Дифференциация проходит в том случае, если поставленный звук смешивается с другими. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове.
В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например, при дифференциации [ с ] – [ з ]: са -за- са, за - са - са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо - кольсо, ластощка - ласточка и т.д.).
Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое из слов в минимальный контекст. Проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук [ с ], потом отобрать те, в которых есть звук [ ш ]; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком [ с ], а справа — [ ш ]. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука. С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи). Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.
|
|
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют попарно. Например, при смешиваниях [ ц ], [ ч ], [ щ ] звуки объединяются в пары: ц - ч, ч - щ, ц - щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж - ш, с - ш, з - ж, ц - с, ч - т, ч- щ.
Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:
На первом предварительном этапе работы над каждым из смешиваемых звуков последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.
|
|
На втором этапе слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза. Конкретная методика работы представлена в разделах «Развитие фонематического восприятия», «Развитие фонематического анализа и синтеза».
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова А.И. Исправление звукопроизношения у детей. – М.: 1979
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002.
3. Волкова Л.С. Логопедия. – М: Просвещение, 1989, 528с.
4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различия звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб, 1995.
5. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1986, 436 с.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М.: Владос, 1999 – 224 с.
7. Логопедия: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999.
8. Панов М. В. Русская фонетика. — М., 1967.
9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973, 398 с.
10. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. – М., 1968, 375с.
11. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.
12. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М., 1971.
13. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. Учеб. пособие для студ. пед. инст-в. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.
14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951, 287 с.
16. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I.
ТЕСТ
1. Дислалия это:
А. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
Б. нарушение звукопроизношения вследствие анатомо-физиологического дефекта речевого аппарата
В. нарушение звукопроизношения вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата
2. Первым понятие «дислалия» ввёл:
А. Франк
Б. Куссмауль
В. Гутцман
3. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения выделяют:
А. функциональную и механическую (органическую) дислалию.
Б. сенсорную и моторную
В. простую и сложную
4. При обследовании артикуляционной моторики при дислалии не оценивается
А. сила выдоха (слабый, сильный)
Б. точность артикуляционных движений
В. переключаемость с одной артикулемы на другую (медленная, быстрая)
5. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от:
А. степени сложности дефекта
Б. индивидуальных и возрастных особенностей ребенка
В. регулярности занятий, помощи со стороны родителей
Ответы: 1 – А, 2 – А, 3 – А, 4 – А, 5 - А, Б, В.