I. Дифференциация свистящих и шипящих

В качестве примера предлагается описание последователь­ности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.

Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытяну­ты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альве­олам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднима­ется к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении зву­ка с узкая и холодная, а при произношении звука ш — ши­рокая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с нере­чевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш — с шипением змеи.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.

2. Определить артикуляцию произнесенного логопедом
звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное
восприятие нижняя часть лица закрывается.

Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.

Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными:


шу—су ши— сы со—ша су—ша шо— са шу— са суш— шус шис— сош сы-ша ши—са

ша— са шо— со

са—шо са—шу са—ши ша— со ша— су ша— сы

сашшас сошшос

саш— шус шос— суш

2. Чтение слов, запись слов под диктовку.

С целью слуховой дифференциации рекомендуются сле­дующие упражнения:

1. Поднять соответствующую букву после произнесения
слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.

2. Придумать слоги со звуками с и ш.

3. Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.

4. Диктанты слогов со звуками с к ш.

Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фоне­матического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, оп­ределение последовательности, количества и места звука в слове.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед
называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а
затем в середине и в конце слова.

Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

2. Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере­
дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с
или ш), затем определяется его место в слове. Примерные
слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­
ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­
ша.

3. Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.

4. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

5. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

6. Разложить картинки со звуками с или ш под соответ­
ствующими буквами.

7. Записать слова в два столбика: в первый — слова со
звуком с, во второй — со звуком ш.

8. Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву­
чание этих слов и найти, в чем их различие.














9. Составить графические схемы слов. Отметить синим
цветом кружок, соответствующий звуку с, красным — кру­
жок, соответствующий звуку ш. Примерные слова: сыр, шар,
каша, косы, столб, штора, каска, каштан, костюм, ро­
машка, скамейка.

10. Вставить в слова пропущенные буквы сию.

И. Игра в лото1. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед
назьюает слово. Ученик должен найти соответствующую кар­
тинку на своей карточке, определить, какой звук слышится
в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен­
ные на три части. На двух полосках буквы сию написаны в
начале полоски, на двух других— в середине, на осталь­
ных— в конце.

Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской.

12. Диктанты слов со звуками сию.

13. Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной
азбуки.

14. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с
или ю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: