double arrow
Актуальность обучения студентов навыкам построения успешной карьеры

Проблема оценки качества высшего образования и его повыше­ния является одной из самых актуальных для всей образова­тельной сис­темы Рос­сийской Федерации, а по­нятие «ка­чество образования» не имеет
общеприня­того определения, так как все участники образова­тель­ного про­цесса и заин­тересованные лица вкладывают в него свой смысл [24]. Причем в ус­ловиях современной экономики актуальны проблемы [8]:
1) несоот­ветствия имеющихся профессий (специаль­ностей) и уровней квали­фика­ции выпускников требованиям работода­телей; 2) дисба­ланса между спро­сом и предложением рабочей силы.

Необходимо внедрять новые методы повышения качества под­готовки сту­ден­тов с учетом по­требностей рыночной эко­номики и их буду­щего трудоустройства, так как Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты тру­доустройства выпуск­ников вузов в первый год после полу­чения ими дипломов важным
ак­кредитационным показателем вузов, а также поставило пе­ред педагогическими ву­зами задачу улучшить практическую подготовку студентов.

В связи с этим профессиональное обра­зование должно: быть согласо­вано с концепцией долгосрочного социаль­но-экономического развития Россий­ской Федерации, страте­гиями социаль­но-экономического раз­вития регионов; базироваться на интеграции науч­ной, образовательной и иннова-ционной деятельности при реализации ос­новных образова­тельных программ различных уровней и дополнительных профес­сио­наль­ных образовательных про­грамм; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в ус­ловиях новых типов организационных струк­тур: научно-образова­тельных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических цен­тров, бизнес-инкубаторов и др. [23].




Это подтвердил и анализ анкет и резюме, которые два года за­пол­няли студенты III и IV курса пяти фа­культетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Обработка указанных анкет студентов показала:

– многие студен­ты, же­лающие работать в реальном сек­торе эко­номики (на предпри­ятиях, в ор­га­низациях, фирмах и т. д.), плохо пред­ставляют и не планируют свою бу­дущую работу и карьеру, а по­этому
и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях;

– обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы
в ре­аль­ном секторе экономике на период перед выпуском из вуза или после него, а затем хотят ис­пользо­вать для поиска работы «счаст­ливый случай», любые возможности, знаком­ства, «связи» и т. д.;



– студенты не знают способов уменьшения своих за­трат и рис­ков при поиске работы;

– большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих полу­чить желательный для них уровень зар­платы в реальном секторе экономики, являются руко­водящими и тре­буют на­личия навыков и большого стажа работы на таких же должностях;

– многие сту­денты хотят сразу много зарабатывать, но не пред­ставляют, как они мо­гут заработать для фирмы хоть что-то. Это опасно, так как резюме с такими за­про­сами по зарплате не заинте­ресуют работодателей, кото­рым действи­тельно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных обмануть.

Анализ материалов на сайтах по трудоустройству www.hh.ru, www.Rabota.ru, www.Superjob.ru, www.Job.ru, www.Работа@mail.ru [32, 34–37] пока­зал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют:

– отсутствие у них стажа и опыта работы на таких долж­ностях;

– невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя инфор­мацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать.

Выпу­скникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя во многих хозяйственных субъектах есть посто­янные вакансии для опытных специалистов.

Поэтому одним из способов повышения качества обу­чения сту­дентов очной формы обучения с учетом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окон­чания вуза в целях получения ими навыков, опыта и стажа работы.

В современных социально-экономических условиях обеспечить это трудно, так как:

– многие работодатели в реальном секторе экономики исполь­зуют студентов как де­шевую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства;

– высшим учебным заведениям трудно помогать своим студен­там очной формы обу­чения в поиске работы или подработки, которая не будет мешать учебе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало;

– работодателей обычно интересуют опытные работники, спо­собные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, по­этому студентам трудно получить хорошую работу;

– студентам трудно самим определить, какая работа будет по­лезна для дальнейшей учебы и повышения конкурентоспособ­ности после вуза, а тем более самостоятельно использовать ее с мак­симумом пользы для подготовки хорошего ре­зюме, портфолио и т. д.

Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйствен­ных субъектов сами оп­ределяют распределение всех средств, в том числе свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, студентам и выпускникам необходимо понимать, что:

1) для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством;

2) в связи с этим работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал, что умеет работать и приносить прибыль;

3) для официального трудоустройства на привлекательные долж­ности с хорошими усло­виями труда и его охраны с максимально воз­можной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в на­стоящее время, что вы­пускникам вузов дневной формы обучения обеспечить трудно;

4) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беремен­ные женщины и имеющие детей хорошо защищены
в случаях их официального тру­доустрой­ства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, по­этому студенткам надо лучше готовиться для получения хорошей работы.






Сейчас читают про: