Дифференциация звуков

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная диффе­ренциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим при­знакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, пред­ложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в само­стоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблю­дать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. Например, при дифференциации з и ж ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, на правой жук. Вместе с воспитателем ребенок уточняет произношение этих звуков, при этом его внимание обращается на различия в положении органов артикуляции. Например: губы — при з — в улыбке, при ж — округляясь, слегка выдвига­ются вперед; язык — при з — за нижними зубами, при ж — под­нимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя — при з — холодная, узкая, при ж — теплая, широкая. Далее логопед поочередно показывает картинки-символы, а ребенок:

1) называет соответствующие им звуки;

2) не называя звук, го­ворит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок).

Таким образом, ребенок различает звуки, опи­раясь на их артикуляционные признаки.

Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

1. Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игро­вые упражнения. Так, педагог говорит ребенку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному зве­нят (за..., зы..., зо..., зу...) и жужжат (жа..., жи..., жо..., жу...). Показывает на картинках разные звоночки и разных жу­ков, а ребенок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом логопед произносит разные слоги (за, жи, жо, зу, зо и др.), а ребенок показывает соответствую­щие картинки-символы.

2. Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеется звук з или ж.

При дифференциации по акустическим признакам берут картинку, называют ее, а ребенок показывает соответст­вующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, пе­дагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соот­ветствующим символом.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), назы­вает, говорит, какой в ней звук (з или ж), затем кладет под соответствующую картинку-символ.

Затем воспитатель называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например: кожакоза, лужалуза. Ребенок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, а где ж.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука — з и ж. Напри­мер: железо, зажигалка, железнодорожник, зажимы, жезл и др. Ребенок называет их, определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и словарная работа.

3. При дифференциации звуков в предложениях с отработан­ными ранее словами логопед вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок повторяет их. Далее они сообща приду­мывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (жаза, жаза, жазаидет жадная коза; зыжи, зыжи, зыжина заводе делают ножи; зужу, зужу, зу — жудает Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нуж­ными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

* * *

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин. в зависимости от возраста детей, вида и уровня наруше­ния звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет до­биться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам педагога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упраж­нения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматиза­ции и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологи­ческих особенностей ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: