следственных аппарата: в прокуратуре, органах внутренних дел и органах государственной безопасности. В 1998 г. в Беларуси к ним добавился еще следственный аппарат органов финансовых расследований[173].

Органы расследования контрреволюционных (политических) и государственных преступлений. В первые годы Советской власти предварительное следствие по делам о контрреволюционных (политических) и иных особо опасных преступлениях осуществлялось согласно Декрету о суде № 1[174] коллегиальными органами - следственными комиссиями при губернских и городских Советских рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эти дела были подсудны революционным трибуналам. По особо важным делам предварительное следствие осуществлялось следственной комиссией Революционного трибунала при ВЦИК[175] в составе трех человек, избираемых ВЦИК.

Расследование дел о контрреволюции, саботаже, спекуляции и должностных преступлениях проводили Всероссийская и местные чрезвычайные комиссии.

6 (19) декабря 1917 г. ЦИК, обсуждая сообщение о готовящейся всероссийской забастовке государственных служащих, поручил Ф. Э. Дзержинскому создать особую комиссию для выяснения способов борьбы с забастовкой. Обстановка была чрезвычайной. Привилегированные слои населения, буржуазия, помещики предпринимали отчаянные усилия для подрыва завоеваний революции. Их сторонники саботировали работу, организовывали стачки. 7 (20) декабря 1917 г. СНК, заслушав доклад Ф. Э. Дзержинского, принял постановление об учреждении Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). СНК наметил основные задачи комиссии: 1) пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий; 2) предание суду ревтрибунала всех саботажников, контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; 3) ведение предварительного расследования преступлений, поскольку это нужно для пресечения преступления[176]. Возглавил ВЧК Ф. Э. Дзержинский[177].

Первый состав ВЧК состоял из большевиков. В январе 1918 г. в ее состав вошли левые эсеры, поскольку к тому времени представители этой партии были в составе Советского правительства.

В феврале 1918 г. произошло изменение в функциях ВЧК. Она стала применять внесудебные репрессии. Юридическим и идеологическим основанием для применения расстрела послужило постановление СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое отечество в опасности!»[178], которое предписывало расстреливать на месте особо опасных преступников. В связи с этим в ВЧК появилась еще одна функция - предварительное расследование уголовных дел, которые подлежали рассмотрению не в суде, а в коллегии ВЧК. В постановлении ВЦИК от 17 февраля 1919 г. «О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии» сказано, что «за чрезвычайными комиссиями сохраняется право непосредственной расправы для пресечения преступлений»[179].

Для активизации создания местных ЧК (чрезвычайных комиссий) и уточнения их функций, ВЧК 22 марта 1918 г. приняла Постановление, в котором указывалось следующее:

«1. Предлагается всем Советам на местах и в районах немедленно организовать означенные, с одинаковым названием, комиссии.

2. Чрезвычайные комиссии борются с контрреволюцией и спекуляцией, злоупотреблениями по должности и посредством печати.

3. Отныне право производства всех арестов, обысков, реквизиций, конфискаций и проч., связанных с поименованными преступлениями, принадлежит исключительно этим чрезвычайным комиссиям как в г. Москве, так и на местах»[180].

В борьбе с вооруженными контрреволюционерами и бандами чекистам помогали отряды Красной гвардии и части Красной Армии. Но ВЧК нуждалась в постоянной вооруженной силе и постепенно начали создаваться специальные войска ВЧК.

Декрет ВЦИК от 20 июня 1919 г. конкретизировал компетенцию органов ВЧК, изъял некоторые уголовные дела из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении, и передал их органам ВЧК, которые могли применять внесудебные репрессии. Это касалось следующих преступлений: 1) принадлежность к контрреволюционной организации и участие в заговоре против советской власти; 2) государственная измена, шпионаж, укрывательство изменников и шпионов; 3) сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия; 4) подделка денежных знаков, подлог в контрреволюционных целях документов; 5) участие в контрреволюционных целях в поджогах и взрывах; 6) умышленное истребление или повреждение железнодорожных путей, мостов и других объектов, имеющих военное значение; 7) бандитизм; 8) разбой и вооруженный грабеж; 8) взлом советских и общественных складов и магазинов с целью хищения; 10) незаконная торговля кокаином[181].

Определенные изменения в компетенцию ВЧК и местных ЧК внесло Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г.[182], которое возлагало на ВЧК и местные ЧК обязанность ведения предварительного следствия по уголовным делам, подлежащим направлению в ревтрибуналы. Территориальные ревтрибуналы избирались местными Советами и губернскими исполкомами в составе председателя и двух членов, один из которых - из коллегии губернской ЧК. Чекисты входили в состав не только территориальных, но и военных ревтрибуналов. В исключительных случаях, точно перечисленных в этом Положении, ВЧК и губернским ЧК предоставлялось право заключать виновных в лагерь принудительных работ на срок не свыше 5 лет (ст. 1).

Продвижение польских войск в конце апреля - начале мая 1920 г. по территории Беларуси привело к активным действиям ВЧК и местных ЧК по изоляции лиц, враждебно настроенных к советской власти. «Лица, представляющие социальную опасность, но не изобличенные в тяжких контрреволюционных преступлениях, подлежали изоляции. Таким методом интервенты и белогвардейцы лишались потенциального резерва, который мог быть использован ими против Советской власти»[183].

Декрет ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех революционных трибуналов Республики»[184] уточнил правомочия органов ВЧК по применению внесудебных репрессий. ЧК могли назначать лишение свободы на срок не более двух лет. В местностях, объявленных на военном положении, за ЧК сохранилось право применения любых мер наказания вплоть до расстрела по трем категориям дел: 1) шпионаж; 2) бандитизм; 3) участие в открытом вооруженном восстании.

