Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, включающего в себя заботу общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер, способствующих профессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занятости молодого человека с учетом его потребностей
и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Переход экономики на рыночные отношения предопределяет новый подход к проблеме социальной и профессиональной ориентации выпускника вуза.
Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.
|
|
Это относится как к людям, впервые вступающим на трудовое поприще, так и к людям, которые потеряли работу.
Профилирование на ранних стадиях безработицы способствует раннему выявлению кандидатов в долгосрочные безработные, а также своевременной помощи людям, имеющим возможность более быстрого трудоустройства.
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].
Профориентация способствует выбору профессии в соответствии
с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Профессиональная ориентация включает в себя четыре этапа: 1) профессиональное просвещение; 2) профессиональное воспитание;
3) профессиональное консультирование; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры.
Профессиональное просвещение – это ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
|
|
Профессиональное воспитание – это формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку, имеют в своей основе:
1) профессиональный подбор – рекомендации учащимся и выпускникам учебных заведений с учетом возможных направлений профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
2) профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности, месту работы)
в соответствии с нормативными требованиями;
3) профессиональную, производственную и социальную адаптацию – систему мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов по профессии, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
Профессиональная ориентация молодежи проводится в целях:
1) обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;
2) достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3) прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
4) содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовлетворенности трудом и собственным
социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации:
– информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
– психологическое и медицинское консультирование;
– психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
– различные педагогические методы.
В связи с переходом России к рыночной экономике расширяются масштабы профориентации. В профориентационных услугах нуждается не только молодежь, но и другие категории населения.
|
|
Правовая основа профессиональной ориентации безработных и других категорий населения опирается на положения Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы
занятости», Конвенции МОТ № 142 и Рекомендации МОТ № 150
«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов». Эти акты устанавливают, что государства принимают и развивают программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в частности, через государственные службы.
1.6. Профориентационные тесты и опросники
Работу нужно выбирать сердцем. Но... «Мне 18, и я не знаю, чего хочу», – пел известный музыкант. Что там говорить, даже люди постарше иногда сомневаются, верным ли карьерным путем они пошли. Выбрать новую или первую профессию могут помочь тесты на профориентацию. Какими они бывают и где их можно пройти?
Профориентационные тесты бывают разными. Одни оценивают ваши способности и сопоставляют их с требованиями к той или иной специальности. Другие ищут соответствие вашего характера определенной профессии. Третьи помогают «разобраться в себе», понять, чем вы на самом деле хотите заниматься. Такие тесты называются мотивационными.
Тестирование не дает исчерпывающего ответа на вопрос «Кем стать?», поскольку на выбор профессии влияет слишком много факторов. К тому же у каждой специальности есть свой комплекс требований
к способностям и личным качествам. Если вы не школьник, которому еще далеко до своего первого рабочего дня, то очень многое зависит от вашего образования и профессионального опыта.
Что же делать? Можно самостоятельно сопоставить результаты нескольких тестов (желательно разного типа: оценочных, личностных и мотивационных) с требованиями профессии (они подробно представлены на сайте Департамента по труду и занятости населения города Москвы). Конечно, это трудная аналитическая работа, но она стоит затраченных на нее усилий.
Но если вы не верите, что можете все взвесить самостоятельно, можно обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоимость подобных услуг весьма высока. Другой, более реальный вариант – правильно использовать возможности, описанные в [3, 12–18].
|
|
В любом случае тесты на профессиональную ориентацию – только первый шаг в выборе подходящей специальности. Однако если разумно подойти к их результатам, вам будет легче найти верный путь, который приведет вас к любимой работе и успешной карьере.
Профконсультирование
Существует два основных вида консультирования: индивидуальное и групповое, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе индивидуального консультирования клиент и консультант вместе планируют профессиональную деятельность, ищут способы решения возникающих проблем. Но при этом не всегда удается повысить социальную активность человека. При узкопрофилированных групповых консультациях поддержка товарищей по несчастью позволяет уменьшить остроту чувства неопределенности, гармонизирует самооценку, придает большую уверенность человека в себе.
Основа индивидуальной профконсультации – выявление блоков триады «хочу–могу–надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей («хочу»), возможностей личности («могу»), информация о мире профессий и потребности общества в этой профессии («надо»). В настоящее время преобладает третий компонент.
Профконсультация способствует решению выбора профессии только в том случае, если выявлены все три компонента и если они согласованы между собой. Рассогласование этой триады требует продолжения работы, направленной на устранение дефицита информации.
Можно выделить следующие пять этапов собеседования.
1. Введение. На этом этапе необходимо представиться, изложить цель беседы, попытаться вызвать интерес к собеседованию, постараться добиться психологического комфорта у консультируемого.
2. Сбор информации. Задачей этого этапа является определение (совместно с клиентом) цели его прихода к профконсультанту, его видения проблемы и путей ее решения, потенциальных возможностей
с учетом прежней занятости.
3. Диагноз. Этап должен позволить определить идеальный, с точки зрения клиента, выход из создавшейся ситуации (желаемый результат); помочь ему в переоценке своих способностей и опыта; договориться
о том, что нужно сделать в первую очередь; обеспечить поддержку на стадии принятия решений, ответить на вопросы и преодолеть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения проблемы.
4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько альтернатив, предложенных клиентом или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулировать желаемый результат, подтвердить принятое решение.
5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его действий на ближайшее время, подтвердить готовность клиента к ним.
Основной формой проведения индивидуальной профконсультации является беседа. В ходе беседы профконсультант получает сведения о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, мотивах выбора области профессиональной деятельности. Интервью является одним из основных методов получения информации как в профконсультировании, так и в профориентационной работе. В профконсультировании его
используют как специальный метод анализа уникальности ситуации проблем клиента для повышения его мобильности в профессиональном самоопределении. Изучение социально-психологической готовности безработных к продолжению трудовой деятельности позволяет очень четко определить направление работы с ними.
Глава 2