Дифференциация согласных

На первом занятии логопед дает понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков: зс, бп, д — го, в — ф, гк, жш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звуков з, б, д, в, г, ж голос участвует, а при произнесении звуков с, п, го, ф, к, ш голос отсутствует. Поэтому одни звуки называют звонкими, другие — глухими.

Затем логопед может предложить детям ощутить работу го­лосовых связок (при помощи тыльной стороны ладони) при про­изнесении звонких согласных. Далее логопед говорит, что дети не всегда правильно различают эти звуки, а потому делают на письме ошибки. Предлагает научиться правильно различать эти звуки.

Целесообразно начинать работу по различению звонких и глухих согласных с пары звуков з — с, так как четче ощущает­ся работа голосовых связок.

Дифференциация з —с

Задание 1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.

Задание 2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у.

Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.

Задание 3. Соотнесите звуки с, з с буквами.

Задание 4. Назовите начальные звуки в словах. Сани, зайка, Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол. (Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)

Задание б. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Лого­пед только предъявляет картинки.)

а) Зубы, сук, сыр, зонт, сани, самолет;

б) стакан, звонок, стул, змея;

в) зебра, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.

ЛЧ4^

Задание 6. Назовите звуки з, с, если услышите их в словах. Запишите соответствующие буквы.

Методические указания: 1) Логопед называет слово, учащиеся назы­вают звук з или с, затем записывает букву с или а;

2) Логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся назы­вают звуки, затем записывают буквы.

Приблизительный перечень слов: роса, гу­сак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воз­дух, резиновый, полезно, веселый.

Приблизительный перечень картинок: коза, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, хвост, свинья.

Дифференциация з — ев слогах Тренировочные упражнения Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте их.

а о а. о я ё я ё

^Х ^ч ^ Щ

ы у ы у и ю и ё

Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их:

3 С 3 С

Задание 3. Прочитайте слоги парами:

заса щ саза зяся сязя сезе

зосо созо зёсё сёзё зесе

зысы сызы зиси сизи сюзю

зусу сузу зесе сезе зюсю

Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

Задание 4. Прослушайте: а) слоги запишите начальные звуки каждо­го слога.

За, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, ело, слы, злы, зли, ели, еле, слё, зле, ска, зля;

б) звукосочетания; запишите только согласные.

Аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.

Задание 5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти:

засаза сазаса

СЛ ОЛ' Сл

ал ~****" с (Л -■— зи

сазаса засаза

зи — си — зи су — зу — су
си — зи си зу — су — зу
зо со 30 зысызы
со зо со сызысы
за зы сы - - сызы
са сы зы - - зысы.

Задание в. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепоч­ки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.)

сазаза

С Л ~~ ЗЯг "■"■■* ЗЛ

зу — су — зу

засаса

ил "**■" СЛ "™" С|%

су зюсюзюсю

сазасаза изисизи

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую -с буквой з, во вторую — с буквой е.

За, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, сю, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу

Дифференциация з — ев словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

Роза — роса, коза — коса, Зоя — соя.

Задание 2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.

Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязан­ка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.

Задание 3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносит логопед, картинки он только по­казывает.)

Приблизительный перечень слов: выстав­ка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весен­ние, стакан, забор.

Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.

а).Сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.

Задание 5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы з или с.

...такан,...акон,...покойно,...ладкий,...лой,...абота,...лово,...доровье,...оловей,...а...лонка,...драв...твуй,...па.-..ибо,...анаве...ка,...о...нательный,...али...ать,...о...тавить,...а...тавить,...ано...а.

Задание. 7. Допишите недостающий слог с буквой з или с по картинкам.

Та..., ко..., ко..., ва..., ро..., бу....

Задание 8. Закончите и запишите слово, добавив слоги.

а) За или са. ЛИ......пог

Ли......мок

ко......хар

мимо......жег

б) зы или сы. но... воло... ва... моро... ро... стреко..

...бота...гадка...поги...веса

зано...

занаве...

капри...

пи...тель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: