Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, включающего в себя заботу общества о профессиональном становлении подрастаю­щего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер, способствующих про­фессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занято­сти молодого человека с учетом его потребностей
и возможностей, социально-экономи­чес­кой ситуации на рынке труда.

Переход экономики на рыночные отношения предопределяет новый подход к проблеме социальной и профессиональной ориента­ции выпускника вуза.

Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательст­во), повышение собственной ответственности за принятие индивиду­ального решения, повышение «стоимости» неверного решения созда­ют объективные предпосылки для повышения значимости квалифици­рованной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.

Это относится как к людям, впервые вступающим на трудовое поприще, так и к людям, которые потеряли работу.

Профилирование на ранних стадиях безработицы способствует раннему выявлению кандидатов в долгосрочные безработные, а также своевременной помощи людям, имеющим возможность более быстрого трудоустройства.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснован­ных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономичес­кой ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в про­фессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].

Профориентация способствует выбору профессии в соответст­вии
с индивидуальными способностями и склонностями, а также воз­можностями, которые предоставляет человеку общество.

Профессиональная ориентация включает в себя четыре этапа: 1) профессиональное просвещение; 2) профессиональное воспитание;
3) профессиональное консультирование; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профес­сиональной карьеры.

Профессиональное просвещение – это ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифициро­ванных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к чело­веку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности. Профес­сиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологичес­ких возможностей.

Профессиональное воспитание – это формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.

Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональ­ной деятель­ности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизио­логическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональное развитие личности и поддержка профессио­нальной карьеры, включая смену профессии и профессиональную пе­реподготовку, имеют в своей основе:

1) профессиональный подбор – рекомендации учащимся и вы­пускникам учебных заведений с учетом возможных направле­ний профессио­нальной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиоло­гическим, физиологическим особенностям, на основе результатов пси­хологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

2) профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности, месту ра­боты)
в соответствии с нормативными требованиями;

3) профессиональную, производственную и социальную адап­тацию – систему мер, способствующих профессиональному становле­нию работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Для проведения профессиональной ориентации нужно распола­гать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профес­сий, уровень доходов по профессии, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характе­ристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопо­казаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Профессиональная ориентация молодежи проводится в целях:

1) обеспечения социальных гарантий в сфере свободного вы­бора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;

2) достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3) прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4) содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовлетворенности трудом и собствен­ным
социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессиональной ориентации:

– информирование – индивидуальное, групповое, массовое, не­посредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массо­вой информации);

– психологическое и медицинское консультирование;

– психологическая, психофизиологическая, медицинская диаг­ностика;

– различные педагогические методы.

В связи с переходом России к рыночной экономике расширя­ются мас­штабы профориентации. В профориентационных услугах нуждается не только молодежь, но и другие категории населения.

Правовая основа профессиональной ориентации безработных и других категорий населения опирается на положения Конвенции Меж­дународной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы
занятости», Конвенции МОТ № 142 и Рекомендации МОТ № 150
«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в об­ласти развития людских ресурсов». Эти акты устанавливают, что госу­дарства принимают и развивают программы профессиональной ориен­тации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в ча­стности, через государственные службы.

1.6. Профориентационные тесты и опросники

Работу нужно выбирать сердцем. Но... «Мне 18, и я не знаю, чего хочу», – пел известный музыкант. Что там говорить, даже люди постарше иногда сомневаются, верным ли карьерным путем они по­шли. Выбрать новую или первую профессию могут помочь тесты на профориентацию. Какими они бывают и где их можно пройти?

Профориентационные тесты бывают разными. Одни оцени­вают ваши способности и сопоставляют их с требованиями к той или иной специальности. Другие ищут соответствие вашего характера оп­реде­ленной профессии. Третьи помогают «разобраться в себе», по­нять, чем вы на самом деле хотите заниматься. Такие тесты называ­ются мо­тивационными.

Тестирование не дает исчерпывающего ответа на вопрос «Кем стать?», по­скольку на выбор профессии влияет слишком много факторов. К тому же у каждой специальности есть свой комплекс требований
к спо­собностям и личным качествам. Если вы не школь­ник, которому еще далеко до своего первого рабочего дня, то очень многое зависит от вашего образования и профессиональ­ного опыта.

Что же делать? Можно самостоятельно сопоставить результаты нескольких тестов (желательно разного типа: оценочных, личностных и мотивационных) с требованиями профессии (они подробно пред­ставлены на сайте Департамента по труду и занятости населения го­рода Москвы). Конечно, это трудная аналитическая работа, но она стоит затраченных на нее усилий.

Но если вы не верите, что можете все взвесить самостоятельно, можно обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоимость подобных услуг весьма высока. Другой, более реальный вариант – правильно исполь­зовать возможности, описанные в [3, 12–18].

В любом случае тесты на профессиональную ориентацию – только первый шаг в выборе подходящей специальности. Однако если разумно подойти к их результатам, вам будет легче найти верный путь, который приведет вас к любимой работе и успешной карьере.

Профконсультирование

Существует два основных вида консультирования: индивиду­альное и групповое, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе индивидуального консультирования клиент и консультант вместе планируют профессиональную деятельность, ищут способы решения возникающих проблем. Но при этом не всегда уда­ется повысить социальную активность человека. При узкопрофи­лиро­ванных групповых консультациях поддержка товарищей по не­счастью позволяет уменьшить остроту чувства неопределенности, гармонизи­рует самооценку, придает большую уверенность человека в себе.

Основа индивидуальной профконсультации – выявле­ние блоков триады «хочу–могу–надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей («хочу»), возможностей личности («могу»), информация о мире профессий и потребности общества в этой профес­сии («надо»). В настоящее время преоблада­ет третий компонент.

Профконсультация способствует решению выбора профессии только в том случае, если выявлены все три компонента и если они со­гласованы между собой. Рассогласование этой триады требует про­должения работы, направленной на устранение дефицита информации.

Можно выделить следующие пять этапов собеседования.

1. Введение. На этом этапе необходимо представиться, изло­жить цель беседы, попытаться вызвать интерес к собеседованию, по­стараться до­биться психологического комфорта у консультируемого.

2. Сбор информации. Задачей этого этапа является определение (совместно с клиентом) цели его прихода к профконсультанту, его ви­дения проблемы и путей ее решения, потенциальных возможностей
с учетом прежней занятости.

3. Диагноз. Этап должен позволить определить идеальный, с точки зрения клиента, выход из создавшейся ситуации (желаемый ре­зультат); помочь ему в переоценке своих способностей и опыта; дого­вориться
о том, что нужно сделать в первую очередь; обеспечить под­держку на стадии принятия решений, ответить на вопросы и преодо­леть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения проблемы.

4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько аль­тернатив, предложенных клиентом или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулировать же­лаемый результат, подтвердить принятое решение.

5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его дейст­вий на ближайшее время, подтвердить готовность клиента к ним.

Основной формой проведения индивидуальной профконсульта­ции является беседа. В ходе беседы профконсультант получает сведе­ния о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, моти­вах выбора области профессиональной деятельности. Интервью явля­ется одним из основных методов получения информации как в проф­консультировании, так и в профориентационной работе. В профкон­сультировании его
используют как специальный метод анализа уни­кальности ситуации проблем клиента для повышения его мобиль­ности в профессиональном самоопределе­нии. Изучение социально-психоло­гической готовности безработных к продолжению трудовой деятель­ности позволяет очень четко оп­ределить направление работы с ними.


Глава 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: