На первом занятии логопед дает понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков: з — с, б — п, д — го, в — ф, г — к, ж — ш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звуков з, б, д, в, г, ж голос участвует, а при произнесении звуков с, п, го, ф, к, ш голос отсутствует. Поэтому одни звуки называют звонкими, другие — глухими.
Затем логопед может предложить детям ощутить работу голосовых связок (при помощи тыльной стороны ладони) при произнесении звонких согласных. Далее логопед говорит, что дети не всегда правильно различают эти звуки, а потому делают на письме ошибки. Предлагает научиться правильно различать эти звуки.
Целесообразно начинать работу по различению звонких и глухих согласных с пары звуков з — с, так как четче ощущается работа голосовых связок.
Дифференциация з —с
Задание 1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.
Задание 2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у.
|
|
Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.
Задание 3. Соотнесите звуки с, з с буквами.
Задание 4. Назовите начальные звуки в словах. Сани, зайка, Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол. (Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)
Задание б. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Логопед только предъявляет картинки.)
а) Зубы, сук, сыр, зонт, сани, самолет;
б) стакан, звонок, стул, змея;
в) зебра, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.
ЛЧ4^
Задание 6. Назовите звуки з, с, если услышите их в словах. Запишите соответствующие буквы.
Методические указания: 1) Логопед называет слово, учащиеся называют звук з или с, затем записывает букву с или а;
2) Логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся называют звуки, затем записывают буквы.
Приблизительный перечень слов: роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, резиновый, полезно, веселый.
Приблизительный перечень картинок: коза, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, хвост, свинья.
Дифференциация з — ев слогах Тренировочные упражнения Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте их.
а о а. о я ё я ё
^Х ^ч ^ Щ
ы у ы у и ю и ё
Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их:
3 С 3 С
Задание 3. Прочитайте слоги парами:
за — са щ са — за зя — ся ся — зя се — зе
зо — со со — зо зё — сё сё — зё зе — се
зы — сы сы — зы зи — си си — зи сю — зю
зу — су су — зу зе — се се — зе зю — сю
Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.
Задание 4. Прослушайте: а) слоги запишите начальные звуки каждого слога.
|
|
За, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, ело, слы, злы, зли, ели, еле, слё, зле, ска, зля;
б) звукосочетания; запишите только согласные.
Аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.
Задание 5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти:
за — са — за са — за — са
СЛ ОЛ' Сл
ал ~****" с (Л -■— зи
са — за — са за — са — за
зи — | си — | зи | су — зу — су |
си — | зи — | си | зу — су — зу |
зо — | со — | 30 | зы — сы — зы |
со — | зо — | со | сы — зы — сы |
— за | зы | — сы - | - сы — зы |
— са | сы | — зы - | - зы — сы. |
Задание в. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.)
са — за — за
С Л ~~ ЗЯг "■"■■* ЗЛ
зу — су — зу
за — са — са
ил "**■" СЛ "™"— С|%
су зю — сю — зю — сю
са — за — са — за и — зи — си — зи
Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую -с буквой з, во вторую — с буквой е.
За, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, сю, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу
Дифференциация з — ев словах Тренировочные упражнения
Задание 1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.
Роза — роса, коза — коса, Зоя — соя.
Задание 2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.
Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.
Задание 3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносит логопед, картинки он только показывает.)
Приблизительный перечень слов: выставка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.
Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.
Задание 4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.
а).Сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;
б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.
Задание 5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)
Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы з или с.
...такан,...акон,...покойно,...ладкий,...лой,...абота,...лово,...доровье,...оловей,...а...лонка,...драв...твуй,...па.-..ибо,...анаве...ка,...о...нательный,...али...ать,...о...тавить,...а...тавить,...ано...а.
Задание. 7. Допишите недостающий слог с буквой з или с по картинкам.
Та..., ко..., ко..., ва..., ро..., бу....
Задание 8. Закончите и запишите слово, добавив слоги.
а) За или са. ЛИ......пог
Ли......мок
ко......хар
мимо......жег
б) зы или сы. но... воло... ва... моро... ро... стреко..
...бота...гадка...поги...веса
зано...
занаве...
капри...
пи...тель