С переходом Советского государства к мирному строительству в существовании ВЧК отпала необходимость и 6 марта 1922 г. ВЦИК принял Декрет «Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов»[185]. На НКВД было возложено подавление бандитизма, контрреволюционных выступлений, борьба со шпионажем, контрабандой, переходом границ, а также охрана границ, железнодорожных и водных путей сообщения. Для проведения в жизнь этих задач при НКВД было образовано Государственное Политическое Управление (ГПУ) под председательством Народного Комиссара Внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя. На местах создавались Политические отделы (в губерниях при губернских исполкомах).

16 октября 1922 ВЦИК своим постановлением предоставил ГПУ право осуществлять внесудебную расправу вплоть до расстрела в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях. Особой комиссии НКВД этим постановлением разрешалось высылать и заключать в лагеря принудительных работ деятелей антисоветских политических партий[186].

С образованием СССР функции НКВД, касающиеся государственной безопасности, были изъяты из его ведения и переданы новообразовавшемуся общесоюзному органу - Объединенному Государственному Политическому Управлению (ОГПУ). А 15 ноября 1923 г. Декретом ЦИК было утверждено «Положение об Объединенном Государственном Политическом Управлении Союза Советских Социалистических Республик и его органах»[187]. ОГПУ создавалось в целях объединения революционных усилий республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Председатель ОГПУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК Союза ССР и один из них входил с правом совещательного голоса в СНК СССР. При Председателе ОГПУ существовала коллегия, члены которой утверждались СНК СССР. Сотрудники ОГПУ приравнивались к лицам, состоящим на действительной военной службе. В распоряжении ОГПУ состояли особые войска. ОГПУ руководило работой местных органов государственных политических управлений через своих уполномоченных при СНК союзных республик.

28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь». Постановление об этих мерах могло выносить Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов коллегии ОГПУ с обязательным участием прокурора. Внесудебную деятельность осуществляла и коллегия ОГПУ. Циркулярами ОГПУ от 29 октября 1929 г. и от 8 апреля 1931 г. в центральном аппарате были образованы «тройки» для предварительного рассмотрения следственных дел и последующего их доклада на заседаниях коллегии или Особого совещания. В состав «троек» входили руководители оперативных управлений (отделов) ОГПУ и полномочный представитель ОГПУ в Московском военном округе. Созданные «тройки» рассматривали следственные дела, представляемые как центральным аппаратом, так и местными органами. Циркуляром 1931 г. предусматривалось участие в заседаниях «троек» представителя прокуратуры ОГПУ[188].

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. ОГПУ как самостоятельный орган ликвидировано. Оно вышло в состав общесоюзного НКВД. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена [189]. Однако Особое совещание при НКВД сохранилось. Ему было предоставлено право заключать в исправительно-трудовые лагеря, а также определять ссылку и высылку до 5 лет либо высылку за пределы СССР лиц, признаваемых общественно опасными.

Приказом НКВД СССР от 27 мая 1935 г. в НКВД республик и в Управлениях НКВД краев, областей, были организованы «тройки» НКВД, на которые распространились права Особого совещания. В связи с проведением массовых репрессий приказом НКВД СССР от 30 июля 1937 г. были созданы республиканские, краевые и областные «тройки» для рассмотрения дел «общественно опасных лиц», которые по мерам наказания разделялись на две категории: к первой относились наиболее враждебные лица, а ко второй остальные, подлежащие заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет. Этим приказом был утвержден персональный состав «троек». В них входили: 1) наркомы внутренних дел или начальники краевых или областных управлений НКВД; 2) первые секретари ЦК компартий союзных республик или краевых (областных) комитетов ВКП(б); 3) республиканские краевые или областные прокуроры. Кроме «троек» существовали и «двойки». В соответствии с приказами НКВД от 11 августа 1937 г. и от 20 сентября 1937 г. списки лиц, подлежащих репрессиям, подлежали рассмотрению «двойки», т. е. наркома внутренних дел республики или начальника областного (краевого) управления НКВД совместно с соответствующим прокурором (республики, края, области). Функционировали и «высшие двойки» в составе Председателя Верховного Суда СССР и Прокурора СССР. Но их постановления при наличии оснований могли отменяться и пересматриваться Пленумом Верховного Суда СССР[190].

В феврале 1941 г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел СССР и Наркомат государственной безопасности СССР. Однако в июле 1941 г. для сосредоточения руководства в одном органе наркоматы объединились. Когда военная обстановка изменилась, то вновь произошло разделение на НКВД СССР и НКГБ СССР (апрель 1943 г.). При общей реорганизации министерств в начале марта 1953 г. МВД СССР и МГБ СССР объединились в Министерство внутренних дел СССР и Особые совещания были упразднены. А 13 марта 1954 г. из МВД выделился Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, что привело к образованию одноименных комитетов в союзных республиках[191].

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов», утвержденному Верховным Советом СССР 31 июля 1989 г.[192], сказано: «Осудить внесудебные массовые репрессии периода сталинизма, признать антиконституционными действующие в 30-40-х и начале 50-х годов «тройки» НКВД - УНКВД, коллегии ОГПУ и «особые совещания» НКВД - МВД СССР и отменить вынесенные ими внесудебные решения, не отмененные к моменту издания настоящего Указа Президиума Верховного Совета СССР. Считать всех граждан, которые были репрессированы решениями указанных органов, включая лиц, осужденных впоследствии за побег из мест незаконного спецпоселения, реабилитированными» (ч. 1 ст. 1).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: