А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану.

Рассмотрим содержание работы на примере дифференци­ации звуков м — м\

а) Дифференциация изолированных твер­дых и мягких звуков.

Цель: научить детей различать на слух и в произноше­нии звуки мкм', выделять из слогов и слов твердые и мяг­кие звуки м — м'.

1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы
мыло — мила.

2. Беседа по картинкам.

— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)


—Что нарисовано на второй картинке? (Девочка.)

—Эту девочку зовут Мила.

—Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)
Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти
слова.

3. Выделение первых звуков в словах.

Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и опреде­ляют, что в слове мыло первый звук м, а в слове Мила — м'.

4. Сравнение звуков м т м'.

Логопед произносит эту пару звуков (м — м'), затем про­сит детей повторить их.

—Одинаково ли произносятся звуки м и м'! (Неоди­
наково.)

—При каком звуке губы больше растянуты? (При зву­
ке м'.)

—Какой звук произносится с бблыпим усилием, на­
пряжением? (Звук м'.)

Далее логопед делает вывод: звук м' произносится с 66-льшим напряжением губ, чем м.

Сравнивается звучание м и м'. Логопед произносит оба звука и задает вопрос:

— Какая разница в звучании этих звуков?

Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:

—Какой звук звучит более твердо — м или м'1 (м.)

—Какой звук звучит более мягко — м или м'? (м\)

—Значит, как звучит м'? (Мягко.) А как звучит л*?
(Твердо.)

Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м' звучит мягко, он мягкий.

5. Соотнесение звуков мкм* с буквой.

—Какой буквой обозначаются звуки м и м'1 (Буквой м.)

—Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий
звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем
букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет
обозначать твердый звуклс, а зеленая буква — мягкий звукл*'

6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.

В слове мыло какой первый звук? (м.) Это звук
твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обо­
значим его — зеленой или синей? (Синей.)

В схеме под картинкой ставится синяя буква м.





— В слове Мила какой первый звук? (м'.) Это звук
твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозна­
чим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)

В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.

—В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло.)

—В каком слове звук м мягкий — м'? (В слове Мила.)

Дифференциация звуков м — м' в слогах

Рекомендуются следующие задания:

1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук м'\
поднять синюю букву м, если в слове мягкий звук м. (Пред­
лагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м'.)

2. Прочитать слоги со звуками мим', подчеркнуть буквы
м мелом зеленого или синего цвета в зависимости от того,
какой звук (твердый или мягкий) они обозначают.

3. Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками и
м'). Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.

Дифференциация звуков м — м' в словах

1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от
того, твердый или мягкий звук м в слове.

а) Со звуками м — м' в начале слова:

малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, машина, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, мо­роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.

б) Со звуками м — м' в середине слова:

камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.

2. Распределить картинки на две группы. Если в назва­
нии картинки твердый звук м, то картинка кладется под
синей буквой м, если мягкий — под зеленой м,

3. Подобрать слова на твердый звук м.

4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука м'.

5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый со­
гласный м на мягкий согласный м'. Назвать слово, которое
получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов:
мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мыш­
ка — мишка.


6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Опре­
делить, какой звук — твердый или мягкий?

До...,...ха,...локо,...чик,...шина,...тя,...ша,...газин,...нута.

7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зе­
леного или синего цвета.

8. Разделить страницу тетради на две части. Слева запи­
сать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым
карандашом. Логопед читает слова. Дети рисуют кружочки
под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой
буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок запи­
сывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва­
ют слова.

9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.) Красна девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.) Бьют его рукой и палкой, Зверь забавный сшит из плюша. Никому его не жалко. Есть и лапы, есть и уши. Почему беднягу бьют? Меду зверю дай немного Потому что он надут. И устрой его в берлогу!

(Мяч.) (Медведь.)

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь.) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) 10. Игра в лото.

На карточках картинки, в названии которых имеется твер­дый м или мягкий м'. Логопед называет слова. Дети закры­вают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м' (мягкий).

Дифференциация звуков м — м' в предложениях

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:
мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.

2. Придумать по картинкам предложения, включающие
слова со звуками мкм'.

3. Найти в предложениях слова со звуками м и м', опре­
делить их место. Примерные предложения:

Мама положила в сумку помидоры. Тамара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила до-


мик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш громко смеется.

4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или
зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове —
твердый или мягкий:

. ..альчики пой...али...ышку. В лесу растет...ягкий...ох....ы рисуе... до...ик. Этой зи...ой были сильные...орозы....итя напи­сал пись...о....ы посеяли в зе...лю се...ена.

5. Диктант предложений, включающих слова со звуками
л* и л*':

Мама купила лимоны. Сима пила морс. Миша кормит уток. Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей.

Дифференциация звуков мм' в текстах

С целью развития навыков дифференциации звуков м — м' в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты долж­ны включать слова со звуками м — м'.


Маша посадила семена в землю. Из семян выросли малень­кие ростки. А летом на клумбе зацвели маки и ромашки.

Аналогичная работа проводится по дифференциации дру­гих пар твердых и мягких согласных.

Как только дети научатся различать твердые и мягкие со­гласные на слух, можно перейти к следующей теме — "Обо­значение мягких согласных на письме", т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: