Глава 16. Органы предварительного следствия и дознания

§ 1. Понятие, задачи и формы
предварительного расследования преступлений

Под предварительным расследованием преступлений понимается деятельность специальных органов государства по собиранию, закреплению, проверке и оценке доказательств, установлению обстоятельств преступления.

Материалы предварительного расследования исследуются в судебном заседании, что дает возможность суду разобраться во всех деталях преступления, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и вынести обвинительный или оправдательный приговор. В основу приговора могут быть положены те данные предварительного расследования, которые подтверждены в ходе судебного разбирательства.

Уголовное наказание за совершенное преступление назначается судом. Для того чтобы суд мог определить справедливое наказание, необходимо предварительное расследование преступлений специально уполномоченных для этого органов государства.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает две формы предварительного расследования преступлений: 1) предварительное следствие; 2) дознание. Основное различие между ними состоит в том, что дознание производится по сравнительно несложным уголовным делам о преступлениях, прямо перечисленных в УПК. Предварительное следствие осуществляется по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность.

Как дознание, так и предварительное следствие осуществляется по нормам, закрепленным в УПК. Получив заявление или сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, должностные лица органов дознания или предварительного следствия обязаны принять по нему решение. Они могут истребовать необходимые материалы и получить объяснения. Если имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, возбуждается уголовное дело, о чем выносится специальный уголовно-процессуальный документ, который носит название «постановление». При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела выносится постановление об отказе в его возбуждении.

Должностные лица органов дознания и предварительного следствия, которые приступили к расследованию преступления, должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства.

При производстве предварительного расследования подлежат доказыванию: 1) наличие общественно опасного деяния предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); 2) виновность обвиняемого в совершении преступления; 3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением. Если совершением преступления причинен материальный вред, то должны быть приняты меры обеспечения гражданского иска. При необходимости организуется розыск имущества и налагается арест на имущество обвиняемого. Доказывание обстоятельств совершенного преступления производится путем допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, осмотра места происшествия, назначения экспертизы и иных следственных действий, предусмотренных законом. Собранные по делу доказательства подлежат тщательной проверке и оцениваются на основе закона по внутреннему убеждению должностных лиц, расследующих уголовное дело.

При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения, выносится мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Затем этому лицу предъявляется обвинение и оно допрашивается в качестве обвиняемого. При этом решается вопрос об избрании меры пресечения. После этого предварительное расследование продолжается. Когда путем осуществления следственных действий будут установлены все обстоятельства совершенного преступления, с материалами уголовного дела ознакомлен обвиняемый, его законный представитель, защитник, то можно считать, что предварительное расследование закончено. Собранные материалы о совершенном преступлении передаются следователем или дознавателем прокурору, который направляет уголовное дело в суд.

Предварительное расследование (предварительное следствие и дознание) создает предпосылки для рассмотрения дела в суде. Судебное следствие проводится судом (судьей) с учетом материалов предварительного расследования. В основу приговора суда могут быть положены только те данные предварительного расследования, которые проверены судом и получили свое подтверждение в стадии судебного разбирательства.

Задачами органов предварительного следствия и дознания являются:

а) быстрое и полное раскрытие преступлений. Быстрое – это означает, что преступление раскрыто в максимально короткие сроки. Полное раскрытие преступлений, т. е. установление всех обстоятельств, связанных с совершением преступления;

б) изобличение виновных, т.е. лиц, действительно совершивших преступление;

в) обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, предварительное расследование называется предварительным потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства, в ходе которого решается вопрос о виновности лица в совершенном преступлении и назначается наказание за совершенное деяние. В судебном заседании исследуются материалы, собранные на предварительном расследовании. Поэтому для того чтобы суд имел возможность рассмотреть уголовное дело и вынести справедливый приговор, необходимо собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора.

Предварительное расследование (предварительное следствие и дознание) осуществляется по большинству уголовных дел, направляемых в суд для разбирательства. Особый порядок прохождения уголовных дел предусмотрен по делам частного обвинения. Однако и по ним в предусмотренных законом случаях может быть проведено предварительное следствие или дознание.

Дела частного обвинения возбуждается и рассматривается судом по жалобе потерпевшего, поданной в суд. Эти дела суд может прекратить в случае примирения сторон. Если примирения не произойдет, то выносится приговор. К делам частного обвинения относятся дела о таких преступлениях как, например, умышленное легкое телесное повреждение или побои, оскорбление и др. По этим делам предварительное расследование не проводится.

К органам предварительного расследования относятся:

– органы предварительного следствия: 1) следственные органы прокуратуры; 2) следственные органы Следственного комитета при МВД Республики Беларусь; 3) следственные органы Комитета государственной безопасности Республики Беларусь; 4) следственные органы Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь;

– органы дознания: 1) органы милиции; 2) органы государственной безопасности; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начальники следственных изоляторов; 5) органы пограничных войск; 6) таможенные органы; 7) органы финансовых расследований; 8) органы государственного пожарного надзора; 9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; 10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

§ 2. Органы предварительного следствия,
их задачи и компетенция

Основной формой предварительного расследования преступлений является предварительное следствие, которое обязательно по подавляющему большинству уголовных дел. Оно обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Предварительное следствие не производится по ограниченному числу преступлений, перечень составов которых указан в законодательстве.

В зависимости от вида расследуемого преступления предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований. Относимость дела к ведению следователя того или иного органа предварительного следствия называется предметной подследственностью. УПК определяет и территориальную подследственность, устанавливая общее правило о том, что предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. Объем полномочий следователя не зависит от его ведомственной принадлежности. Она одинакова. Значительное число уголовных дел подследственно следователям органов прокуратуры, включая дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, а также должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов и органов финансовых расследований.

В УПК закреплено положение о том, что при соединении в единое следственное производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственным разным органам предварительного следствия, подследственность такого объединенного дела определяется прокурором. Кроме того, прокурор может в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования передать дело не только от одного следователя к другому, но и от одного органа предварительного следствия другому. Он вправе также принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

В соответствии с УПК, на органы предварительного следствия возложены следующие задачи: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств; законное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых; обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; установление наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением и в случае определения его наличия и размера принятие мер по обеспечению его возмещения.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора.

Руководство предварительным следствием и надзор за соблюдением законности в ходе его производства осуществляет прокурор. Однако закон предусматривает возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, прекращении дела представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. И тогда вышестоящий прокурор, проверив доводы следователя, либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

По расследуемым делам следователь вправе давать органам дознания письменные поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные отделы (управления) прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов финансовых расследований.

Следственные органы прокуратуры. Согласно ст. 19 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», принятого 29 января 1993 г., следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные органы прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные органы в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоят из старших следователей и следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности, а также по любым другим делам по указанию прокурора.

Назначение на должность и освобождение от должности следователей органов прокуратуры осуществляется на основе Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996 г.[137] В соответствии с этим нормативно-правовым актом, Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает и освобождает от должности начальника следственного управления аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей, а также старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и следователей-криминалистов. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры назначают и освобождают от должности начальников следственных отделов и их заместителей, старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам и следователей-криминалистов аппаратов прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур, а также старших следователей и следователей районных и приравненных к ним прокуратур (межрайонной прокуратуры, межгарнизонной прокуратуры, транспортной прокуратуры).

Следователи органов прокуратуры, как и прокуроры, имеют классные чины, а следователи военной прокуратуры соответствующие классным чинам воинские звания. Классные чины присваиваются следователям в соответствии с Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 25 июня 1996 г. [138]. Этот нормативно-правовой акт регламентирует также поощрение и награждение следователей и их дисциплинарную ответственность.

Следственные органы Следственного комитета при МВД Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь” от 9 апреля 1999 г. образован Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь и подчиненные ему территориальные и на транспорте органы предварительного следствия на базе следственных подразделений системы органов внутренних дел и принято Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь[139].

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, организующим и осуществляющим производство предварительного следствия.

Систему органов предварительного следствия составляют:

– Следственный комитет при Министерстве внутренних дел (центральный аппарат);

– управления Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте;

– районные, городские, районные в городах отделы (отделения) управлений Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте.

Указом Президента Республики Беларусь “Вопросы Следственного комитета при Министерстве внутренних дел” от 5 июня 1999 г. утверждена структура Следственного комитета.

В структуру Следственного комитета при Министерстве внутренних дел входят:

– Руководство;

– Управление по расследованию преступлений в сфере экономики;

– Управление по расследованию преступлений в финансово-кредитной системе;

– Управление по расследованию преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан;

– Управление по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции;

– Управление по контролю за расследованием преступлений территориальными и на транспорте органами предварительного следствия;

– Управление по профессиональной подготовке, кадровому, финансовому и информационному обеспечению.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел, который является начальником Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь и назначается на должность, а также освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Начальник Следственного комитета имеет трех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Начальник Следственного комитета по согласованию с Министром внутренних дел утверждает штатное расписание Следственного комитета, структуру и штатное расписание территориальных и на транспорте органов предварительного следствия; перераспределяет штатную численность следователей между территориальными и на транспорте органами предварительного следствия, исходя из криминогенной обстановки; осуществляет государственную кадровую политику в системе органов предварительного следствия; вносит предложения Министру внутренних дел о присвоении лицам старшего начальствующего состава звания полковника милиции, о повышении в специальном звании, лишении специального звания, а также о восстановлении в специальном звании работников системы органов предварительного следствия, о награждении Почетной грамотой МВД и государственными наградами работников системы органов предварительного следствия; представляет Следственный комитет в государственных органах, на межведомственных и международных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью. В его компетенцию входит утверждать положения о структурных подразделениях Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте; типовые положения о районных, городских, районных в городах отделах (отделениях) управлений Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности в Следственном комитете создается коллегия, которой руководит начальник Следственного комитета. Численность и состав коллегии утверждается Министром внутренних дел. Заседания коллегии проводятся начальником по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказом начальника Следственного комитета.

Следственные органы Комитета государственной безопасности Республики Беларусь функционирует в Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, управлениях Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы).

Следственные органы Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. К органам предварительного следствия относятся также органы финансовых расследований. Указом Президента Республики Беларусь 12 июня 1998 г. утверждено Положение о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь [140].

В ст. 1 Положения о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь сказано: «Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство системой органов финансовых расследований (финансовой милиции) в целях обеспечения в пределах своей компетенции экономических интересов государства в сфере предпринимательства и налогообложения».

Единую централизованную систему органов финансовых расследований составляют:

– ГКФР (центральный аппарат);

– управления ГКФР по областям и городу Минску, межрайонные отделы управления ГКФР по областям и городу Минску (территориальные органы финансовых расследований).

ГКФР проводит предварительное следствие по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах, а также по другим делам, отнесенным законом к его компетенции. Кроме того ГКФР осуществляет производство дознания, производство по делам об административных правонарушениях, организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Только эти виды деятельности находятся в ведении других структурных подразделений ГКФР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: